Главная премьера недели — «Люди Икс: Апокалипсис», возвращение в мир, где появилась — и находится в сложных отношениях с людьми — раса мутантов, наделенных разнообразными сверхспособностями. Это уже девятый фильм по комиксам Marvel о людях Икс, впервые вышедших на большой экран в 2000 году, — с них, по сути дела, началась эпоха тотального захвата кинематографа комиксами, в которую мы и живем. И это — третий фильм франшизы с момента ее радикального обновления в 2011 году, после того как Брайан Сингер взялся за режиссуру и радикально обновил подзатухшую тему и актерский состав. Как и в двух предыдущих комиксовых блокбастерах в этом году — и «Бэтмене против Супермена», и в «Первом мстителе: противостоянии», — в новых «Людях Икс» герои делятся на два воинствующих лагеря. Но, напомним, мутанты Икс делали так задолго до того, как это стало мейнстримом, — и вообще это их нормальное состояние.
143 минуты. 12+
1983 год. Профессор Чарльз Ксавье (Джеймс МакЭвой) вовсю руководит своей спецшколой для детей со странностями. Магнето (Майкл Фассбендер) ненадолго присмирел и под чужим именем идиллически живет в Польше с местной женой и дочкой, умеющей говорить с птичками и оленятами. В кинотеатрах идет «Возвращение джедая». В Восточном Берлине проводятся подпольные мутантские бои (это антиутопическое кабаре — самая красивая придумка фильма). А в Египте разбудили заспанное и злое лихо — древнейшего мутанта, который начал свою карьеру вождя и бога на Земле тысячи лет назад и был еле-еле утихомирен древнеегипетскими еретиками, замуровавшими его в пирамиде. Апокалипсис — это, собственно, и есть имя этого ископаемого. (Кажется, того же самого, которого Пелевин, например, представлял пятиногим псом и называл нецензурным синонимом слова «апокалипсис».) Разбуженный Апокалипсис намерен вернуть человечество к традиционным ценностям.
То есть действие нового кино происходит через 20 лет после вращавшихся вокруг Карибского кризиса событий «Люди Икс: Первый класс» (2011) и предваряет будущее в «Днях минувшего будущего» (2014) и первых трех фильмах франшизы (хотя из-за путешествий во времени это уже разные реальности). Росомаха Хью Джекмана тут выбегает на минутку. Зато появляются впервые молодые версии старых знакомых из предыдущих фильмов. Например, телепатку Джин в юности играет Софи Тернер, известная как Санса Старк из «Игры престолов» (мученице Сансе не помешала бы способность Джин видеть людей и их гнусные мыслишки насквозь).
Мы узнаём, из какого трудного детства взялись повелительница стихий Шторм, Циклоп, воспламеняющий взглядом, и Ночной Змей, чьи сверхспособности — телепортация и железобетонный немецкий акцент.
Учитывая, что оба предшествующих «Апокалипсису» фильма были просто отличными, он оказывается разочарованием. Безусловно, когда — по изощренному плану Апокалипсиса — наш мир в конце начнут разбирать по винтикам (буквально), — тут будет на что посмотреть (особенно в 3D и IMAX). Или, например, когда супербыстрый мутант Ртуть продемонстрирует, как он за долю секунды может сделать больше общественно полезного, чем многие из нас — за всю жизнь. Но возникает отчетливое ощущение, что все это мы уже видели, причем не где-то, а в предыдущих фильмах «Люди Икс».
Вторичность «Апокалипсиса», впрочем, заметна даже не столько в визуальном, сколько в поглупевших диалогах и характерах и сильно обмелевшей политической и социальной подоплеке (которая вообще-то и есть главная суперспособность франшизы «Люди Икс»).
Разумеется, «Апокалипсис» — все равно отличное развлечение и он все равно лучше, чем, скажем, совсем уж неловко шлепнувшийся «Бэтмен против Супермена». Но ему все равно не хватает свежих ходов или хотя бы воли к ним. Настолько не хватает, что для эмоционального пика тут включают седьмую симфонию Бетховена, — а она, кажется, на роковые моменты в кинематографе установлена по дефолту. Что-то пошло не так с комиксами в кино: уже три экранизации, вышедшие за последнюю пару месяцев, в разной степени демонстрируют кризис жанра, как-то подрастерявшего свежесть и способность удивлять.
Зато — что не так уж часто бывает с блокбастерами, — в «Людях Икс: Апокалипсисе» можно оценить игру Майкла Фассбендера, Дженнифер Лоуренс и прочих замечательных людей в полную меру: в «Синема Парках» в первую неделю проката есть сеансы с субтитрами без дубляжа.
Елена Полякова
Кадры из фильма — kinopoisk.ru