Первый класс — волнительный момент для будущих школьников, которые буквально еще вчера ходили в детский сад. Новый коллектив, педагоги, обязанности — серьезный стресс для психики. С чем ребенок сталкивается в процессе адаптации и как родители могут ему помочь, NGS42.RU рассказала психолог, гештальт-терапевт Светлана Кондратова. Далее — ее прямая речь.
Страх оставаться одному
— Родителям важно помнить, что страхи нельзя побороть, их нужно понимать. Если вам удастся понять причину, то вы уже на 80% решили эту проблему. Поговорите с ребенком, чего именно он боится, когда остается дома один, что может случиться в ваше отсутствие.
Называть страхи своими именами, проговаривание чувств снижает интенсивность переживания. Предложите ребенку нарисовать пугающий его образ, пусть он расскажет историю этого персонажа, чего он хочет, кто его друзья, а кто его враги. Пусть еще нарисует супергероя — персонажа, который способен победить страх. Это поможет снизить интенсивность, поспособствует вашей коммуникации, укрепит здоровую эмоциональную связь и главное — создаст в психическом мире ребенка уверенность, что он способен справляться.
Чувство страха напрямую связано с ощущением безопасности. Поэтому если ребенок боится, значит, ему по какой-то причине небезопасно. Уделите время первокласснику и поговорите с ним о правилах безопасности, как нужно себя вести дома, если остался один, что нужно делать в экстренных ситуациях. Похвалите его за то, что он знает эти правила. Это придаст ему уверенности и развеет иллюзию беспомощности. Продумайте способы связи, чтобы ребенок мог в любой момент быть в контакте со взрослым. Наличие такой возможности снижает уровень страха.
Дорога в школу
Постройте безопасный маршрут от школы до дома и обратно. Делайте это вместе с ребенком. Пройдите с ним несколько раз до начала занятий, проведите ему мини-экскурсию, указывая на окружающие знаки-ориентиры: цвет здания, номер дома, название улицы, дерево причудливой формы. Это поможет ребенку запомнить безопасную дорогу и сориентироваться, если он заблудится.
Опоздания
Вы можете помочь первоклашке, если составите вместе с ним расписание на день. Пусть туда входят не только уроки, но и подъем, время гигиены и приемы пищи. Также выделите время для домашнего задания, сборов в школу и обязательно на игры и отдых. Так вы сформируете навык планирования, что поможет быть более продуктивным, последовательным и сформирует здоровые ограничения, которые необходимы маленькому школьнику.
Свободное время
Его не нужно заполнять рисованием, кружками или секциями — это будет лишь смена деятельности. Пусть ребенок делает что хочет, но в условленное расписанием время. Это поможет ребенку ощущать свободу, несмотря на наличие множества новых социальных рамок, связанных со школой. Качественно восстанавливаться и отдыхать от школьной жизни — путь к формированию здоровой мотивации и интереса к учебе. Помните, что первоклассник — вчерашний детсадовец. Дайте ребенку возможность доиграть и немного продлить беззаботное детство.
Переживания из-за плохой оценки
Первая двойка — это серьезное испытание для неокрепшей самооценки. Важно знать, что оценивается конкретная работа, выполненное задание, а не сам ребенок. Здесь уместен следующий диалог с ребенком: «Твоя работа оценена на N баллов. От этого ты не стал плохим или глупым. Благодаря этому ты теперь знаешь свои ошибки и можешь не допустить этого в следующий раз. Как ты можешь поступить в этом случае?»
Такого рода диалог формирует чувство здоровой конкуренции, проявляет желание получить оценку лучше, чем у соседа по парте, мотивирует исправить работу и добиться большего, а также чувство посильной ответственности за то, что он делает.
Тревога быть в новом коллективе
Ничто так не формирует здоровые отношения в детском коллективе как внеурочные мероприятия. Не отказывайте ребенку, пусть он вместе с классом посещает театры, чаепития, экскурсии. Вы как родители можете выступить организатором. Вне уроков дети остаются детьми, свободными от конкуренции за внимание учителя, ответственности за выполненные уроки и получают удовольствие от общения друг с другом. Это хорошая профилактика буллинга.
Если ваш первоклассник особенно скромный, помогите ему ощутить уверенность в себе, попросите его рассказать, за что он себя любит. Если помочь ребенку обнаружить самому в себе положительные устойчивые черты, это укрепит самоценность и придаст уверенности в коммуникации. Ведь если я себя люблю просто так, то и другие тоже могут. Я уже хороший человек и этого достаточно.
Самое важное — напомните ребенку, что он всегда может на вас положиться. Адекватная и устойчивая опора на взрослого — это то, что помогает ребенку любого возраста расти, развиваться, а главное — быть счастливым.