Вышел комикс про дико обаятельного супергероя-похабника, на фоне которого, скажем, «Пипец» выглядит довольно консервативным и даже приличным кино. «Дэдпул» — часть вселенной «Людей Икс», но это не часть на фасаде; это закоулок, имеющий статус довольно маргинальный и соответственно культовый. И герой, и вообще фильм идут (или ломятся) своим собственным путем. И проявляют на этом пути особый цинизм — например, в США частью промокампании «Дэдпула» были баннеры, рекламировавшие его как сладкую мелодраму ко Дню святого Валентина со слоганом «Истинная любовь вечна».
Deadpool. США, 2016. 108 минут. 18+
Уэйд Уилсон когда-то служил в спецназе («…ездил во всякие экзотические места — Багдад, Могадишо, встречал интересных людей…» — «Ага, и валил их. Я видел твой инстаграм»). Уволен из армии с треском; стал громилой, которого можно нанять кого-нибудь припугнуть. Однажды получил вначале диагноз «рак в терминальной стадии», а потом — предложение поучаствовать в медицинском эксперименте в антисанитарной подпольной лаборатории. В итоге из лаборатории выполз Дэдпул — мутант с внешностью Фредди Крюгера и способностью к быстрой регенерации. Это позволяет герою не только ловить пули задницей, но и, например, отращивать конечности взамен утерянных.
Изуродованное лицо и тело Дэдпул плотно пакует в красно-черный латекс («Костюм красный, чтобы враги не видели, как я истекаю кровью. А вот ты, вижу, штанцы коричневые надел»). Его оружие — японские мечи-катаны и злой язык («Я тебя изувечу, как Limp Bizkit — музыку 1990-х»).
Персонаж Дэдпул впервые появился в комиксах Marvel в 1991 году. То есть он порождение вполне себе современности, а не Второй мировой и не холодной войны, как многие другие раскрученные сейчас благодаря блокбастерам герои комиксов. Нынешняя кинематографическая инкарнация Дэдпула — в смысле в исполнении Райана Рейнольдса — уже мелькнула 6 лет назад в «Людях Икс. Росомахе», довольно-таки разочаровав фанатов комикса. Но новый Дэдпул уже другой — тому есть объяснение: после того как Люди Икс в позапрошлогоднем фильме накуролесили с временнЫми потоками, многое в их вселенной стало другим.
Для первосортного комикс-блокбастера в «Дэдпуле» очень мало известных лиц и имен. Для режиссера Тима Миллера это дебют в полнометражном кино. Из больших звезд тут только Райан Рейнольдс. Подружку Дэдпула (во времена его нормальной жизни) играет Морена Баккарин (Инара в «Светлячке» и «Миссии "Серенити"», Джессика Броди в «Родине»). Ученого-садиста, который ставит на герое опыты, играет Эд Скрейн, больше всего известный как сменщик Джейсона Стэтхема в четвертом «Перевозчике».
Для Рейнольдса «Дэдпул» — это шанс как-то реабилитироваться в жанре комикса после провального «Зеленого фонаря». Про этот зеленый провал в фильме есть шутка, как, впрочем, про все на свете — начиная от других героев вселенной «Люди Икс» и заканчивая Чечней.
И Рейнольдс не просто реабилитируется — у него получается, кажется, самый незабываемый плохой парень в кинокомиксах после Джокера Хита Леджера. И один из самых обаятельных киногероев вообще за последнее время:
плохиш с грязным языком и золотым сердцем, который ходит по краю и по днищу («Как такая грязная дыра оказалась в такой девушке?» — интересуется он в начале знакомства со своей будущей большой любовью). Тот самый разочарованный циник, в котором девушки и прочие впечатлительные зрители-читатели всегда хотят видеть настоящего романтика. Крутой, смешной, неплоский (и в смысле характера, и чисто визуально — Рейнольдс для роли накачал впечатляющую мускулатуру). Этакий бастард нуарных героев, которые точно так же шлялись по барам и под дождем. И одновременно — примерно то же самое для мира комиксов, что Сергей Шнуров — для шоу-бизнеса, типа нормальный мужик, который не заморачивается приличиями.
«Дэдпул» — первый фильм франшизы «Люди Икс» с жестким возрастным рейтингом: в российском прокате — 18+; а вот, например, в Китае в прокат фильм вообще не выпустили. Действительно, не стоит водить на «Дэдпула» детей — они потом будут сыпать диалогами типа «Чем тебя угостить?» — «Минетиком, пожалуй». Им-то смешно и круто — а вот ваша педагогическая самооценка пошатнется.
Как «Безумный Макс» в прошлом году, «Дэдпул» своим появлением демонстрирует, что жанр несколько застоялся — а теперь в него впустили свежий воздух. Это первый комикс-блокбастер, который не похож на другие комиксы, рвет с традициями и говорит с аудиторией на языке мемов, популярных каналов YouTube и так далее.
Кстати, все это более-менее адекватно переведено на русский.
Главная суперспособность Дэдпула (и в первоисточнике, и в кино) — это не регенерация, а то, что он осознает себя как персонажа комикса и напрямую обращается к зрителям. Нанизав проходного персонажа на свои катаны, он нагло подмигивает нам: «Ты вот сейчас сидишь такая и думаешь: мой парень же мне сказал, что это кино про супергероев, — а он только что из человека кебаб сделал». Или: «Внешность — это главное. Что, по-вашему, Райан Рейнольдс знаменит, потому что он хороший актер, что ли?».
Весь этот бунт против шаблонного супергероизма, впрочем, не отменяет зрелищности побоищ и разрушений — с ними все в порядке. И да, стебная реклама «Дэдпула» как истории любви не так уж врет — это и правда история любви. После того садистского веселья и бардака, которое устраивает Дэдпул, он и создатели фильма могут себе позволить побыть сентиментальными, да и вообще все что угодно.
Елена Полякова
Кадры из фильма — kinopoisk.ru