Новые жёсткие меры наказания должны перевернуть представление обычных автомобилистов о важности работы скорой 
Новые жёсткие меры наказания должны перевернуть представление обычных автомобилистов о важности работы скорой 

После серии скандальных происшествий в России ужесточают наказание за любые препятствия работе скорой помощи — в окончательном чтении Госдума приняла поправки в КоАП и Уголовный кодекс. Неуступчивым водителям грозит лишение прав на срок до года, а в случае смерти пациента — вплоть до лишения свободы на срок до четырёх лет. Мы разобрались, как вести себя при встрече с медицинским автомобилем на дороге, чтобы не стать крайним.


Было и стало


Сейчас за непропуск любой спецмашины с включённым маячком и сиреной положен штраф 500 рублей или лишение прав на 1–3 месяца по статье 12.17 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Теперь штраф увеличивается до 3–5 тысяч рублей, а срок лишения — до 3–12 месяцев.


Новая статья 6.36 КоАП наказывает за воспрепятствование оказанию медпомощи штрафом в 4–5 тысяч рублей и касается уже не только водителей, но и всех, кто так или иначе помешал медикам. Например, не пускали их в квартиру или провоцировали драку. 


Если в результате состояние пациента ухудшилось и его здоровью причинён тяжкий вред, накажут по новой статье Уголовного кодекса — 124.1, которая предусматривает наказание вплоть до лишения свободы на срок до двух лет. Если пациент умер, максимальный срок заключения возрастает до четырёх лет.

Видео: Ютуб Info / YouTube.com

Работа над поправками началась в 2017 году после случая в Петропавловске-Камчатском, где автомобилист так долго не давал проехать скорой, что 21-летний пациент, к которому вызвали медиков, скончался.


Как пропускать скорую помощь


Порядочный водитель пропускает спецмашины не только из страха получить штраф, но и просто по-человечески. Уступить дорогу — это, например, освободить полосу или не двигаться на свой зелёный, если с поперечного направления летит скорая с сиреной. Пропускать нужно машины со специальной окраской (цветографическими схемами), включённым маячком и сиреной — все три условия обязательны. Кроме того, экипаж машины должен выполнять неотложное служебное задание.


Но бывают ситуации, когда пропустить сложно — например, машины едут в плотном потоке или стоят в пробке. Иногда уступить можно, лишь нарушив правила, как героиня видео ниже. Кстати, за своё благородство она получила штраф с автоматической камеры (800 рублей за наезд на стоп-линию), который после шумихи в интернете отменили.

Владелица Hyundai Solaris пропустила скорую помощь, но камера зафиксировала заезд на стоп-линию. архив


Ещё меньше повезло герою этого материала: молодой водитель пытался пропустить пожарную машину, выехав за стоп-линию, и также получил штраф за её пересечение. Но даже суды высших инстанций не нашли повода его оправдать, посчитав благородство избыточным.


— К сожалению, практика по таким делам неоднозначна, — комментирует автоюрист Лев Воропаев. — Я думаю, 90 процентов водителей поступили бы так же, но суды часто подходят к вопросу формально. Когда водитель стоит на месте, по сути, он не продолжает и не возобновляет движение, то есть, согласно ПДД, обязанности уступать дорогу у него не возникает. Но ещё раз говорю — формальная и человеческая позиция здесь могут не совпадать.


Что делать в ситуации, когда вы заметили машину со спецсигналом и сиреной, но пропустить её сложно из-за объективных причин?


— Конечно, нужно сделать всё возможное, не нарушая при этом правил, — говорит Лев Воропаев. — Если же ситуация совсем патовая и водителю просто некуда деваться (например, он стоит в пробке перед машиной скорой помощи), то и обязанности пропускать не возникает: Верховный суд разъяснял этот момент.


Если водитель имеет возможность пропустить, но при этом нарушит правила, вопрос переходит из юридической плоскости в этическую: формальных требований «нарушать ради пропускания» в таком случае нет, но иногда это может спасти кому-то жизнь. Бывает, ГИБДД и суды учитывают эти факторы, в других же случаях требуют соблюдения буквы закона.


Усиление ответственности за непропуск спецмашин будет чаще подталкивать водителей пропускать любой ценой, в том числе, нарушая другие пункты ПДД.


Если случилось ДТП


При выезде на задание спецмашины могут отступать от ряда правил, например, проезжать на запрещающий сигнал и ездить по встречной полосе. При включенной сирене и маячке остальные водители должны уступать им дорогу, но из-за внезапности появления спецмашин аварии вполне вероятны.


— Раньше при столкновении автомобиля с машиной скорой помощи, которая ехала с проблесковым маячком и сиреной, почти в 100 процентах случаев виновным оказывался обычный водитель, — комментирует Лев Воропаев. — Потом практика стала ломаться: суды начали учитывать, убедился ли водитель скорой помощи, что ему предоставляют преимущество. Поэтому сейчас практика — 50 на 50.


Тем не менее нынешние поправки могут на неё повлиять.


— Грубые нарушения, которые помешали проезду скорой помощи или привели к ДТП, суды в отдельных случаях могут интерпретировать как умышленные деяния, а значит, если пациент умер или его здоровье серьёзно ухудшилось, водителю вменят уже статью Уголовного кодекса, — добавляет Лев Воропаев.


Перед вступлением в силу новый законопроект пройдёт ещё несколько стадий согласования, но уже формальных: скорее всего, нынешняя редакция — окончательная. Изначально за непропуск скорой помощи предлагали штраф в 30 тысяч рублей, но депутаты не поддержали столь резкое усиление наказания. 

Поддерживаете ли вы ужесточение наказания за препятствие работе бригад скорой помощи?

Авторизируйтесь, чтобы проголосоватьОпрос завершенВы успешно проголосовали! Результаты будут опубликованы по завершении опроса.
  • Да, они спасают жизни
  • Поддержал бы, но правила сформулированы нечётко: будет много споров
  • Нет, бессмысленные поправки
  • Надоело вечное затягивание гаек!
К сожалению, ваш браузер сильно устарел и не поддерживает технологию голосования