На экраны вышел зрелищный ремейк первого советского фильма-катастрофы «Экипаж», где совершенно новые герои попадают в тот же самый переплет. Выбираться из него главным современным секс-символам — Даниле Козловскому и Владимиру Машкову — приходится с удвоенным цинизмом по отношению к техническому правдоподобию. К приключениям в воздухе, потокам лавы и пожару страстей в новой версии добавлены приметы времени вроде циничных толстосумов и коррумпированных генералов. Получился по-голливудски бодрый и прямолинейный экшен про хороших людей.
В недавнем прошлом военный летчик, а ныне пилот транспортного самолета Алексей Гущин (Данила Козловский) на провинциальном аэродроме принимает важный груз — несколько контейнеров с помощью для пострадавших от наводнения. В последний момент на взлетную полосу является пузатый генерал и приказывает принять на борт подарок для высокого начальника: пару джипов, повязанных комическим красным бантом. Попав в грозу, перегруженный самолет начинает терять высоту, и молодой летчик принимает эксцентричное решение выбросить за борт не контейнеры (как предлагает начальство), а неуставные автомобили.
И вот герой Козловского уже стоит на площади трех вокзалов в красавице Москве — без работы, без денег и с весьма туманными карьерными перспективами, поскольку это уже не первое его увольнение. Но один телефонный звонок отца Алексея (Сергей Шакуров) — авторитетного авиаконструктора на пенсии — дает молодому человеку второй шанс в небольшой частной авиакомпании, где его непосредственным начальником становится жесткий, но справедливый опытный пилот-ас Леонид Зинченко (Владимир Машков).
Оригинальный «Экипаж» был снят режиссером Александром Миттой в 1979 году, став первым советским фильмом-катастрофой.
Фильм состоял из двух частей — в первой герои боролись с проблемами в личной жизни, а всю вторую пытались спасти людей из далекой среднеазиатской страны, где одновременно было извержение вулкана, землетрясение и пожар на нефтезаводе. К созданию ремейка наши современники подошли со всей прилежностью. В части отношений между героями сценарий практически не повторяет сюжетные ходы оригинального фильма. Вместо непутевой дочери у героя Машкова — сексуально раскрепощенный сын-паркурщик, герой Козловского влюблен вовсе не в стюардессу, а вместо одной любовной линии здесь их две.
У режиссера и соавтора сценария Николая Лебедева вообще всего по два. Начиная с актеров: и Машков, и Козловский — это едва ли не главные секс-символы последних 15 лет в российском кино. Когда дело доходит до демонстрации буйства стихии и вызванных ею последствий, он сознательно отвергает нелепую стыдливость и накручивает спецэффектов и вообще напряжения вдвойне к оригиналу, хотя, казалось бы, Митта в свое время и так довел происходящее с чисто технической точки зрения практически до абсурда.
Но создатели ремейка приняли вызов и добавили к оригинальному набору ужасов десяток-другой своих маленьких и больших придумок, так что в итоге прежний «Экипаж» выглядит на фоне нынешнего почти как документальный фильм о реальных событиях.
Например, в новом фильме ближайшим аэропортом для самолета, летящего из откуда-то из Юго-Восточной Азии, оказывается Петропавловск-Камчатский. Хочется подарить сценаристам хотя бы глобус, если уж учебник физики их явно не заинтересует.
Актеры, решившиеся сняться в ремейке, всегда сильно рискуют проиграть в сравнении мэтрам прошлых лет. Кастинг нового «Экипажа» в этом смысле выглядит почти безупречным, хотя бы потому, что сценаристы придумали, по сути, новых персонажей. Герой Козловского — неуживчивый бунтарь-романтик без кола и двора, а не циничный бабник Леонида Филатова с цветомузыкальным сексодромом в навороченной квартире. Вместо затюканного бортинженера, которого бросила жена, здесь сексуальная блондинка (Агне Грудите). Не повезло только Владимиру Машкову, который, похоже, специально изображает Георгия Жжёнова, но смотрится на его фоне неожиданно плоско.
Но это, скорее, проблемы сценария, который практически не оставляет актерам пространства для маневра. Это такие законченные, идеальные персонажи. Даже если они и признают какие-то свои ошибки и меняют точку зрения, то делают это по щелчку сценарного рубильника, а не руководствуясь внутренней логикой развития образа.
Фильм Митты был интересен в том числе и тем, что показывал, как обычные, погруженные в бытовую тягомотину люди, оказавшись в критической ситуации, вынужденно становятся героями просто потому, что в этом состоит их профессиональный долг.
В новом «Экипаже» и Гущин, и Зинченко, и даже белокурая красотка-пилот Александра, кажется, только и ждут, чтобы начать совершать подвиги, перетаптываясь с ноги на ногу от нетерпения всю первую половину фильма. Тем не менее лента, скорее всего, будет иметь успех. Это крепкая ремесленная киносказка, которая цепко держит зрителя в напряжении, вызывая у него в нужные моменты то смех, то слезы, то праведный гнев.
Стас Соколов
Кадры из фильма — kinopoisk.ru