О недоверии к микрофинансовым организациям (МФО) заявил каждый четвертый участник опроса Национального агентства финансовых исследований (НАФИ). Представителей МФО это не удивляет: отрасли всего-то 2,5 года и мелкие компании с «бешеными» процентами создают ей негативный имидж. К слову, банкам тоже сейчас не особо верят. И все же банкиры считают своих клиентов финансово продвинутыми.
Узнать, как россияне относятся к микрофинансовым организациям, решили аналитики НАФИ. Оказалось, что большинство граждан (78%) вообще не в курсе, что такое МФО. Но и те, кто знают, не торопятся пользоваться их услугами. И дело тут не только в том, что у людей нет такой необходимости. Каждый четвертый участник опроса сказал, что не доверяет МФО.
Почему вы не пользуетесь услугами микрофинансовых организаций?*
(% респондентов, которые не пользуются услугами МФО)
Сумма ответов более 100%, так как можно было выбрать несколько вариантов
Источник: НАФИ
«Результаты исследования заслуживают доверия и более или менее отражают текущую ситуацию, связанную с отношением жителей страны к микрофинансовым институтам», – заявила заместитель гендиректора по развитию бизнеса МФО «МигКредит» Динара Юнусова. По ее словам то, что 22% россиян так или иначе знают, что такое микрофинансовые организации и какие виды услуг они предоставляют – это достаточно высокий показатель при том, что всей отрасли всего 2,5 года. «Мы не видим в исследовании никаких сенсаций, а также поводов для расстройства, – продолжила собеседница. – Для России характерен высокий уровень недоверия к финансовым институтам. Виной тому множество кризисных ситуаций в финансовом секторе, которые периодически случались в истории новой России».
При этом для нее очевидно, что доверие к МФО растет, хотя на имидже отрасли все еще негативно отражается нерегулируемая деятельность мелких ростовщических контор, которые сложно назвать микрофинансовыми организациями. «Именно эти конторы распространяют объявления о «доступных кредитах» на заборах, остановках транспорта и в других общественных местах. Это и есть главные конкуренты ведущих прозрачный и ответственный бизнес МФО».
По мнению Динары Юнусовой, МФО и банки не конкурируют друг с другом за клиентов, в том числе по той причине, что они работают с клиентами разного профиля. «Более того, МФО практически не конкурируют за привлечение заемщика даже между собой, – сказала собеседница. – Причина этого – крайне низкое проникновение микрофинансовых услуг в России. Объем рынка МФО в прошлом году составил примерно 48 млрд рублей. По нашим оценкам, рост в 2013 году составит не менее 75% и совершенно точно достигнет 85 млрд рублей. Но потребность населения в микрозаймах еще в 2012 году оценивались ФАС в 300-350 млрд рублей, сейчас эта потребность еще больше».
Кстати, банки тоже не видят угрозы своему бизнесу со стороны МФО. «Я не думаю, что возможен существенный переток клиентов из банков в микрофинансовые организации и кредитные кооперативы, – говорит аналитик Банка Хоум Кредит Станислав Дужинский. – Наши аудитории пересекаются слабо и считать МФО и банки конкурентами не совсем некорректно». По его словам, кредиты микрофинансовых организаций востребованы сегментом потребителей, которому банковские услуги по разным причинам, в том числе по причине низкой финансовой грамотности, недоступны.
С ним согласна и начальник отдела потребительского кредитования Банка «Открытие» Ольга Кондакова. «Нам видится, что целевая аудитория микрофинансовых организаций несколько иная, нежели у большинства банков, – отметила собеседница. – К услугам МФО прибегают финансово неграмотные люди, с низким доходом, зачастую официально не трудоустроенные или с плохой кредитной историей. Для клиентов МФО важны простота оформления кредита и скорость получения денежных средств. Для банковских же клиентов, согласно нашим опросам и исследованиям, на первом месте по значимости стоит все-таки размер процентной ставки».
Не секрет, что ставки по кредитам в банках существенно ниже, чем в микрофинансовых организациях. По словам г-жи Кондаковой это связано с тем, что банки тщательнее подходят к оценке платежеспособности клиента, используют более продвинутые системы оценки заемщиков и принятия решений по кредитным заявкам. Это влияет на качество кредитного портфеля, а соответственно, и на величину процентных ставок.
Фото: Фото с сайта Ncba.ca