СЕЙЧАС +17°С

«Мы воспитываем зрителя для других театров»: кто, как и зачем создает героев Театра кукол в Кемерове

Кто такие кукловоды и куда уходят со сцены актеры кузбасского Театра им. Гайдара

Артист театра Никита Остатнигрош и кукла тантамареска

Артист театра Никита Остатнигрош и кукла тантамареска

Поделиться

В этом году кемеровскому Театру кукол им. Гайдара на улице Весенней исполняется 80 лет. Мы не могли пропустить такое знаковое событие и пришли в гости к сказочным персонажам и тем, кто ими управляет, чтобы рассказать, кто создает куклы, как они уходят на пенсию и легко ли быть кукольником.

Уже на подходе к театру становится очевидно, что это место знает много сказок и историй для людей всех возрастов. Стены фасада здания украшают всем знакомые фигуры: Колобок, который ушел от бабки с дедкой, Емеля с щукой, старик со старухой у разбитого корыта, Белоснежка с гномами, Петрушка и многие другие. Они же встречаются и на сцене — в репертуаре театра несколько десятков спектаклей. И в большинстве из них герои — давно всем знакомые персонажи. Что же скрывается за кулисами театра в его коридорах и мастерских?

В перерывах между спектаклями для посетителей проводят экскурсии

В перерывах между спектаклями для посетителей проводят экскурсии

Поделиться

И стар и млад

Многие ошибочно полагают, что театр на Весенней — это что-то детское, но на афише, которая встречает гостей на входе, помимо спектаклей с пометкой 0+, есть и постановки для взрослых: «Доктор Фауст» и «Поднимите мне веки» по гоголевскому «Вию». Есть и подростковые представления — всем известный «Маленький принц» или сатирический «Хлам искусств», который пояснит, почему театр — цитадель обмана. Но, безусловно, чаще всего в Театр кукол приходят именно дети, в том числе и те, кому нет и двух лет. Для них в фойе театра проходят «малышковые» спектакли, которые по времени и сюжету рассчитываются так, чтобы самые маленькие зрители не потеряли интерес к происходящему или попросту устали.

— Мы воспитываем зрителя для других театров, — отмечает директор Роман Кузнецов.

Также приходится учитывать и непостоянство детей. Бывает, что малыши пугаются световых или звуковых эффектов, героев и декораций или просто со входа без каких-то оснований начинают плакать. Если ребенок не успокаивается, то родителям предлагают прийти в другой раз, при этом пройти можно будет по уже купленному билету и новый приобретать не придется.

Дети постарше, которые умеют уже справляться с эмоциями и досматривают спектакли до конца, часто благодарят актеров за их труд, оставляя неровным почерком записи в книге отзывов.

За сезон книга отзывов успевает наполниться сотнями благодарностей как от детей, так и от их родителей

За сезон книга отзывов успевает наполниться сотнями благодарностей как от детей, так и от их родителей

Поделиться

Как создаются куклы


Многие из тех, кто бывал в Театре им. Гайдара хотя бы раз, но задавались вопросом, откуда берутся куклы, декорации, кто их придумывает и создает. Оказывается, что за разработкой концепции будущего спектакля стоит практически весь коллектив театра, в котором сейчас работает более 50 человек, 17 из которых — актеры.

Режиссер озвучивает свою идею, вместе с художниками по свету, декорациям, конструкции и звуку они продумывают, как должны выглядеть куклы, как будет оформлена сцена, во что одеты актеры и прочие нюансы.

В первую очередь делают кукол, потому что репетировать без них артистам просто невозможно. Но творческий процесс всегда непредсказуем, и случается, что во время репетиций что-то не подходит по цвету, фактуре или просто выглядит не так, как виделось в голове режиссера. В итоге всё приходится переделывать.

Для многих кукла — это что-то тряпичное. Но для производства используется практически всё, что можно купить в строительном и хозяйственном магазине: пиломатериалы, фанера, пенофлекс, папье-маше, поролон, ткань, фольга, пуговицы, мех, картон для шаблонов, перья, блестки, бисер и многое другое. Порой в ход идут и природные материалы — ветки деревьев и камни, но это бывает редко.

Художник рисует образы кукол и декораций такими, какими их задумывает режиссер

Художник рисует образы кукол и декораций такими, какими их задумывает режиссер

Поделиться

Рисунки декораций постановки по Гоголю

Рисунки декораций постановки по Гоголю

Поделиться

— Художник присылает нам рисунки и чертежи, а мы по ним всё делаем. Говорит, например, вот эта деревня хоть и промелькнет в двух моментах, но в постановке она важна, без нее никак. Сложнее всего делать кукол-марионеток, потому что в них много подвижных деталей, ведь они должны ходить, шевелить руками, головой, закрывать и открывать глаза, — рассказывает заведующая производственными мастерскими Елена Опарина.

Еще одна особенность в том, что некоторые куклы необходимо делать в нескольких экземплярах. Например, потому что герой в одной сцене может появляться в нескольких местах одновременно. Соответственно и кукла должна быть точь-в-точь похожа на другую, чтобы зрителю казалось, что она одна.

Впрочем, как и в любом другом деле, в производстве кукол много своих нюансов, понимание о которых приходит с опытом. По словам Елены Опариной, которая отдала театру порядка 20 лет, все сотрудники хотя бы раз, но смотрят спектакли, к созданию которых приложили руку, потому что всегда интересно увидеть итог своей работы.

Елена Опарина показывает зубастую тыкву, которая будет использована в спектакле по «Вию»

Елена Опарина показывает зубастую тыкву, которая будет использована в спектакле по «Вию»

Поделиться

В мастерских — тысячи всевозможных мелочей, которые рано или поздно могут пригодиться

В мастерских — тысячи всевозможных мелочей, которые рано или поздно могут пригодиться

Поделиться

Сохраняют даже то, что сразу опознать не удается

Сохраняют даже то, что сразу опознать не удается

Поделиться

Кто же такие кукловоды


После того, как куклы готовы, их передают в руки артистам. Но стать кукловодом не так просто, как может показаться на первый взгляд. В вузах управлению куклами-марионетками, тростевыми, перчаточными, пятачковыми, вертепными, мимирующими, планшетными и прочими остальными учат пять лет. При этом как в России, так и за рубежом есть театры, которые специализируются только на куклах определенных систем.

Сколько знакомых героев вы видите в этой кукольной толпе?

Сколько знакомых героев вы видите в этой кукольной толпе?

Поделиться

Молчаливые актеры терпеливо ждут выхода на сцену

Молчаливые актеры терпеливо ждут выхода на сцену

Поделиться

До недавнего времени в Кемерове не обучали на кукольников. Но, по словам директора театра Романа Кузнецова, в строящемся в областной столице филиале Российского государственного института сценических искусств уже сейчас набирают на обучение 12 артистов театра кукол и по шесть режиссеров, художников-постановщиков и художников-технологов.

В среднем актеры-кукловоды работают около 25 лет, после чего уходят на пенсию, так как за эти годы у них появляются болезни спины и рук, ведь приходится по несколько часов в неудобных позах управлять своими компаньонами по сцене. Скорее всего, к моменту первого выпуска из нового кемеровского вуза в театре будут востребованы молодые профессионалы.

Считается, что артист театра кукол должен уметь делать всё то же самое, что и актер театра драмы. Система актерского мастерства у них одна, и есть примеры, когда кукольники переходили на сцену обычного театра или уходили в кино. Например, Валерий Гаркалин, Зиновий Гердт и Сергей Гармаш изначально были кукольниками, но сменили род занятий. Бывает, что и режиссеры любительских театров становятся кукловодами.

Партнеры по сцене


Давно уже прошли те времена, когда актеры прятались за ширмами да декорациями и, оставаясь в тени, управляли куклами. Теперь они на равных делят с ними сцену. Никита Остатнигрош служит в театре уже 13 лет. По образованию он режиссер любительского театра, поэтому учиться управлять куклами ему пришлось с нуля на практике. По его словам, у кукол тоже бывает свое настроение и порой им не очень хочется играть — так же, как и людям.

Классическая планшетная кукла в виде медведя

Классическая планшетная кукла в виде медведя

Поделиться

— В театре в принципе вообще всё живое. Кукла — это ни в коем случае не игрушка и не инвентарь — это партнер. Он всё чувствует и может отомстить, если его обидят. Бывает, что кукла перестает тебя слушаться, в какой-то момент просто вываливается у тебя из рук. А иногда и, наоборот, помогает в чем-то. Как это ни парадоксально, но самые лучшие спектакли получаются, когда работаешь больной или вообще нет желания играть, — говорит Никита.

Артист не только играет в спектаклях, но и проводит экскурсии по театру, во время которых рассказывает, какие бывают куклы и как ими можно управлять. Самой простой в управлении считается тантамареска, у которой голова актера, а всё остальное — кукольное. Гораздо сложнее руководить уже упоминавшейся куклой-марионеткой на нитях, но это опять же зависит от сноровки и опыта. Остатнигрош вспоминает, что как-то раз видел китайский спектакль, где два актера виртуозно управлялись с куклами в 120 нитей.

В этой кукле всего девять нитей, но управлять ими без должного опыта вряд ли получится

В этой кукле всего девять нитей, но управлять ими без должного опыта вряд ли получится

Поделиться

Никита отмечает, что хоть театр и кукольный, но здесь всё по-взрослому. У любого артиста есть желание чего-то достигнуть, стать узнаваемым и знаменитым. Но и тут кому-то везет на главные роли, а кто-то навсегда остается в статусе лакея с его «Кушать подано!» Поэтому, отмечает артист, прежде чем уезжать куда-то из родного города надо здраво оценивать свои силы, возможности и понимать, что многое зависит не только от мастерства, но и от удачи, трудолюбия и режиссеров, встречающихся на творческом пути.

В конце беседы артист признает, что после закрытия того или иного спектакля ему, как и многим другим актерам, сложно прощаться с полюбившимися героями.

— Хорошо сказал Константин Райкин: «Со спектаклем надо расставаться легко, чтобы не говорили: «Ну слава богу, наконец-то сняли!» И как из-за стола надо выходить с чувством легкого голода, так и со спектаклем надо прощаться так, чтобы было немного жалко», — говорит Остатнигрош, добавляя, что забрать куклы на память нельзя — это всё же государственное имущество, на которое были потрачены деньги.

В руках у Никиты, пожалуй, самый известный актер театров кукол всего мира — Петрушка, он же Пульчинелла

В руках у Никиты, пожалуй, самый известный актер театров кукол всего мира — Петрушка, он же Пульчинелла

Поделиться

Достойный покой

Куклы, как и актеры, тоже рано или поздно уходят на заслуженный отдых. С годами они изнашиваются, стираются, ломаются. Бывает, что уходят целыми труппами, например, если постановка по каким-либо причинам выбывает из репертуара. Например, так произошло со спектаклем «Красная Шапочка».

— Режиссер в году 2013–2014 поставил спектакль, силы и деньги на него были затрачены, но, к сожалению, [произошла] творческая неудача. Но куклы же хорошие, великолепные, просты и изысканы, чего им пропадать, — рассказывает Роман Кузнецов.

Теперь «неудачная» Красная Шапочка встречает посетителей буфета

Теперь «неудачная» Красная Шапочка встречает посетителей буфета

Поделиться

Для таких бывших актеров всегда найдется место на стенах театра, в буквальном смысле этого слова. В помещении кассы они висят на стенах, в буфете стоят в окошечках под прилавком, в коридорах смотрят на посетителей из багетов картин. Тут встречаются герои спектаклей «Пер Гюнт» «Алые паруса», «Перекати поле», «Ночь перед Рождеством», «Евгений Онегин» и другие. Есть и такие куклы, которые хоть и ушли на заслуженных отдых, но всё равно отправляются в гастроли. Например, некоторые из них сейчас выставлены в Кемеровской библиотеке им. А. Береснева на бульваре Строителей, где проходит выставка, приуроченная к 80-летию театра.

Импровизированные картины из кукол встречаются во всех помещениях театра

Импровизированные картины из кукол встречаются во всех помещениях театра

Поделиться

Театр в период COVID-19

В мире не осталось такой сферы, на которую не повлияла бы пандемия. Естественно, что ограничения коснулись и театра, например, из-за ряда ограничений зрительский зал, рассчитанный на 117 человек, может быть наполнен только на 70%. Тем не менее планы по празднованию 80-летия театра всё равно есть. В июне по Кемерову пройдет приуроченный к юбилею парад ростовых кукол, в котором смогут принять участие горожане. По окончании театрального сезона наградят лучших сотрудников и выпустят праздничный буклет. А уже осенью театр вновь откроет свои двери для больших и маленьких зрителей, чтобы, как и последние 80 лет, окунать зрителей в мир фантазий и сказок.

Поздравляем!

Поздравляем!

Поделиться

  • ЛАЙК2
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter