Город «Оккупированные»: вежливые русские

«Оккупированные»: вежливые русские

В торрентах появились нелегальные переводы сериала, в котором российская армия захватывает перепуганную Европу

Среди особо интригующих новых сериалов — «Оккупированные»: норвежская политическая драма о нападении России на Норвегию из-за нефти. Придуманная популярным детективщиком Ю Несбё история цепляет уже на уровне описания. Кого-то цепляет неприятно и обидно, кого-то — наоборот; причем эта приятность может быть в диапазоне от «боятся, значит уважают» и самоудовлетворительного «ну тупые!» до «ну полюбуйтесь, до чего довели страну!». «Оккупированные» («Okkupert») — это 10 серий, из которых на норвежском канале TV2 показали уже половину — рейтинги высоки. На прошлой неделе в соцсетях и торрентах появились любительские переводы на язык сюжетного противника. Корреспондент НГС посмотрела первые три серии, чтобы составить — предварительное, конечно, — впечатление.

На волне массового испуга от стихийного бедствия, вызванного климатическими изменениями, к власти в Норвегии приходит ультразеленый премьер-министр. Он останавливает добычу нефти и не отвечает на звонки встревоженных мировых лидеров. На пятнадцатой минуте первой серии строптивого премьера запихивают в вертолет таинственные спецназовцы — чтобы вскоре вернуть народу в шоковом состоянии и совершенно готовым сотрудничать хоть с кем (как модель сценаристы «Оккупированных», вероятно, взяли финал Пражской весны). Одновременно спецназ захватывает нефтяные платформы.

Так начинается жизнь нескольких персонажей сериала при оккупации. Персонажи — это, собственно, сам глава Норвегии, его охранник и ставший очевидцем похищения журналист. Плюс их семьи.

Правительство уверяет норвежцев (и друг друга), что это — не оккупация, а что-то вроде интернациональной помощи. Практически с самого начала известно, что Россия вторглась в Норвегию по просьбе Евросоюза, обеспокоенного тем, что норвежское правительство раскачивает лодку (короче, это жест чистой вежливости), — и должна уйти, как только добыча нефти восстановится. Но кто-то что-то не договаривает, что-то идет не так; появляются чеченские террористы (а может, и не террористы); и очень скоро на чистом русском прозвучит: «Что ты рыпаешься?».

Нужно особо отметить, что «Оккупированные» — это не какой-нибудь «Красный рассвет» или «Рокки-4»: они не пестрят калинками-малинками, водочными бутылками и буквами Щ.

Русские — во главе с героиней Дапкунайте — изображены жесткими, часто жестокими, авторитарными, но совершенно без карикатурности — и определенно профессионалами в том деле, которым они заняты в «Оккупированных». Забавно, но покупателям футболок «Вежливые люди» и любителям теории заговора госдепов и голливудов против России этот образ должен даже понравиться.

«Что, непривычно выходить из ресторана покурить на улицу?» — спрашивает одного из свежеприбывших иностранных специалистов персонаж-журналист. «В России то же самое. Я всегда выхожу», — пожимает плечами тот. «Я, пожалуй, пересмотрю свое мнение о России», — смеется собеседник.

Кстати, — несмотря на вроде бы актуальные параллели, — «Оккупированные» придуманы еще тогда, когда в России вовсю курили в ресторанах, — в 2008 году. В ответ на высказанную Посольством РФ в Осло еще до премьеры обиду создатели сериала объяснили, что «Оккупированные» — это про альтернативные, выдуманные Россию, Норвегию и прочие страны. Мировой расклад в «Оккупированных» действительно альтернативный: США в нем, например, вышли из НАТО и вообще как-то отошли от дел, отношения между РФ и ЕС явно совсем другие, и так далее. Конструкция выглядит не то чтобы особо убедительной, — но, возможно, по ходу действия логика прояснится.

В любом случае, уже на первых сериях ясно, что это — не про роль России в мире и не про то, что Россия кому-то угрожает, а критика европейцами самих же себя и разговор о собственных проблемах; взгляд внутрь, а не наружу.

В «Оккупированных» демонстрируется, как могут незаметно искривляться или просто ломаться СМИ, суды и прочие столпы, если на демократию грубо надавить; как идеалистические политические лозунги, сползая, могут обнажать лицемерие или просто глупость. В сериале по большому счету — по крайней мере, на старте — нет плохих и хороших персонажей, есть только вопросы без однозначных ответов. Например, половина главных героев «Оккупированных» — люди, которые с лучшими намерениями становятся теми, кого потом, вероятно, будут осуждать за коллаборационизм.

Все это было бы прекрасно, если бы не одно но — «Оккупированные» в целом не очень удались.

Самому дорогому сериалу в истории норвежского ТВ (11 млн долл.) ни визуально, ни драматургически не хватает мощи задуманной военно-политической драмы. Он как-то удивительно малолюден (такое ощущение, что премьер управляет страной вообще единолично), ему не хватает фактуры, энергии, объяснений (без которых всё происходящее выглядит довольно наивно). Премьер, например, по замыслу — радикальный политик, пришедшей к власти, чтобы волевым решением изменить мир. На экране же он — скучный и робкий чиновник. Как так вышло — неясно. Но в целом замысел и амбиции «Оккупированных» примерно так же соотносятся с тем, что получилось. Возможно, «Оккупированные» еще разгонятся, но обычно такие проблемы в первых сериях не исчезают дальше, а, наоборот, усугубляются.

Не провал, в общем, — но середнячок.

Тем временем швед Томас Альфредсон («Впусти меня», «Шпион, выйди вон») собирается снимать — с Майклом Фассбендером в главной роли — киноэкранизацию «Снеговика»: самого страшного романа все того же самого Ю Несбё, вообще страшного человека, который одной своей книжкой способен прихлопнуть больше персонажей, чем в реальности погибает в год от убийств во всей Норвегии.

Елена Полякова

Кадры из сериала — kinopoisk.ru

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1
ТОП 5
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
«Даем друг другу в долг»: как раздельный бюджет помогает не грызться с женой. Откровенный монолог мужа
Анонимное мнение
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
«Парни, не позорьтесь!» Блогер объясняет, какие подарки запрещено дарить женам и подругам
Ольга Чиги
блогер
Мнение
«Рожать страшно, но Путин сказал нужно»: беременная кемеровчанка — о том, зачем становиться мамой в 2025 году
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления