Город Смотрим кино с экспертом: самая опасная женщина в городе

Смотрим кино с экспертом: самая опасная женщина в городе

Фотомодель смотрит и комментирует «Неонового демона» — самый дикий и шокирующий фильм года — и рассказывает, правда ли, что у девушек в 20 лет выходит срок годности

До российского проката добрался один из самых интригующих фильмов года — триллер «Неоновый демон» Николаса Виндинга Рефна — датчанина, больше всего известного жестью про викингов «Валгалла» и неонуаром «Драйв». Его новое кино своей глянцевой оболочкой, под которой копошится что-то жуткое, выглядит роднёй фильмам Дэвида Линча и Дарио Ардженто, «Черному лебедю» и «Шоугерлз». Это — история шестнадцатилетней модели Джесси, которая покоряет Лос-Анджелес, пока конкурентки за двадцать завидуют свежести ее кожи и взгляда — завидуют до смерти. НГС.АФИША — для начала рубрики «Смотрим кино с экспертом» — посмотрела «Неонового демона» в компании модели из Новосибирска, работавшей в США, Европе и Азии.

118 минут. 18+

Шестнадцатилетняя Фрося Бурлакова из штата Джорджия (Эль Фаннинг — принцесса в «Малефисенте») приезжает в Лос-Анджелес, чтобы стать моделью. Селится в мотеле со стенами такого безрадостного цвета и узора, что из родной дыры незачем было и уезжать, и очень странным хозяином (Киану Ривз). Еще одна эпизодическая звезда помимо Ривза — Кристина Хендрикс, которая здесь словно бы играет свою рыжую героиню из «Безумцев», какими-то сатанинскими технологиями законсервированную на сорок лет (в жуткой логике «Неонового демона» это вероятно). «Я не умею ни петь, ни танцевать, ни писать, у меня нет талантов — но я красивая», — говорит о себе героиня. И она действительно гипнотически действует на всех заформалиненных акул лос-анджелесского модного бизнеса. Особенно тяжелеют взгляды у хирургически безупречных конкуренток Джесси, напоминающих друг другу, что у них заканчивается срок годности. «Неоновый демон» вообще — из той богатой кинематографической традиции, в которой Лос-Анджелес выглядит самым зловещим местом в мире.

Премьера «Неонового демона» была в основной программе Канн-2016 — там его откровенно презрели, — потом он провалился в прокате и получил неоднозначные рецензии в США. Это всё звучит как биография для потенциально культового фильма, который кто-то — пока остальные будут пребывать в отвращении или вежливом недоумении — сильно полюбит; уж очень много кинематографических сильных опытов он тянет за ниточки еще на уровне описания.

***

С какими-то такими ожиданиями я иду на «Неонового демона» в компании Юлии Прилеповой — модели агентства Elite Stars (Новосибирск), за 8 лет поработавшей в полутора десятках стран, включая США (что и делает ее нашим экспертом).

Юля рассказывает, что работает моделью с 18 лет; последние 2 года живет на Филиппинах («Там всегда лето, и получается, что одновременно работа и релакс»); наезжает в Новосибирск только по семейным делам; а из кино любит мультики и «Игру престолов». При продаже билетов кассирша в кинотеатре удостоверяется у — вообще-то 26-летней — Юли, попадает ли она под ценз 18+.

***

«Неоновый демон» оказывается ровно таким, как его название, — глянца в нем хватило бы на лакокрасочный завод, он манерный, тягучий, зловещий, преднамеренно неадекватный и в стилистике «вырви глаз» (и в смысле кислотных ярких цветов, и в смысле того, что там будет твориться на экране в финале, — кассирша не зря беспокоилась).

Это абсолютно женский хоррор — из тех, в которых мужчины сведены до роли полезных для сюжета артефактов или просто подушечек для колюще-режущих предметов. По случайному совпадению он выходит в российский прокат в один день с ремейком «Охотников за привидениями», где все роли теперь играют женщины, а парней берут только в секретари.

Впрочем, природа «женскости» у феминистских «Охотников» и «Неонового демона» разная — «Демон» воскрешает древнее (и для культуры, и для Голливуда) представление о зловещей и разрушительной женской природе. Его героини готовы хоть пить кровь девственниц ради сохранения красоты — единственного аргумента в их среде обитания.

Сама же модная среда предстает даже не миром животных, а миром каких-то кораллов дивных форм и оттенков в холодной воде. Тут много говорят о сексе, но занимаются им только один раз — символически: с трупом в морге. Чем дальше, тем больше на экране сюрреалистической физиологической дичи, суть которой так же незабываема (даже если хочется забыть), как финал «Повара, вора, его жены и ее любовника».

Но в итоге главной проблемой «Неонового демона» оказывается несоответствие отчаянности его мер — и эффекта. Там, где Дэвиду Линчу было достаточно завалявшейся на полу коробочки, чтобы впиться внутрь навсегда, «Неоновый демон» громоздит ужасы — но в итоге от того, что он пытался сказать и сделать, мало что остается после просмотра. И это несоответствие делает его больше всего похожим на детский стишок про некропедозоофила. Один раз — забавно.

***

Поэтому в итоге мы с экспертом выходим, хихикая:

— Ну, в «Игре престолов» бывало похуже?

— Ой, да. У меня двойственные впечатления. Если говорить про правду жизни… Вообще тут все придумано вокруг главного стереотипа, который чаще всего бывает у людей далеких от этой работы: что модели готовы друг друга съесть и устраивают какие-то подлости. Но я не сталкивалась с таким ни разу за 8 лет работы. Наоборот — обычно девочки помогают друг другу. В общем, таких ужастиков, конечно, не бывает, это очень преувеличено.

— Ага, это скорее такой преувеличенный гротеск про женский страх старости…

— И вот там, кстати, говорят, что после 20 лет ты никому не нужна, — это тоже преувеличение, потому что есть модели, которые работают и в 30 лет. Это как раз сейчас меняется, и сейчас многие начинают в 20–21 год. Очень молодых моделей — 12–14 лет — любят в Японии, наше агентство таких отправляет вместе с мамами.

Вот, кстати, думаю, если бы моя мама посмотрела этот фильм, когда мне было 18 лет и я начинала, — она бы очень испугалась. Она, конечно, тоже волновалась, но ее успокоило общение с родителями других моделей. Но вот, например, в Нью-Йорке мы жили в апартаментах с 10 девочками, и одна из них — ей было 16 — жила с мамой, которая ее поддерживала и ходила с ней на кастинги. Это еще один момент — модели живут в апартаментах, которые снимает агентство, а не в таких, как тут, — то ли мотелях, то ли борделях.

— А где моделям сложнее всего работать в смысле условий?

— В Китае, наверное, жестче всего условия: там всегда нужно отснять очень много одежды; зимняя коллекция снимается летом в жару, летняя — в холод. И в тот момент, когда в фильме девочке на съемке стало плохо, я подумала, что это не потому, что она… (спойлер и подробность не для слабонервных), а вспомнила вот такие моменты, когда очень жарко, а ты в корсете, в котором невозможно дышать.

— А Эль Фаннинг, которая играет главную героиню, похожа по типажу на перспективную модель?

— Вообще она очень красивая, и такая естественная красота действительно ценится, но она бы добилась успеха скорее в рекламе — но не в фэшн, не на подиуме, как в фильме. Особенно бы хорошо ей было в Азии — там популярно такое кукольное лицо, беби-фейс, светлая кожа, а рост не очень нужен, потому что одежда маленьких размеров.

Вообще, именно работая моделью, обнаруживаешь, что стандартов красоты в мире очень много. Например, на Филиппинах любят загорелую кожу, а в Китае — белую и чтобы ты была девочка-девочка. А в Нью-Йорке мне, наоборот, говорили, что я слишком женственна, а сейчас моден типаж андрогин — чтобы было непонятно, мальчик ты или девочка.

Елена Полякова

Фото kinopoisk.ru (1, 3–5), автора (2)

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства