До российского проката добрался фильм о непростых, но счастливых отношениях сильной независимой женщины с шваброй — роль, за которую главная молодая кинозвезда современности Дженнифер Лоуренс может получить уже второй «Оскар». Фильм «Джой» основан на реальной истории успеха — но история в нем не слишком близка к оригиналу; вступительные титры сообщают, что кино вдохновлено историями «храбрых женщин и одной из них — особенно».
«Джой» (Joy; США, 2015). 108 минут. 16+
Жизнь главной героини по имени Джой (по-английски это значит просто «радость») нарисована размашистым пунктиром и жирными штрихами. Вот маленькая Джой придумывает и вырезает-складывает из бумаги всякие штуки.
Замотанная и по ночам видящая кошмары с участием персонажей из матушкиных мыльных опер, Джой пытается понять, как так вышло, почему она стала не самой собой, а кем-то не тем, — и что случилось с ее детской мечтой придумывать разные вещи. И решив, что с нее хватит, изобретает особо эффективную швабру и пытается просунуть ее на рынок. У Джой нет опыта, в нее толком никто не верит, ее обманывают, — но она так и топает с шваброй наперевес.
«Джой» — это третий совместный фильм режиссера Дэвида О. Рассела и Дженнифер Лоуренс, главной молодой кинозвезды планеты, в имидж которой вмещаются репутация беспредельно свойской девицы из смешных роликов на YouTube и статус большой актрисы. Кроме Лоуренс в фильме есть еще Роберт Де Ниро в обычной для себя сейчас роли несносного отца и дедушки; Изабелла Росселлини — в роли дедушкиной новой подружки, красавчик Брэдли Купер — в роли менеджера на телевидении. До «Джой» Лоуренс снималась у Рассела в «Афере по-американски» и трагикомедии «Мой парень — псих», которая принесла актрисе первый «Оскар» в 23 года. За «Джой» Лоуренс снова номинирована на «Оскара». Но у фильма это единственная номинация, в отличие от двух предыдущих фильмов Рассела – Лоуренс, которые были куда лучше приняты — и действительно удались лучше «Джой».
Но и в «Джой» есть на что посмотреть. Во-первых — взгляд с необычного ракурса. Потому что вообще-то женщина, одержимая своей шваброй, — повод для злых шуток и кислотного сарказма. А блещущий стразами и безумными улыбками мир телевизионного магазина на диване, в который Джой мечтает прорваться со своей чудо-шваброй, — вообще чудовищен.
Самый очевидный тон для всего этого — издевательский, и 9 из 10 фильмов рассказывали бы историю королевы швабр с грустной или злорадной ухмылкой.
Это безопасная позиция, которая заведомо всем понравится (ведь всем приятно чувствовать себя умнее тетки с шваброй). Но создатели «Джой» смотрят на нее серьезно, с сочувствием и интересом, восхищаясь ее страстью и упорством. Впрочем, «Джой» не то чтобы патологически серьезна. Как это вообще свойственно фильмам Рассела, в ней есть отчетливый гротеск, сдвиг, эксцентричность. Семейка Джой, до поры до времени заставляющая ее быть белкой в колесе, например, совершенно гротескна.
При всем этом «Джой» — из тех фильмов, которые в конечном счете ужасно жалко, потому что в них много прекрасного и живого, из чего мог бы вырасти по-настоящему мощный фильм, но что-то не срослось, что-то не сошлось, — и история выглядит недоделанной, неуклюжей и клонится на бок. И, кажется, вообще упала бы в откровенную неудачу,
если бы не чистая киномагия Лоуренс, которая превращает каждый отдельный эпизод, в котором, строго говоря, ничего и не происходит (героиня засыпает на лестнице, героиня идет, улыбаясь под снегопадом, героиня берет ружье в импровизированном тире), в важный и запоминающийся.
В некотором смысле «Джой» — это такая американская версия «Москва слезам не верит»: тронутое «Оскаром» кино о женском пути к счастью, в котором много смешного, но много и правдоподобной усталости от унижений и неудач. С одной разницей: не будет никакого мужественного слесаря в качестве финального приза от судьбы. А впрочем, нет — слесарь-утешитель тут есть, но комическим образом он выдается не Джой, а представительнице предыдущего поколения — ее маме. Короче, в XXI веке человеческое счастье признано достаточно многообразным и индивидуальным, чтобы кино про счастливую женщину смогло обойтись без романтической линии.
Елена Полякова
Кадры из фильма — kinopoisk.ru