Современную жизнь невозможно представить без электричества. Когда отключают свет даже на полчаса, нельзя согреть чай, приготовить обед и сделать другие привычные вещи. Чтобы люди могли жить в тепле и комфорте, тысячи горняков добывают уголь по всей стране. Мы узнали, как работают шахты и разрезы СУЭК, поговорили с сотрудниками, которые там трудятся, и заглянули в такие уголки, которые мало кому из обычных людей посчастливилось увидеть вживую.
как добывают уголь в век цифровых технологий и современных машин
Добычу угля проводят двумя способами: открытым и подземным. Как устроена работа шахт, которые занимаются подземной добычей, можно посмотреть в Кузбассе — одном из крупнейших угольных бассейнов в мире. В АО «СУЭК-Кузбасс» входят шахты имени С. М. Кирова, «Талдинская-Западная 1», «Талдинская-Западная 2», имени А. Д. Рубана, имени 7 Ноября — Новая, имени В. Д. Ялевского и «Комсомолец». На каждой шахте трудится около 1500–1700 человек.

Работа шахтера начинается с того, что он проходит предсменный контроль трезвости и медицинское освидетельствование в административно-бытовом комбинате (АБК). Затем работники получают наряд, проходят инструктаж, переодеваются и отправляются к непосредственному месту работы. На некоторых предприятиях спуск в выработки находится рядом с АБК, а где-то нужно ехать на вахтовом автомобиле. Смена шахтера начинается, когда он прибывает в забой, и длится восемь часов.
Добыча угля на кузбасских шахтах СУЭК проводится на глубине от 350 до 600 метров. Как же попасть с поверхности земли к месту работы? В СУЭК используют несколько способов для перевозки людей и оборудования. Есть напочвенный транспорт, когда по рельсам перемещаются электровозы или дизельные машины. Второй способ — это когда по кровле горной выработки (так называется потолок) проложена монорельсовая дорога, по которой движется подвесной дизелевоз. А недавно в СУЭК стали внедрять современный пневмотранспорт. Это похожие на внедорожники-дрифтраннеры, они перемещаются на колесах по почве. Планируется, что этот быстрый и безопасный способ в будущем заменит все остальные.

Для того чтобы можно было добывать уголь, сначала проходчики подготавливают лаву — коридор, где затем комбайн будет срезать слои полезного ископаемого. Это называется очистной забой — здесь формируют инфраструктуру, которая потом позволит работать добычникам. Нужно укрепить ствол шахты, чтобы порода не обрушилась, позаботиться о противопожарной защите, наладить подачу воды и воздуха, транспортировку угля по ленточным конвейерам и доставку материалов и людей в лаву.
Сейчас уголь добывают с помощью современной техники — очистных комбайнов. Они срезают стружку, которая ложится на забойный конвейер и потом по сети горных выработок выходит на-гора. В шахтах нет ни шахтеров с отбойными молотками, которые лопатой грузят уголь в тачку; ни канареек, чтобы определить, концентрацию газа метана. СУЭК использует самое современное очистное и проходческое оборудование и автоматизированные системы безопасности.

Также в шахте множество сопутствующего оборудования: самоходные вагоны, бункеры, ленточные конвейеры, маленькие колесные погрузчики. Под землей проложена целая сеть, где по своему графику и сложным маршрутам двигаются машины.
— У нас есть собственный Центр подготовки и развития персонала, где мы обучаем сотрудников различным профессиям. Стремимся, чтобы наши люди не ограничивались одной специальностью. Например, человек может быть и машинистом горных выемочных машин, и проходчиком, и горнорабочим очистного забоя, но при этом у него должны быть все удостоверения и разрешения для этих работ плюс навыки и практика. Поэтому сейчас шахтер — профессионал, обладающий большим объемом знаний. Чтобы добыть тонну угля, нужны не кайло и лопата, а умение работать на современном оборудовании, — пояснил директор по вспомогательным операциям АО «СУЭК-Кузбасс» Александр Понизов.
Сегодня шахтер — это высокоинтеллектуальный, образованный человек, работающий на сложном оборудовании. Конечно, иногда приходится взять в руки лопату или топорик, но большая часть процессов в шахте механизированы.
Благодаря новым технологиям производительность шахт значительно увеличилась. Если 15–20 лет назад шахта имени С. М. Кирова при численности 5000 человек добывала 3 миллиона тонн угля, то сейчас при численности
Помимо собственно добычи черного золота, в шахтах много сопровождающих процессов и вспомогательных сервисных предприятий. Под землей и на земле создана огромная инфраструктура: есть завод по ремонту и изготовлению техники, собственное монтажное предприятие, управление дегазации и утилизации метана и другие подразделения. В шахте невозможно работать без воздуха, поэтому строят сеть вентиляторных установок на поверхности. Также здесь свои линии электропередачи. В административно-бытовом комбинате расположены производственные участки, мойки, столовая, раздевалки, отдел кадров и другие административные службы.
И это притом что условия добычи стали более суровыми — больше газа, обводненности, горного давления и много других осложняющих факторов.
1500 человек
может добывать
7 000 000 тонн
На шахтах СУЭК применяется самое современное оборудование, которое позволяет не только ставить мировые рекорды, но и минимизировать риск аварийных ситуаций. У каждого шахтера на каске есть светильники с датчиками метана. Устройства позволяют связать человека с диспетчером или обнаружить его в любой точке шахты. Кроме того, все проходческие и очистные забои оборудованы специальными видеокамерами, направленными на датчики в очистных забоях и определяющими безопасность.
— Когда я только начинал свою деятельность в конце 90-х, была статистика: на миллион тонн добытого угля теряли одного человека. Сейчас мы добываем около 30 миллионов тонн в год, и смертельный случай на производстве — это катастрофическое событие, которое происходит крайне редко. За последние 10–15 лет у нас постоянно снижается уровень травматизма и аварий. Сейчас профессия шахтера намного безопаснее профессии водителя автомобиля, — пояснил Александр Понизов.
Старожилы вспоминают, что в 90-х работать шахтером было не очень престижно, но постепенно ситуация изменилась. Авторитет профессии постоянно повышается. На шахтах СУЭК много династий, где молодежь гордится тем, что их деды, отцы, старшие братья и матери работали на шахте.

Компания привлекает школьников и студентов, проводит различные мероприятия, где рассказывает о работе шахтеров, показывает, в каких хороших условиях трудятся люди, и сколько мастерства и сложных навыков нужно, чтобы стать профессионалом. Раз в полгода проводят заседания клубов «Проходчик» и «Добычник», где коллеги могут пообщаться, поделиться успехами и взять обязательства на следующие полгода. И, конечно же, в День шахтера весь регион чествует горняков, ведь эта профессия достойна максимального уважения.
Открытая добыча угля возможна там, где пласты полезного ископаемого залегают близко к поверхности земли. Чтобы добраться до него, сначала нужно убрать верхний слой пустых пород — провести вскрышные работы. Например, на Харанорском разрезе уголь залегает на глубине порядка 100 метров.

Вскрывают угольные пласты с помощью экскаваторов. На вскрыше в Харанорском разрезе работают российские ЭКГ-12,5, японские Komatsu PC4000, PC3000 и PC1250, Hitachi EX1900. А на добыче — роторные ЭР-1250. Всего здесь трудятся четыре экскаватора на добыче, семь на вскрыше и три вспомогательные машины. Их производительность и размеры поистине впечатляют. Например, ЭР-1250 имеет длину 50 метров, а высоту — 24 метра, размером с жилую восьмиэтажку. На этом участке самая массовая профессия — машинист и помощник машиниста экскаватора.
Пустую породу от вскрыши загружают на самосвалы и увозят в отвалы. На разрезе есть внутренние отвалы, образовавшиеся после выемки угля, и внешние. У предприятия огромный парк БелАЗов грузоподъемностью 220 и 130 тонн — только крупных самосвалов грузоподъемностью 220 тонн в наличии 18 штук. Для вспомогательных работ используются бульдозеры Liebherr, колесные бульдозеры «Четра», автогрейдеры John Deer, Cat. Управлять современной техникой очень непросто, поэтому все специалисты — машинисты экскаваторов, машинисты грейдеров, водители самосвалов, инженеры-механики — проходят специальную подготовку в собственных учебных центрах СУЭК.
2/3 угля СУЭК добывает открытым способом. В состав компании входит 17 разрезов. Подробнее об открытом способе добычи угля рассказали сотрудники Харанорского разреза в Забайкальском крае.

Харанорский угольный разрез был образован в 1970 году. Сейчас здесь добывают более 5 миллионов тонн бурого угля, который поставляется на Читинскую ТЭЦ-1, Техногорскую ГРЭС, Шерловогорскую ТЭЦ, Драгунскую ТЭЦ. На Харанорском разрезе трудятся около тысячи человек.
Елена Кириллова — хрупкая блондинка, глядя на которую, никогда не угадаешь ее профессию — водитель БелАЗа. Несмотря на то что рядом со своей машиной она выглядит настоящей Дюймовочкой — едва доходит до середины колеса — с начала года она работает водителем на Харанорском разрезе. Раньше Елена работала в больнице, но когда узнала, что СУЭК набирает женщин на вакансию водителей, не побоялась освоить новую профессию в 44 года.
— Женщин начали брать на работу белазистами только в этом году, нас пока мало, но принимают еще. Для нас сделали отдельные кабинки, душ на втором этаже. Работа мне нравится — наверное, я с рождения водитель — люблю руль, дорогу. Раньше ездила и на мотоцикле, и на автомобиле.

Тяжеловато, страшно бывает — такую огромную машину водить. Ездишь по кругу: от экскаватора на отвал, от отвала к экскаватору по 12 часов. Некоторые отвалы находятся на расстоянии четыре километра, другие — в двух километрах, бывает, за смену и сто с лишним километров наездишь. Работаю сменами: дневная, ночная, отсыпной, выходной.

Первым делом, придя на работу, мы проходим медобследование: алкогольный датчик, измерение температуры и давления. Если всё в порядке, нам дают допуск, и мы идем на наряд. Переодеваемся, берем путевой лист, и нас везут на автомобилях в карьер.

Затем принимаем смену: осматриваем автомобиль, проверяем его техническое состояние, колеса, электрику. Обычно работаю на одной машине, но иногда бывают замены. Экипаж одного автомобиля — четыре человека.

Конечно, есть моменты, когда требуется помощь. Например, я не могу протянуть колесо, здесь нужна мужская сила. Да и вес мне не позволяет — чтобы их закрутить такие гайки, на них висят довольно крупные мужчины. Помогают коллеги, контролеры-механики, — рассказала Елена.
Добытый уголь роторный экскаватор сразу грузит в железнодорожные вагоны. Тепловозы группами из восьми вагонов спускаются по путям вниз, загружаются и возвращаются на собственную железнодорожную станцию. На территории разреза их целых три: «Карьерная», «Объединенная» и «Северная». Здесь есть служба движения, служба пути, служба тяги и другие подразделения, как на большой железной дороге, где трудятся машинисты и помощники машиниста тепловозов, дежурные диспетчеры, дежурные по переезду и дежурные стрелочного поста, составители поездов, вагонники-ремонтники и машинисты грейферных кранов.
На станциях из маленьких групп вагонов с углем, которые подняли из карьера, формируют длинные составы по 20, 40, 60 вагонов. Готовые составы забирает РЖД и доставляет потребителю в Читу, Ясногорск и другие населенные пункты. Также с Харанорского разреза идут экспортные поставки в разные страны. А около 1,5–2% топлива самовывозом забирают местные жители: частный сектор, школы и детские сады, которые отапливаются от собственных котельных.
Ну и, конечно же, как и на любом предприятии, на Харанорском разрезе есть административная служба и вспомогательные подразделения: управление, отдел кадров, бухгалтерия, отдел материально-технического снабжения, механическая служба, отвечающая за ремонт оборудования, и энергетическая служба. Служба ОТК проверяет в собственной лаборатории весь уголь, который идет потребителям: отбирает пробы, делает паспорта и сертификаты продукции, как положено по закону. Маркшейдерско-геологическая служба проводит съемку, подсчет запасов и контролирует изъятие угля.
— Изначально разрез закладывался с применением комбинированной системой разработки по вскрыше и применением железнодорожного и автомобильного транспорта. На сегодняшний день мы полностью перешли на автомобильную вскрышу, а все железнодорожные отвалы до полной емкости заполняются автотранспортом. Для удаления подземных вод из угольных пластов применяется опережающее осушение: прямо с поверхности земли до угольного пласта бурятся артезианские скважины которые оборудуются погружными глубинными насосами и откачиваем воду. Откачанную воду через очистные сооружения сбрасываем в озеро Харанор.
На предприятии активно применяют новые разработки, помогающие повысить эффективность и безопасность.
В будни горняков активно внедряют цифровые технологии. Например, предсменный контроль персонала на АО «Разрез Харанорский» обеспечивает электронная система мониторинга «ЮМС». Она измеряет кровяное давление, пульс, температуру тела, активность центральной нервной системы, фиксирует результат в компьютере и выдает сотруднику талон с результатами обследования. Далее работник проходит предсменный экзаменатор, на котором он отвечает на вопросы по безопасности, эти данные также сохраняются в системе. А на карьерных самосвалах и насосных установках используется система «Автограф», которая показывает скорость автомобиля, маршрут его движения, загруженную горную массу, количество топлива. Это позволяет дистанционно контролировать работу.
Поскольку сейчас сложности с запчастями для импортной техники, мы развиваем ресурсную ремонтную базу: близлежащие ремзаводы занимаются восстановительным ремонтом, а порой и изготовлением деталей. Например, делают литье, траки, зубья — то, что быстро изнашивается у экскаваторов. Черновский РМЗ, который тоже входит в СУЭК, даже изготавливает ковши для экскаваторов.
Также мы планируем большой проект реконструкции железнодорожного хозяйства, чтобы перейти на новую цифровую систему управления станциями, — поделился технический директор АО «Разрез Харанорский» Петр Габидулин.
Просмотров: 14 542