Культура интервью Жизнь «под пыльным небом»: кемеровский фотограф — о неожиданной популярности, экологии и искусстве

Жизнь «под пыльным небом»: кемеровский фотограф — о неожиданной популярности, экологии и искусстве

За его творчеством следит более 200 тысяч человек

Мрачные пейзажи и портреты стали визитной карточкой Константина
Источник:

Экологическая ситуация в Кузбассе беспокоит жителей региона уже давно, но многие привыкли к практически постоянному режиму «черного неба» настолько, что ищут в нем вдохновение, а не угрозу. Кемеровчанин Константин Савельев, автор популярного паблика во «ВКонтакте» «под пыльным небом», на который подписаны более 200 тысяч человек, в своих работах показывает людям всей страны красоту нашего края. Практически каждый кадр — как фрагмент какого-то старого фильма или снимок из вашего семейного альбома, полного ностальгии по прошлому. Фотограф и музыкант в интервью NGS42 рассказал, с чего начался его проект и что он хочет показать зрителю своим творчеством.

«Тогда я понял, что фотографировать интересно»

— Увлечение фотографией началось, наверное, лет с пяти. У нас был плёночный фотоаппарат, который доставали по праздникам. Для меня просьбы сфотографировать семью были счастьем. Иногда в тайне от родителей брал семейный цифровик друга.

Я застал тот период, когда телефоны были ещё с плохими камерами. Например, у меня был Nokia с 0,3 мегапикселями. Я фотографировал на него. Однажды друг принёс Nikon Lumix. На нем качество было значительно лучше, была возможна фокусировка. Просто потрясающе. Этот момент стал значимым для меня. Тогда я понял, что можно фотографировать интересно.

В школе я создавал игры. В 10 классе попал во все новостные заголовки игровых изданий. Я сделал мод для Far Cry 3. Взломал код движка и переделал тропический остров в заброшенный город из серии игр The Last of Us. Я бы занимался программированием, если с фотографией бы не сложилось. Это тоже искусство!

Рождение «под пыльным небом»

— В жизни был момент, когда обстоятельства вынудили начать всё с чистого листа. Тогда я бросил медколледж и понял, что нужно заниматься тем, чем хочется. Профессионально снимать я начал около пяти лет назад. Сначала обзавёлся небольшим цифровым фотоаппаратом и длительное время работал с ним. Так и началась история «под пыльным небом». Тогда это был не проект, а просто группа «ВКонтакте». Создал её и публиковал фотографии из архива, любимые песни, мысли. Реакция людей на первые посты была положительной, это меня мотивировало.

Первое время я вёл группу один, хотя были люди, которые поддерживали мои начинания. Они помогали осуществить все безумные идеи. Например, мы с другом сняли серию в заброшенной больнице при температуре -50 °C. Для него не было проблемой снять куртку, сесть в кресло-качалку, разжечь костёр. За это я безмерно благодарен. Сейчас я в такой сильной поддержке не нуждаюсь. Чувствую ответственность перед командой и из проекта уходить не собираюсь. Группа переросла в нечто серьёзное тогда, когда в команду пришли люди.

В 2019-м на мою выставку пришла Настя (девушка Константина. — Прим. ред.). Ещё тогда я хотел заниматься музыкой, даже купил гитару, но так и не научился играть. Настя же умеет петь и играть на множестве инструментов. Мы скооперировались и начали создавать новое ответвление в проекте — музыкальное. На телефон записывали первые песни под акустику без обработки, снимали ролики. Несмотря на ужасное качество, результат аудитории понравился. Мы в таком направлении решили двигаться дальше и записали первый акустический альбом. Настя работала над аранжировкой и вокалом, я писал стихи. Нам помогали со сведением и добавлением других инструментов, но мы поняли, что людей не хватает. Нужны были барабаны и гитара.

Гитариста нашли. Так у нас в команде появился Макс. Он отвечает за аранжировки и звучание. Большая часть музыкального направления лежит на нём. История знакомства с Максом очень забавная. Листал соцсети и увидел в рекомендациях мужчину, стоящего у окна и играющего на гитаре смычком. Получался очень приятный эмбиент. В местоположении он везде указывал Стокгольм. Через какое-то время Настя мне говорит: «Слушай, тут один молодой человек хочет с нами делать музыку, мы ему понравились» и показывает мне этого парня. Оказалось, он живёт в Кемерове. С первой встречи поняли, что сможем работать вместе.

«Проснулся, можно сказать, знаменитым»

— В какой-то момент понял, что хочу сделать выставку своих работ. Договорился с «Клумбой» на безвозмездной основе, ушёл в отпуск и на отпускные деньги распечатал холсты. Для меня было важно, чтобы всё было качественно. Людей пришло очень мало. Меня тогда это очень огорчило. Со второго дня перестал приходить туда вообще. А что там делать? Я тогда не понимал, что большинство моей аудитории не живёт в Кемерове. Даже сейчас из 200 000 подписчиков кемеровчан около 3 000. Главное событие выставки — знакомство с моей девушкой Настей. Я бы хотел открыть ещё одну выставку, но к ней нужно хорошо подготовиться. Представить не могу, когда это будет.

В декабре 2021 года я продавал группу. Охваты были маленькие, не было мотивации продолжать. Однако что-то во мне переклинило. Желание вести паблик снова появилось в феврале 2022 года. Мы опубликовали пост из серии «Life is Strange в российских реалиях». За сутки он набрал более миллиона просмотров. Был приток подписчиков после блокировки некоторых соцсетей. Охваты увеличились в сотни раз, совсем не ожидал такого. В комментариях писали, что приятно в ленте видеть что-то красивое, что может хотя бы на минуту отвлечь от бесконечных новостей. Так и решил не бросать группу.

Тогда же я понял, что мое творчество нужно людям. Была серия фотографий «Меня зовут Кейси, я очень люблю своего хозяина». Придумал её минут за тридцать. Суть была в том, что у кошки есть хозяин полицейский. В девяти фотографиях была рассказана небольшая история. Я опубликовал её и лёг спать. Проснулся, можно сказать, знаменитым. У меня аудитория росла плавно, нормой было получать около ста уведомлений, а их тогда пришло несколько тысяч. За ночь эта серия завирусилась. Всего вышло три части. Они все возымели успех, это был лишь вопрос времени. Подписчики просили продолжения — я делал. Тогда у меня появилось сумасшедшее желание делать что-то дальше. Не на поводу у масс, а из-за понимания, чего хотят подписчики.

Источник:

«В первую очередь надо искать источники вдохновения»

— Стиль формируется благодаря наблюдательности и насмотренности. Если мы говорим о визуальном языке, то на него влияет окружение. Фильмы, которые смотрел с раннего возраста, сформировали представление, как должно выглядеть визуальное искусство. Несмотря на то, что обычно я снимаю на улице, среди моих работ практически нет стрита. Большая часть фото постановочная. Ещё стрит предполагает съёмку людей, которых я часто вырезаю из кадра за ненадобностью.

Я стараюсь, чтобы фотография была похожа на стоп-кадр из кинокартины. Один из любимых режиссёров — Дени Вильнёв. К его «Бегущему по лезвию 2049» мы неоднократно делали отсылки в фото. Много почерпнул у Дэвида Финчера. В первую очередь, работу со светом. У него в фильмах есть противопоставление синего и жёлтого оттенков. Мне нравится это постоянное столкновение холодных и тёплых цветов.

Немаловажную роль играет практика. При частой работе стиль вырабатывается практически самостоятельно. Если хочешь стать хорошим фотографом, то в первую очередь нужно искать источники вдохновения. Видишь классный кадр, скринишь его и потом разбираешься, что именно тебя привлекло. В последнее время привлекает рисование и всё, что с ним связано. Люблю покупать большие иллюстрированные книги и рассматривать их.

Сейчас меня вдохновляет буквально всё и все — режиссёры, писатели, творчество, природа и многое другое. Если мне понравились книга или фильм, то могу сделать отсылку на них в работах.

Например, серия фотографий «Худеющий». О ней у меня не самые лучшие воспоминания. Я болел коронавирусом, при этом ещё и работал. Хорошо помню те моменты. Ехал ночью больной на трамвае из Кировского, читал «Худеющего» Стивена Кинга, какой-то бомж спал на дальней полке. Я был тогда в состоянии постоянной панической атаки. Кинг приблизительно то же самое описывал в книге. Меня это подтолкнуло сделать серию фотографий.

Снимок из серии «Худеющий»
Источник:
Снимок из серии «Худеющий»
Источник:

«Это не было похоже на выступление новичков»

— Не так давно у нас вышел первый полноформатный альбом «Бессонница». Презентовали его 25 июня в Кемерове в баре «Мох». Пришло около семидесяти человек. Ребята отыграли отлично, это не было похоже на выступление новичков. Позже мы играли в «Клумбе», там ситуация та же. Сейчас мы готовимся к поездке в Москву и Питер. Там выступим 25 и 26 ноября. Сейчас даже представления нет, как всё пройдёт и сколько билетов купят. Несколько лет думаю, переехать в Петербург или остаться в Кемерове. После ноябрьских концертов должно стать яснее.

Источник:

«Из фотографии исчезает творчество, когда человек платит деньги»

Я часто снимаю природу, город, свою квартиру. Люблю абсолютно всё, кроме коммерческой съёмки. Стараюсь не снимать по заказу вообще. Ранее у меня не было выбора из-за необходимости заработка. Сейчас коммерция меня не интересует, не вижу развития в этом. У меня есть «пыльная плёнка» — группа, которую я изначально создал для коммерческих работ. Основной паблик ведёт команда, а «плёнка» стала отдушиной. Публикации выходили редко.

Я считаю, что из фотографии исчезает творчество, когда человек платит деньги и говорит свою идею. Я не делаю семейные счастливые фотосессии в студиях. Не хочу перешагивать через себя. Также я не работаю на свадьбах, но был бы рад поснимать готическое бракосочетание без стандартного белого декора и ЗАГСа. На подобный заказ согласился бы однозначно, но таких людей отчаянных пока не встречал.

О проблемах через искусство

Я не несу в своём творчестве особой миссии, не стремлюсь изменить что-то. Я такой же простой человек, как и все. Больше всего сейчас волнуюсь за состояние друга, служащего на СВО. Он получил ранение и лежит в госпитале. На эту тему также выкладывал серию фото.

Повлиять на экологическую проблему, например, не могу. Как я залезу на трубу и поставлю на неё фильтр, чтобы она меньше загрязняла окружающую среду? Это не в моих силах и не в моей компетенции. Могу только рассказать о проблемах через искусство. Что с проблемой делать, к сожалению, сам не знаю. Решение — это головная боль абсолютно других людей. Может, кто-то на верхушке увидит и поймёт, что надо принимать меры.

Раньше искусство давало только удовлетворение, но не было возможности погрузиться в него полностью из-за тяжёлой работы. Сейчас я могу спокойно заниматься любимым делом, которое приносит мне деньги. Планов много. У меня вся жизнь расписана на полгода вперёд. Сейчас с ребятами работаем над новым музыкальным материалом. Хотел бы попробовать себя в кинематографе, создать YouTube-канал. Точно ответить, сделаю я что-то или нет, сможет только я из будущего.

Источник:
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
4
ТОП 5
Мнение
«С нелюбовью, Кемерово»: сибирячка провела пять часов в аэропорту — что ее разозлило и заставило жалеть о поездке
Настасья Медведева
Журналист
Мнение
Стильные люди и толпы бездомных. Блогер провела неделю во Франции и Испании — что ее поразило
Анонимное мнение
Мнение
Российский ретейл на грани? Эксперт рынка труда — о том, как кадровый кризис угрожает отрасли розничной торговли
Анонимное мнение
Мнение
«Транспорт в Кемерове сильно лучше»: кузбассовец провел отпуск в Калининграде — плюсы и минусы
Анонимное мнение
Мнение
«Даем друг другу в долг»: как раздельный бюджет помогает не грызться с женой. Откровенный монолог мужа
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления