Город «Тайные солдаты Бенгази»: Абдулла, разжигай!

«Тайные солдаты Бенгази»: Абдулла, разжигай!

Брутальный боевик от режиссера «Трансформеров» зашвыривает зрителя в эпицентр военного ада в Ливии — и возмущает многих американцев

Премьеры этой недели позволяют стереотипной семье разойтись по залам мультиплекса так: чадо посадили смотреть третью «Кунг-фу Панду», мама — с носовым платком наготове — идет на «Девушку из Дании», папа — на «13 часов: тайные солдаты Бенгази». Крепкое мужское кино для тех, кому нравится, скажем, «Падение черного ястреба», основанное на реальных событиях, которых, к сожалению, на Ближнем Востоке сейчас происходит слишком много.

«13 часов: тайные солдаты Бенгази» (13 Hours: The Secret Soldiers of Benghazi). США, 2016. Реж. — Майкл Бэй («Армагеддон», «Перл-Харбор», «Трансформеры»). 144 минуты. 18+

«Это стремное место. Тут не только жарко, как в аду, но и хрен отличишь хороших от плохих», — говорит один из героев фильма «13 часов: тайные солдаты Бенгази» другому герою, который только что приехал в постреволюционную ливийскую столицу, где оружие продают на каждом углу пучками, как редиску. Героев, правда, друг от друга тоже хрен отличишь, такие уж они хорошие. Все шестеро — мускулистые бородатые контрактники, охраняющие базу ЦРУ в Бенгази. ЦРУшники относятся к ним — старым солдатам, которые не знают слов дипломатических сношений и не заканчивали Гарвардов, — довольно пренебрежительно. Характеры героев обрисованы двумя красками — казарменного юмора и скупой мужской печали: всем им грустновато оттого, что их дети сейчас переживают первые шаги (или, скажем, первое похмелье) вдали от папы.

Наступает главный день — точнее, ночь — действия: 11 сентября 2012 года, когда боевики отпраздновали годовщину теракта нападениями на американское посольство и базу ЦРУ. И крутой шестерке пришлось круто действовать — вопреки численному превосходству противника и нерешительности начальства, которое долго прятало голову в песок.

Таково, по крайней мере, видение тех событий в фильме — не все американские граждане с ним согласны; есть свидетельства очевидцев о противоположном: о том, что спецназовцам не мешали, не отказывали в поддержке и так далее.

Кино оказалось картой в предвыборной борьбе против Хилари Клинтон, которая в то время была главой госдепартамента и впоследствии обвинялась (и признала свою ответственность) в том, что меры безопасности для посольства в Бенгази были явно недостаточными.

По меркам Майкла Бэя, привыкшего дирижировать авианосцами (в «Перл-Харбор»), астероидами (в «Армагеддоне») и гигантскими человекоподобными роботами (во всех «Трансформерах»), «Солдаты Бенгази» с их 50-миллионным бюджетом и диспозицией «несколько спецназовцев и несколько десятков террористов с парой минометов непрерывно палят друг в друга» — это практически камерный фильм. Прямо-таки арт-хаус, перекур между «Трансформерами». Но это только по меркам Бэя, поэтому — после нагнетающего тревогу почти часового введения в курс того, насколько небезопасно в Бенгази, — кино стремительно взвивается в полуторачасовой непрерывный бой.

Естественно, тут все просто и выпукло. Враги — многочисленны и безлики, их мотивы — непонятны (да и никто не интересуется), герои-бойцы — безупречны, те, кто сидят в кабинетах, — слабаки.

Конечно, у «Солдат Бенгази» неизбежно очень американоцентричная картина мира и милитаристские замашки, — и это притом что создатели фильма явно пытаются угодить той части публики, которая такое не любит, усложнив расклад и уравновесив акценты. Но сам формат крутого боевика про наших и ваших в своей святой простоте неизбежно делает любое усложнение неубедительным, а милитаристский угар в нем торжествует просто сам по себе, потому что взрывы и перестрелки в этом фильме — самое упоительное; и всем нравится, что «Солдаты Бенгази» никак не могут закончиться (хотя примерно полчаса в них явно лишние).

Даже больше, чем боевые сцены — и вообще больше всего, — в нем удалась устрашающая атмосфера Бенгази (снимали его преимущественно в Марокко), недобро сжимающегося вокруг пришельцев.

В общем, это несколько однообразный, немного затянутый, но вполне приличный боевик.

Альтернатива для тех, кто хочет действительно хорошего кино на ту же тему (американцы на Ближнем Востоке; солдат, который устал от войны, но не знает, как жить без нее), — остаться дома и посмотреть «Американского снайпера» Клинта Иствуда (который тоже вовсе не пацифистский и дает слово сторонникам военных мер, но, естественно, тоньше в нюансах, потому что это — Клинт Иствуд), — и вообще великолепный «Повелитель бури», несколько лет назад уведший «Оскара» у Джеймса Кэмерона.

Елена Полякова

Кадры из фильма — kinopoisk.ru

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства