Происшествия Роковые восемь минут: как 26 лет назад в Кузбассе столкнулись электричка и четыре вагона

Роковые восемь минут: как 26 лет назад в Кузбассе столкнулись электричка и четыре вагона

В аварии погибло 19 человек

Трагедия произошла на перегоне Литвиново — Тальменка
Источник:

«Самая страшная авария» — так работники Кузбасского отделения Западно-Сибирской железной дороги отзываются о трагедии, которая случилась больше 20 лет назад. 31 мая 1996 года на перегоне Литвиново — Тальменка произошло столкновение электрички и четырех грузовых вагонов. Эта авария унесла жизни 19 человек, еще порядка 50 получили различные травмы.

Как ни странно, но причина аварии в банальной халатности, которую проявили дежурные по станции и составители поездов (раньше эта должность называла кондукторы).

Чтобы восстановить события той трагедии, мы изучили старые газеты, архивы РЖД и поговорили с теми, кто работает на железной дороге сегодня. Мы выяснили, стали ли жестче следить за соблюдением техники безопасности и контролировать тормозные башмаки, из-за нехватки которых и погибли люди.

Что произошло


31 мая 1996 года телефоны железнодорожной справочной разрывались от звонков, когда электричка № 6304 не прибыла вовремя на станцию в Литвиново. Причиной этого стала авария на 3526-м километре перегона Литвиново — Тальменка, где эта самая электричка столкнулась с четырьмя грузовыми вагонами.

За несколько часов до этого кондуктор переставил три груженых вагона и один пустой с шестого на четвертый путь и закрепил колеса всего одним тормозным башмаком. Здесь нужно отметить сразу две важные детали — вагоны оставили на уклоне более 6%, что опасно, а закреплять их нужно было тремя башмаками.

Переставить вагоны на другой путь дежурная по ж/д станции Литвиново поручила главному кондуктору. Но он эти обязанности переложил на другого кондуктора и не проконтролировал выполненную работу. Вместо этого он отнес освободившиеся тормозные башмаки дежурной.

А далее последовала цепочка роковых событий. Дежурная не проверила работу бригады кондукторов и не сообщила сменщице, что вагоны стоят на четвертом пути, а не на шестом. А когда в 15:59 на пульте управления у дежурной прозвенел звонок, что рельсы изменили направление, никто на это не обратил внимание.

Работники станции спохватились, только когда по громкоговорителю об уходящих вагонах сообщил электромеханик, который зашел на территорию в нерабочее время. Дежурная сразу сообщила о произошедшем на соседнюю железнодорожную станцию Тальменка и машинисту электрички, у которого там была плановая остановка. Но он и его помощник не заметили желтый сигнал светофора и почему-то не ответили на вызов по радиосвязи. Только когда в поле зрения оказались вагоны, машинист стал применять торможение и открыл двери. Его помощник побежал в первый вагон к пассажирам с криками, чтобы люди прыгали на ходу. К сожалению, не все успели выпрыгнуть.

Столкновение произошло в 16:07. В результате аварии погибли 7 пассажиров электрички и 12 железнодорожников. Пострадали по разным данным от 44 до 59 человек. В их числе было восемь детей от 7 до 14 лет.

Глядя на архивные съемки той трагедии, можно только ужаснуться: от удара вагоны сплющило, а один и вовсе оказался на крыше электрички.

Электричка столкнулась с тремя гружеными вагонами и одним пустым
Источник:

Сами пассажиры вытаскивали зажатых в вагонах людей, через некоторое время на место прибыли бригады медиков. Помогали и местные жители.

Спустя некоторое время на место происшествия направили вертолет штаба по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Еще спустя несколько часов из Тайги, Мариинска и Юрги прибыли аварийно-восстановительные поезда, а из Москвы и Красноярска — бригады спасателей МЧС.

Движение на перегоне удалось восстановить только через четыре дня — всё это время спасатели разбирали покореженные составы, а железнодорожники проверяли целостность путей.

Новость о крушении электрички разлетелась по всей России. На следующий день главе администрации региона Михаилу Кислюку пришла телеграмма от президента Бориса Ельцина, где он выразил соболезнования родным погибших.

Свои соболезнования выразили и кандидаты в президенты Геннадий Зюганов и Аман Тулеев
Источник:

В следующие два дня после трагедии министр путей сообщения Геннадий Фадеев и глава администрации Кемеровской области Михаил Кислюк посещали семьи погибших. А 3 июня в Кузбассе был объявлен траур. Расходы на похороны взяла на себя Кемеровская железная дорога. Кроме этого, семьям погибших выплатили по 10 миллионов рублей, а пострадавшим — по 5 миллионов.

После трагедии


Пока на ж/д путях еще разбирали покореженные составы, на месте катастрофы начала работать специальная комиссия Министерства путей сообщения. Расследование причин аварии и поиск виновных завершилось 4 июня.

Специалисты выявили множество нарушений в работе Кемеровской железной дороги. Например, никто не контролировал, как вагоны закрепляются тормозными башмаками, а если главный ревизор по безопасности находил какие-то нарушения, то виновных в этом наказывали только в половине случаев.

Основными виновниками трагедии назвали шесть человек. Это дежурная по станции (ее приговорили к 5 годам условно), главный кондуктор и его коллега (они получили 8 лет колонии, но отсидели только половину срока). Также наказаны были сменщица дежурной, машинист и его помощник, но как именно, информация отсутствует.

На этом наказания не закончились. От занимаемых должностей освободили начальника службы перевозок Кемеровской железной дороги и начальника главного управления по безопасности движения и экологии Министерства путей сообщения. Первому замначальника Кемеровской железной дороги, главному инженеру и начальнику Тайгинского отделения объявили строгий выговор, замначальника Кемеровской железной дороги по кадрам и социальным вопросам — обычный выговор.

Эту трагедию, которую можно было избежать, помнят на железной дороге. Как рассказал нам дежурный по одной из кузбасских станций Илья Чирик, теперь за использованием тормозных башмаков строго следят — их составитель поездов проверяет перед началом смены и каждые четыре часа. А с молодыми специалистами проводят обязательный инструктаж по правилам безопасности.

— Трагедия 96-го года — это самая страшная авария, которая произошла на железной дороге в Кузбассе. Каждый год за день до памятной даты молодых специалистов отвозят на место крушения. Там установлена стела с именами погибших, и, помимо экскурсии, в этот день проводят разбор аварии. Начинающим работникам рассказывают, почему произошло крушение и как можно было избежать трагедии, — рассказал корреспонденту NGS42.RU дежурный.

На месте трагедии установлена стела с именами погибших
Источник:

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
2
ТОП 5
Мнение
Стильные люди и толпы бездомных. Блогер провела неделю во Франции и Испании — что ее поразило
Анонимное мнение
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Мнение
«Даем друг другу в долг»: как раздельный бюджет помогает не грызться с женой. Откровенный монолог мужа
Анонимное мнение
Мнение
«Рожать страшно, но Путин сказал нужно»: беременная кемеровчанка — о том, зачем становиться мамой в 2025 году
Анонимное мнение
Мнение
Райские виды по соседству с плесенью и беднотой. Турист бюджетно провел две недели на Гоа — сколько денег потратил
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления