После начала спецоперации на Украине рынок алкоголя в РФ, как и многие другие сферы, столкнулся с неопределенностью. Владельцы ряда известных зарубежных брендов спиртного, например, Jameson, Johnnie Walker, Bacardi объявили об уходе из страны, и среди любителей крепких напитков поползли разговоры, что прилавки магазинов в лучшем случае скоро опустеют, в худшем — наполнятся опасными подделками.
С тех пор ситуация неоднократно менялась. В начале декабря корреспонденты NGS42.RU обошли торгующие алкоголем магазины в Кемерове и Новокузнецке, поговорили с их представителями о событиях последних месяцев и узнали, столкнутся ли покупатели с отсутствием популярных напитков на фоне повышенного спроса перед новогодними праздниками.
Как санкции сказались на ассортименте алкоголя?
Изменения в ассортименте спиртного в кузбасских магазинах после начала спецоперации действительно произошли, но не носили массового характера. На этом сошлись большинство опрошенных NGS42.RU представителей торговых сетей, работающих в Кемеровской области.
Как рассказала нам Екатерина Рудых, руководитель отдела маркетинга компании «Ива» (в ее сеть входят 32 винных бутика «Мир вкуса» и премиальные винотеки Premium Wine в Кузбассе и Томской области), в магазинах сети крепкие напитки российских производителей заместили зарубежные примерно на 10–15%. Так, из-за санкций прекратились поставки вин из США, Австралии и частично из Новой Зеландии. Их места занял отечественный алкоголь, кроме того, компания расширила линейки напитков из других стран.
— Мы более внимательно стали относиться к продукции российского производства, а также ЮАР, Австрии, Португалии и Италии. Привезли и очень много достойных напитков с направлений, которые менее популярны, но ничем не уступают известным брендам: Германия, Великобритания, Мексика, Куба. В целом мы видим, что каждая марка находит своего покупателя, снижения спроса в наших магазинах после начала спецоперации не произошло. Если говорить о стоимости, то напитки подорожали, в среднем, на 10–40%. По самым редким, уходящим с рынка позициям цена могла повыситься на 100–130%, — пояснила Екатерина Рудых.
Какой алкоголь сейчас продают в магазинах?
В пресс-службе компании «Лента» нашему порталу сообщили, что в кузбасских магазинах сети для покупателей по-прежнему доступны разные виды алкоголя из России, а также стран Европы, США, Южной Америки, Африки, Австралии и Новой Зеландии.
Из популярных марок, в частности, в магазинах «Лента» остались водка Beluga, коньяк Hennessy, виски Johnnie Walker, вермуты и игристые вина Martini и Moet, разные сорта импортного пива.
Наличие большого количества наименований отечественного и зарубежного алкоголя нам также подтвердили в пресс-службе розничной сети «Магнит», широко представленной в Кузбассе.
А санкции что, вообще не сказались?
Как следует из ответов некоторых компаний на запрос NGS42.RU, санкции и различные ограничения хоть и были ощутимы, вероятно, отразились на российском рынке продажи алкоголя не так сильно, как этого хотели те, кто их вводил. В первые месяцы после начала спецоперации ввозить продукцию из некоторых стран напрямую стало гораздо сложнее, но участникам рынка зачастую всё равно удавалось найти способы закупить те же товары по альтернативным цепочкам. Плюс оставались запасы на складах.
Дополнительно упростило решение вопроса принятие Минпромторгом России в начале ноября решения о включении около 40 марок алкоголя в список товаров, разрешенных для параллельного импорта. В перечень вошли, например, Jameson, Chivas, Martini, Bacardi, Baileys, White Horse, William Lawson's и другие бренды. Часть компаний уже ввозят такую продукцию в рамках параллельного импорта, другие — готовятся начать делать это в ближайшем будущем.
— Мы будем ограниченно развивать параллельный импорт, поскольку отечественные потребители пока не готовы отказаться от сильных иностранных брендов, например, от крепкого алкоголя. Его доля в продажах в целом невелика, но для отдельных категорий покупателей этот ассортимент является ценным, — отметили в пресс-службе сети «Магнит».
Хватит ли спиртного на Новый год?
Все опрошенные порталом торговые сети выразили уверенность, что смогут обеспечить кузбасских покупателей необходимым количеством алкогольной продукции в преддверии новогодних праздников и в долгие январские выходные. По словам собеседников NGS42.RU, компании заранее делают запасы наиболее популярных напитков и не видят признаков их возможного дефицита.
В первую очередь в магазинах перед Новым годом прогнозируют увеличение спроса на игристые вина и крепкий алкоголь в целом. Торговые сети обещают покупателям скидки и различные акции, их условия станут известны ближе к середине и концу декабря.
Ранее мы рассказывали о планах властей поднять в России минимальные цены на водку, бренди и коньяк. Нижняя планка стоимости этих видов алкоголя с начала 2023-го может вырасти в среднем на 7,7%.