Коклюш — весьма мучительная болезнь. Невыносимый кашель до рвоты может длиться месяцами. В сентябре только в одном Красноярском крае выявили в 125 раз больше случаев заболевания, чем в сентябре прошлого года. Наши коллеги из NGS24.RU расспросили людей, недавно перенесших коклюш, — истории довольно жуткие. Похоже, медики отвыкли от встреч с этой болезнью, поэтому диагностируют ее не сразу.
«Когда тебя рвет на глазах людей — это унизительно»
Екатерина заболела в сентябре. Всё началось как обычная ОРВИ: температура, насморк, кашель вначале совсем слабый. К врачу не пошла, на носу был отпуск, взяла пару отгулов, чтобы отлежаться дома.
— Симптомы ОРВИ быстро прошли, но кашель оставался. Однако билеты были куплены — полетела в отпуск. Вот там начался настоящий треш. В первый же день открылся кашель, какого не было у меня никогда. Я шла по улице, и меня вырвало. Потом еще заложило ухо.
В отпуске я пошла к врачу. Он поставил мне ларинготрахеит, прописал таблетки и отпустил. Легче не становилось совсем. Кашляла до рвоты, болели абсолютно все мышцы. Никакие конфеты, чай, таблетки не облегчали кашель.
Я прилетела обратно, дома стало еще хуже. Я кашляла всё сильнее, даже ночью. Я вообще не могла спать, потому что в горизонтальном положении задыхалась и кашляла еще больше. Рвало от кашля жутко. Пришлось каждый день пить препарат от тошноты, чтобы хотя бы можно было идти по улице.
Я выбрала врача по отзывам в 2GIS. Врач мне сказала, что это из-за почек, и назначила БАДы. Их я даже принимать не стала.
Потом был следующий врач, заявивший, что это точно пневмония. Правда, флюорография опровергла его умозаключение.
Затем я пошла к лору по отзывам с сайта «ПроДокторов». Он поставил мне фарингит и назначил таблетки. Результат нулевой. К тому времени я болела уже полтора месяца.
У меня была настоящая истерика, я кашляла и ревела. У меня жизнь стояла на стопе, я не могла ни работать нормально, ни спать. Спала я по часу-два, когда уже отрубалась от изнеможения.
Люди шарахались от меня на улице, как от прокаженной. Такого жуткого, лишающего человеческого достоинства заболевания я еще не видела. Когда тебя рвет на глазах других людей — это унизительно. Они сразу думают, что ты наркоманка или алкашка.
В общей сложности я прошла 8 частных врачей и потратила на всё про всё около 40 тысяч. Чтобы получить нулевой результат.
А потом по рекомендации знакомой я пошла в частную клинику, у которой в 2GIS по отзывам была тройка с плюсом. Именно там и диагностировали коклюш. Мне назначили препараты, которые подавляют кашель. И еще научили, что нужно спать полусидя, объяснили, как поднять матрас. Под него я положила крупные диванные подушки. Спина просто отваливалась наутро, но я спала! Это была уже победа! Правда, матрас из-за этого испортился, он погнулся, пришлось покупать новый, а это тоже недешево.
Сейчас я всё еще кашляю, но уже не так сильно. И сплю ночами. Препараты всё еще пью. Врач предупредил, что кашель продлится от двух месяцев до года, ничего не поделаешь. И сказал, что в этом году просто вал пациентов с таким же кашлем. В следующем году планирую поставить прививку от коклюша, — подытоживает Екатерина.
Статистика по коклюшу
Этой осенью в нескольких регионах России открыто признали подъем заболеваемости коклюшем. В Томской области — 164 случая (в прошлом году было два), в Челябинской — 182 случая (в прошлом году — 21), в Татарстане — 666 случаев (в прошлом году — 8).
Спросили в крупных сетевых лабораториях: стали ли люди чаще обращаться за анализами на коклюш или нет?
— В лаборатории «Гемотест» рост количества исследований на коклюш в Красноярске наблюдается с мая. В мае количество исследований на коклюш увеличилось на 33%, в июне — на 77% по сравнению с апрельскими данными. Каждый месяц до октября отмечается прирост количества исследований. Особенно резкий рост замечен в октябре — количество исследований на коклюш увеличилось в 23 раза по сравнению с апрелем, — сообщили нам в пресс-службе сети «Гемотест».
В «Инвитро» согласились, что всплеск заболеваемости есть, но предупредили, что вести статистику по взятым анализам не имеет смысла. Самый распространенный анализ на коклюш — бактериальный посев — даст результат лишь на раннем сроке болезни, а берут его обычно, когда человек кашляет уже не первую неделю. Более информативен мазок из носоглотки методом ПЦР. Но и он необязателен для постановки диагноза.
— Диагноз, как правило, ставится на основании приступов характерного спазматического кашля. Кашель с репризами (задержка дыхания между приступами кашля), с тошнотой и рвотой с отхождением вязкой мокроты в конце приступа — это основной клинический симптом, который позволяет поставить диагноз «коклюш» без лабораторного подтверждения, — пояснил нам инфекционист, кандидат медицинских наук, главный врач клинико-диагностической лаборатории «Инвитро-Сибирь» Андрей Поздняков.
А что с диагностикой?
А с диагностикой, похоже, всё непросто. Красноярка Нина закашляла в конце июня. Как многие, подумала, что это легкая простуда, которая сама пройдет. В середине июля она всё же пришла в поликлинику и рассказала, что кашель нарастает уже две недели. На снимке легкие были чистыми, а других анализов ей не назначили. Поставили диагноз «бронхит», выписали муколитики и антибиотики.
— Следующие две недели кашель только усиливался. Начались спазмы: горло смыкается, я не могу ни вдохнуть, ни выдохнуть. Сатурация в эти моменты падала до 87. Я снова пошла к врачу, а она: «Странно, должно было пройти, наверное, у тебя астма начинается». Ни анализов, ничего. Назначили ингаляции, они немного снимали спазм. Но от кашля началась межреберная невралгия, болела спина, болела голова, — вспоминает Нина.
В конце июля кашляла уже вся семья. Взрослые задыхались, двое привитых детей просто кашляли. В августе Нину спас телефонный разговор со знакомой инфекционисткой: услышав в трубке кашель, знакомая предположила коклюш.
— Я на следующий день сдала анализы в частной лаборатории, и они показали, что у меня коклюш. Я даже не представляла, что эта болезнь вернулась. Опубликовала пост в соцсети, а мне начали многие писать, что они тоже переболели летом. Сейчас я кашляю 4–5 раз в день легким кашлем. Прошло пять месяцев, — говорит Нина.
«Жуткий кашель, ни спать, ни есть, приступы до рвоты. Ни педиатр, ни терапевт диагноза не поставили»
Мы попросили наших читателей поделиться своим опытом, если они болели коклюшем недавно. Нам написали 17 человек. Истории у всех разные, но у большинства есть общий момент: врачи в поликлиниках далеко не сразу понимают, что происходит. Первое время они назначают препараты от более привычных болезней: пневмонии, бронхита, астмы.
— Я и старшая дочь заболели в июне. Жуткий кашель, ни спать, ни есть, приступы до рвоты. Ни педиатр, ни терапевт диагноза не поставили. Мы пропили два курса антибиотиков, ингаляции с чем только ни делали, ничего не помогало. Единственное спасение — увлажнитель воздуха, жили с ним в обнимку круглосуточно. Наконец, сами пошли и сдали анализы платно, подтвердился коклюш, — рассказывает Татьяна.
— Заболела коклюшем два месяца назад. Врачи в поликлинике за две недели больничного коклюш никак не диагностировали. Помогла знакомая врач, — делится Александра.
Жанна в сентябре привела детей к врачу. Поначалу просто лечили кашель. Через две недели назначали антибиотики. Еще через три недели женщина настояла, чтобы у детей взяли анализы на разные инфекции, в том числе коклюш. Его и нашли.
У Ольги 12-летний ребенок заболел в июне. После трех недель кашля с рвотой мать уговорила педиатра назначить анализы. Обнаружили коклюш. В июле у самой Ольги появились такие же симптомы. Она обратилась к врачу, предупредила, что дома есть подтвержденный «коклюшный» ребенок, просила назначить соответствующий анализ и ей, но не тут-то было.
— Врач сказал, что это детская болезнь, взрослые коклюшем не болеют. Я десять дней не могла спать лежа, только сидя. Кашель до рвоты. Пропила по назначению врача антибиотик — не помогло. Потом начались приступы удушья. Дальше обращалась экстренно в краевую, была у пульмонолога, у лора — поставили диагноз «бронхиальная астма». Лучше стало только в октябре, когда пропила антибиотик именно от коклюша, — сетует Ольга.
Юлия с мамой и маленькой дочкой кашляют с сентября. Пошли на анализы в частной клинике. Мазок ничего не показал (ранняя стадия болезни давно прошла), поэтому сдали кровь. Взрослые получили диагноз «коклюш». А у малышки не смогли взять кровь из-за мелких вен, поэтому у нее нет официального диагноза.
Вводят ли карантин в школах?
В управлении образования Красноярска нам 20 ноября пояснили, что карантинные ограничения по коклюшу действуют в двух школах города, заболевших — 7 человек.
Однако опыт наших читателей показывает, что информация о коклюше у ребенка не всегда доходит до школы.
— На вторую неделю кашля пришли к педиатру, она просто назначила средства от кашля. В итоге сами диагностировали при помощи интернета, потом сдали анализы в лаборатории, подтвердили коклюш. Снова пришли к педиатру, а она сказала никому [про диагноз] не говорить, чтоб школу на карантин не закрыли, — сообщает Ирина.
Похоже, что вопрос карантина в школах довольно сложный.
— Учимся в гимназии № 6, многие классы сидят на карантине по коклюшу. Ну как сидят, просто учителя приходят в класс. Но на некоторые уроки и сами дети ходят. В школе, несмотря ни на что, проводят общественные мероприятия, соревнования. Видимо, афишировать это нельзя, — сообщает Татьяна.
Надежда живет в Солнечном, ее 12-летняя дочь учится в одной из школ микрорайона. Заболела 3 ноября, анализ взяли 9-го, результат пришел 13-го. Информацию об этом передали в школу.
— Карантин ввели, но дети как ходили по классам, так и ходят. И в чем заключался карантин — непонятно. Видимо, в том, что учитель написала в родительский чат «карантин 21 день» и «без справки не приходить, даже если пропустили один день», — разводит руками Надежда.
Профилактика
Главная профилактика коклюша — это вакцинация. Прививку детям делают троекратно: в три месяца, в четыре с половиной и шесть месяцев. Потом в полтора годика проходит ревакцинация. Это делается планово по полису ОМС.
Однако в Роспотребнадзоре нам уточнили, что, по данным различных исследований, в течение 10–12 лет после полного курса вакцинации уровень защиты может снижаться.
Для взрослых бесплатной вакцинации не предусмотрено. Взрослый человек может привиться в частной клинике за свой счет. В Красноярске это стоит в основном 3 тысячи рублей.
В 2019 году Минздрав предупреждал: родители всё чаще отказываются от вакцины против коклюша, и со временем это может привести к негативным последствиям.