NGS42
Погода

Сейчас+6°C

Сейчас в Кемерово

Погода+6°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +3

2 м/c,

южн.

735мм 49%
Подробнее
6 Пробки
USD 92,59
EUR 100,27
Город Мой любимый «Марсианин»

Мой любимый «Марсианин»

Один из лучших космических фильмов XXI века — о том, как выживает человек, которого бросили одного на Марсе

Вышел один из самых ожидаемых фильмов года — «Марсианин» Ридли Скотта, снятый по одному из самых громких научно-фантастических бестселлеров последних лет. Мэтт Деймон играет астронавта, которого спутники сочли мертвым и бросили на Марсе. В каком-то смысле Деймон отыгрывает снова своего космического изгоя и других трагических одиночек во вселенной из «Интерстеллара». Но на этот раз — с подробными и увлекательными ответами на вопросы о том, каково это, — вопросы, которые в «Интерстелларе» чаще пролистывали. Посмотрев это «Спасение рядового Райана в космосе», корреспондент НГС.АФИША давно так не жалела о том, что в школе не стала ботаником — во всех смыслах этого слова.

«Марсианин» (The Martian; США, 2015) — фантастика. Реж. — Ридли Скотт («Чужой», «Бегущий по лезвию», «Гладиатор»). В ролях: Мэтт Деймон, Джессика Честейн, Кейт Мара. 3D. 141 минута. 16+

В неопределенном — но явно не очень далеком — будущем участники экспедиции на Марс из-за сильной бури срочно эвакуируются. Астронавт Марк Уотни (Мэтт Деймон) пропал с радаров. Шансов, что он жив, нет. Остальные — под угрозой. Поэтому командир Льюис (Джессика Честейн, дочь путешественника за горизонт событий, — в «Интерстелларе»; агент ЦРУ, уничтожившая Бен Ладена, — в «Цели номер один») принимает решение срочно взлетать.

Бьшая часть фильма — по-робинзоньи скрупулезные подробности того, как Марк обустраивает свое выживание, и его болтовня с воображаемыми собеседниками — с нами — с камерами наблюдения в модуле. А также — отчаянная суета людей на Земле, после того как они наконец узнают, что один из нас потерялся в 80 млн км от нашего муравейника.

«Марсианин» снят по одноименному бестселлеру. Пять лет назад простой калифорнийский программист Энди Уир начал по главам выкладывать в личном блоге свой первый роман об одиночестве на Марсе. Читатели упросили Уира сделать версию для Kindle — ее продажи взлетели до небес, а саму книжку объявили одним из лучших фантастических романов последних лет. Роман в сценарий превратил Дрю Годдар, писавший для «LOST», потом написавший «Монстро», а затем — свой режиссерский дебют: восхитительную шкатулку с миллионом секретов и приветов «Хижина в лесу». Годдар должен был сам снимать и «Марсианина» — но предпочел другой проект. Так «Марсианин» оказался у Ридли Скотта, фантастического гения, который, правда, в последние годы пребывает не в лучшей форме — даже вернувшись в свою вселенную «Чужого», он сделал там довольно спорного «Прометея».

Однако «Марсианин» — противоположность «Прометею». Там космический быт и осязаемость боли, холода и страха отступали перед философией: кто мы, откуда, куда мы идем. «Марсианин», наоборот, предельно близок к делу и телу.

Гик Энди Уир (а фильм, несмотря на неизбежные сокращения, вполне близок к тексту, — судя по отзывам) был одержим реалистичностью. Самая сильная натяжка с точки зрения научной достоверности в «Марсианине» — завязка: в атмосфере Марса бури — безвредная ерунда. Всё остальное, включая 6 марсианских соток, на которых Марк растит свою картошечку, — ученые в основном одобряют.

Пару раз во время просмотра ловишь себя на мимолетной глупости: «Интересно, как было на самом деле?», — то есть у фильма есть убедительность совершенно реальной истории. И — мощная энергия, которая тащит вперед сюжет, — и запас которой зритель еще и унесет с собой.

Это не совсем тот фильм, который можно ожидать вначале — он не про беспредельное одиночество. И не два часа наедине с Мэттом Деймоном (что само по себе, конечно, может, и неплохо). В каком-то смысле это марсианский «Робинзон Крузо» — но не совсем. Как и в «Робинзоне Крузо», гимн системе ценностей, которая позволяет их носителю выжить в невыносимых условиях, тут зашифрован под пособие по обустройству хозяйства.

Но роль, которую в «Робинзоне» играло безмолвно наблюдающее за островным изгоем провидение, в «Марсианине» играют люди. Вначале — сотрудники НАСА, а потом — весь мир. Через свои телескопы и прочие техсредства они пытаются приглядеть за потерявшимся сородичем.

И, конечно, не позволят тем, кто ворочает космическими бюджетами, его там бросить; в этой человеческой солидарности — путь к спасению. А еще, конечно, как говорит герой Мэтта Деймона, «из этого дерьма меня вытащит только наука». Можно рассматривать это как иллюстрацию к тому, как религиозную этику времен «Робинзона Крузо» сменяет светская. Но вообще философские искания, которые практически утопили «Прометей», в «Марсианине» на поверхности сведены на нет: осталось только распятие, которое Марк, извинившись, использует сильно не по назначению, да шутка сотрудника НАСА: «Вы верите в Бога?» — «Мой папа индус, а мама — баптистка. Я верю в нескольких».

Нет и серьезного лица, которое носили «Прометей» и «Интерстеллар» от титров до титров. Из «Марсианина» ясно, что без юмора не выжить. И Марк выживает именно так, а в его истории много смешного. Единственная душевная боль, о которой герой не стесняется говорить, — то, что в модуле из музыки — только хиты 1970-х; диско да немножко Дэвид Боуи и сопровождают весь фильм.

Как и «Интерстеллар», и «Гравитация», «Марсианин» — кино о космосе новой эпохи: мира, уже пережившего постмодернизм с его тотальной иронией, — зато уже очень близкого к тому, чтобы полететь на Марс по-настоящему.

Новые космические блокбастеры говорят об этом серьезно, искренне, с восторгом и (в хорошем смысле слова) пафосом — которых не было, кажется, с 1960-х годов. Если бы я верила в теории заговора и вообще «пиар и пропаганду» как двигатели всего вокруг, я бы выстроила теорию о том, как такие фильмы спонсируются властями США в качестве пропаганды космических программ, — но я не верю. Космос действительно очень близок; мы, видимо, станем современниками первых людей на Марсе (по оптимистичным прогнозам, это 2020–2030-е годы). И это так круто, что не надо выдумывать дополнительные интересности. Вот и в «Марсианине» их нет. Снятая в Иордании красная планета суха и прозаична. Сюжету особо некуда срулить. Но от фильма при этом не оторваться (хотя если вам не понравилась, скажем, та же «Гравитация», — вероятно, не понравится и это кино).

Наверняка не один подросток после «Марсианина» определится в сторону научной карьеры (вообще, ограничение 16+, видимо, продиктовано исключительно тем, что в какой-то момент из душа выходит голая задница героя). Этот триумф разума, естественных наук и гуманизма выглядит уж очень убедительно, — хотя местами даже чересчур идеалистично. А может быть, это просто так кажется из современной России, где идеализм сильно не в моде. Кстати, нас в «Марсианине» нету. Обычная роль коммунистов с загадочной душой, которые, посовещавшись в кабинетах, достают из своих засекреченных закромов родины крепко сколоченную штуковину (которая поможет всех спасти), тут отдана китайцам.

Елена Полякова

Кадры из фильма — kinopoisk.ru

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства