Город «Звездные войны»: возвращение Чубакки

«Звездные войны»: возвращение Чубакки

Рецензия и репортаж с ночной премьеры: фанаты пришли в костюмах штурмовиков и принцессы Леи, кричали, аплодировали и плакали от счастья, умиления и разочарования

В ночь с 16 на 17 декабря два зала кинотеатра «Победа» с аншлагом набились поклонниками «Звездных войн». Около 400 человек за неделю запаслись билетами, чтобы самыми первыми увидеть седьмой эпизод киносериала, который стал настоящей религией. А также стал отцом всем нынешним блокбастерам c их святой простотой, сказочной наивностью, ослепительной красотой, лазерными пиу-пиу и большим бадабумом — и встроенным мощным магнитом для денег, любви и ненависти человечества. Корреспондент НГС посмотрела новые «Звездные войны» в зале, полном неслучайных людей, под радостные крики и смех — и осталась впечатлена и этим опытом, и фильмом.

«Звездные войны: Пробуждение силы» (Star Wars: The Force Awakens; США, 2015). Реж. Дж.Дж. Абрамс («LOST», «Монстро», «Звездный путь»). В ролях: Джон Бойега, Дэйзи Ридли, Харрисон Форд, Кэрри Фишер, Адам Драйвер. 3D, IMAX 3D. 135 минут. 12+

Если вдруг вы не видели ни вышедшие в 1977–1984 годы классические эпизоды IV–VI «Звездных войн», ни появившиеся в 1999–2005 годы эпизоды I–III, — вы все равно, кажется, справитесь с новой частью. Разве что стоит предварительно глянуть по верхам: кто там чей отец, с кем пребудет Сила и что это такое. Впрочем, главный киномиф ХХ века настолько въелся в культуру, что, кажется, основные знания о нем уже передаются с молоком матери или глотком кока-колы.

Перед показом в фойе кинотеатра «Победа» в очереди за попкорном попадались то штурмовики в полном обмундировании, то люди в масках, то (самый многочисленный вариант) — облаченные в футболки с символикой саги. Звезда вечера, осаждаемая желающими сфотографироваться, — принцесса Лея. Когда вся эта публика наконец заполняет большой зал на 300 мест, его, как веселящий газ, наполняет радостное возбуждение.

Седьмой эпизод саги снят не демиургом «Звездных войн» Джорджем Лукасом, а Дж.Дж. Абрамсом, человеком, который устроил революцию в телевизоре сериалом «LOST» и перезапустил «Звездный путь». Действие нового фильма происходит через 30 лет после событий «Возвращения джедая» — со времен выхода которого как раз тоже прошло чуть больше 30 лет.

Политический расклад нынче такой: все больше власти подгребает себе «Первый Орден» — последователи Империи и, судя по всему, большие поклонники Лени Рифеншталь. Абрамс, придумывая новое зло, вдохновлялся фантазией: а если бы недобитые нацисты, бежавшие в Аргентину, продолжили бы там работать над захватом мира? Лея Органа и ее сотоварищи из повстанческого альянса теперь соответственно называют себя Сопротивлением.

«Первый Орден» заседает на базе «Звездный убийца», по сравнению с которой «Звезда смерти» — любительская пшикалка. Во главе ордена — похожий на гигантского Горлума (под цифровой шкурой обоих, впрочем, скрывается один артист — мим Энди Серкис) верховный лидер Сноук. Это новая версия императора Палпатина. А новая версия Дарта Вейдера — Кайло Рен, продвинутый пользователь Темной стороны Силы, садист и психопат. Насчет новой версии — это он сам так считает: и одевается, и носит маску, и ведет себя как его кумир Вейдер.

Новые герои саги — чернокожий парень Финн и независимая девица Рей. Новый дроид — оранжевый и, конечно, умилительный, как песик, шарик BB-8. Финн получает свое имя на наших глазах: он — штурмовик-дезертир, и до того, как он решился на побег, у него был только порядковый номер. Предвосхищая вопрос — нет, штурмовики больше не клоны, а с детства воспитанные для войны космические янычары. Ну а Рей и вовсе бомжиха, срезающая цветные металлы на помойной планете.

Рей до сих пор уверена, что за ней вернутся бросившие ее когда-то родители, — и чтобы началось ее очень важное путешествие, ей надо перестать цепляться за эту фантазию из прошлого. Не надо цепляться за прошлое и бояться настоящего и будущего — собственно, чуть ли не главное послание новых «Звездных войн» зрителю. Наверняка это то, что делавшие ее под грузом величия былых времен новые люди говорили и сами себе.

Впрочем, новые «Звездные войны» никакой революции во вверенных им мирах не производят и с прошлым обращаются уважительнее некуда, держась логики лукасовского мира. Недоброжелатели тут могут, конечно, иронично ухмыльнуться: известно, какая логика у «Звездных войн» — как у завравшегося пятилетки. Но тут доброжелателям уместно напомнить, что у мифа иные законы логики. Диалоги по-прежнему бывают выпилены из фанерки, но осуждать за это «Звездные войны» — все равно что порицать древнеегипетские рисунки за отказ от пользования законами перспективы: идиотом выглядят не автор, а рассуждающий. Впрочем, диалоги куда живее, чем в трилогии начала «нулевых», и юмор бодрее, и экшена и энергии больше.

Это приускорение и ободрение — кажется, главное, что Абрамс привнес в сагу: кино как будто шарахнули током. Те самые «Звездные войны» душой — но в безупречном, мускулистом теле современного блокбастера.

…Ночная — специальная фанатская — публика взрывается аханьем, хлопаньем и счастливым смехом, когда с помойки вдруг достают корабль Хана Соло. И снова взрывается — когда

на борт корабля поднимается постаревший, но не утративший обаятельной жуликоватости Соло с непостаревшим Чубаккой. Соло оглядывается — и произносит главную фразу фильма: «Чуи, мы дома»

(как сообщают со съемочной площадки, там очевидцы этой сцены тоже чуть не плакали от осознания историчности момента). И от всего этого накрывает изумительное чувство единения с незнакомыми людьми — и в зале, и по всему миру. Это единение усиливает всасывание внутрь фильма: его персонажей приветствуют так, как будто они вышли к нам живьем. И когда Хан Соло говорит — вроде бы наивному юноше Финну, но глядя в зал: «Джедаи и всё остальное — это не сказки. Это правда», — он говорит это нам, и говорит невероятно убедительно.

Так же радостно публика приветствует стареньких дроидов C-3PO и R2-D2 (их, правда, в фильме совсем немного, как ставшей похожей на доброго завуча принцессы Леи, — зато Хана Соло много). Растерянной и несколько неловкой тишиной зал встречает новости о новых проблемах неблагополучной семейки Скайуокер.

Главная потенциальная проблема — вообще-то удавшегося — фильма — в том, что зло в нем на поверку оказывается довольно-таки карликовым, податливым и несерьезным.

Впрочем, с другой стороны, создателям новых «Звездных войн» приходится жить и работать в мире, где у всех за щекой припрятана шутка «Переходи на темную сторону — у нас есть печеньки». Было бы глупо в такой ситуации воспринимать себя слишком серьезно. Но именно на этом вопросе публика явно перестает дышать в унисон, и на финальных титрах уже ясно, что оценки фильма у зрителей, что называется, смешанные: хлопают в конце меньше, чем при появлении R2-D2, встают и уходят поспешно.

Можно критиковать новые «Звездные войны» за развороты сюжета и отдельных персонажей, но главное — то, что Дж.Дж. Абрамсу и команде все-таки удалось долететь до далекой галактики.

В том смысле, что получившийся у них фильм — обитаемый, мир в нем живой: и копошится невероятными уродами, и удивляет своей огромностью на экране, — и как будто бы существует и за пределами экрана. И это тот самый мир «Звездных войн». Следующие эпизоды запланированы на 2017 и 2019 годы.

Елена Полякова

Кадры из фильма — kinopoisk.ru (1, 3, 5), фото автора (2, 4)

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства