Банкоматы Сбербанка пережили массовую атаку клиентов — в конце прошлой недели они бросились снимать наличные, испугавшись слухов о блокировке пластиковых карт. Паникеры сняли около 5 млрд руб. — часть этих денег вскоре вернулась на депозиты. Банк увеличил ставки по вкладам, как и проценты по кредитам. Последние, несмотря на требования рынка, остались низкими. Председатель Сибирского банка ОАО «Сбербанк России» Кирилл Брель рассказал, почему банк принял такое решение и как пережил ажиотаж.
Как Сбербанк пережил ажиотажный спрос на наличные 18–19 декабря и с чем вы его связываете?
Катаклизмы на валютном рынке, конечно, не вносили спокойствия в ситуацию. Но сейчас мы можем твердо утверждать, что против Сбербанка была проведена спланированная акция с точки зрения распространения слухов, возможных массовых рассылок, публикации в интернете статей, которые не имеют ничего общего с действительностью.
Кассовые центры работали ночами, а инкассаторы загружали [банкоматы] до 2–3 часов ночи, с утра опять выходили на работу. Уже в выходные мы почувствовали спад. За субботу и воскресенье загрузили все опустошенные банкоматы. Сегодня видим обратную тенденцию — люди, которые с волной паники снимали деньги, возвращаются в банк. Замечаем приток депозитной базы. Была проблема загрузить банкомат, сейчас проблема разгрузить, потому что депозитные ячейки забиваются в разы быстрее обычного.
Подчеркну еще раз, что никаких экономических предпосылок к этому не было. Мы будем разбираться — и это намерение центрального аппарата на уровне Москвы — с организаторами этой акции, кому это было выгодно. Думаю, что это дело, в том числе, правоохранительных органов. Надеюсь, что таких историй мы больше не увидим — для банковского сектора такие эпизоды крайне опасны.
А кому может быть выгодна паника?
Это действительно сложный вопрос. Тут необходимо внимание правоохранительных органов и всех органов безопасности. Наверное, тестировались какие-то технологии. Ответ на этот вопрос правоохранительные органы дадут [через] какое-то время.
Массовый отток наличности был только в НСО или и в других регионах?
События происходили по всей стране и носили массовый характер. Это коснулось большинства банков, особенно широко представленных сетей федерального характера.
Ходили абсолютно безумные слухи. Как будто все начитались сказки «Золушка» и ждали, что в 12 часов ночи у нас что-то начнет происходить.
Мне вчера рассказали, что в одном из регионов уже появились новые слухи, что Сбербанк не будет работать 30 и 31 декабря — нужно снять все деньги, потому что никаких расчетов не будет. Скажу сразу: наши офисы будут работать с перерывом на Новый год и Рождество. Банкоматы будут работать круглосуточно. Ничего в 00:00 происходить не будет.
Сколько наличных сняли в Сибирском регионе?
Расход в предновогодние дни всегда выше среднего, но обычная норма расходования средств в банкоматах — 500 млн – 1 млрд руб. За эти два дня — 18 и 19 декабря — было увеличение до 4,5–5,6 млрд.
По вашим прогнозам, какие банки закроются в ближайшее время?
У меня позиция такая: чем больше конкуренция в банковском секторе, чем больше частных банков, тем лучше всем нам — как потребителям, так и банкирам. Нестабильность ни одного из участников рынка не принесет благополучия никому.
Ситуация настолько взрывоопасная, что если что-то будет происходить вслед за банком «Траст», это может вызвать новый взрыв, новую волну, от которой пострадают все.
Ваш прогноз по рынку ипотеки в 2015 году в связи с новыми ставками?
В последние годы Сбербанк занимал больше 50 % рынка выдачи ипотеки, во многом рынок — это мы. И мы сделали первый шаг, в котором определили свою позицию по отношению к рынку ипотеки. Мы посчитали, что ипотечная составляющая — одна из важнейших вещей не только с точки зрения банка, но и для развития всей экономики. Поэтому мы приняли минимально возможное решение о поднятии ставок всего на 2 процентных пункта. Последнее, что мы будем делать, — это уходить с рынка ипотеки. Считаю, что рынок несомненно должен сжаться в 2015 году. Но это сжатие, надеюсь, не будет радикальным. Если это будет снижение на 20 % по отношению к 2014 году, я буду считать, что это хорошая история.
Сбербанк в федеральных новостях 24 декабря заявил, что уже весной снизятся ставки по кредитам и депозитам. Что вы скажете по этому поводу?
Я точно скажу, что такого сказано не было. Здесь несколько другая интерпретация. Сбербанк с нетерпением будет ожидать снижения ставок на рынке в 2015 году. И будет двигаться вслед за этим снижением ставок по своим продуктам. У нас есть надежда, или прогноз, что это должно состояться. Мы будем следовать за рынком, и надеемся, что во II квартале 2015 года движение назад процентных ставок вполне может быть.
Как изменился уровень просроченной задолженности и планируется ли Сибирским банком рост невозвратных кредитов?
Уровень проблемной задолженности в Сибирском территориальном банке в течение 2014 года велся в строгом соответствии с плановыми заданиями. Есть такой показатель NPL 90+ — уровень проблемной задолженности с просрочкой в 90 дней. По Сибирскому банку этот уровень по физлицам — 3,45 %. Это меньше средней цифры по рынку — она около 6 %. Про 2015 год. Как я уже говорил, мы пока отменили бизнес-план, и этот параметр будем оценивать в начале следующего года. Но мы ожидаем кратный рост этого показателя.
Уровень просроченной задолженности будет расти. Сказать, что мы уже это наблюдаем — точно нет, — еще рано. Но отзвуки будут в следующем году.
Вы говорили, что новые ставки по ипотеке и то, что вы не будете повышать ставки по действующим кредитам, фактически убыточно для банка. За счет чего вы планируете компенсировать эти убытки?
Банк не собирается работать себе в убыток. Просто банк имеет разную структуру активов и пассивов и разную стоимость. Важно, что у нас есть долгосрочные пассивы, которые еще по старым ставкам приняты, поэтому мы здесь будем сохранять статус-кво и следить за тем, чтобы дешевые инструменты, которые мы продолжаем предлагать клиентам и продолжаем обслуживать по этим ставкам, были обеспечены соответствующим и пассивами.
Когда случилась паника, люди стали массово покупать автомобили. Появился слух, что Сбербанк откажется от автокредитов. Это так?
Народ у нас грамотный, понимает, что автомобили ввозятся из-за границы, и ажиотажный спрос на эту продукцию никак не связан с банками и уровнем процентных ставок. Мне кажется, народ понес в надежде спасти последние деньги и купить по старым ценам — отфиксировать мечту свою. Если говорить о Сбербанке — мы прекратили автокредитование с середины прошлого года. У нас в группе есть банк, который специализируется на потребительском и автокредитовании — банк «Сетелем». Они продолжают выдавать кредит.
В прежних интервью вы говорили, что кредитный и депозитный портфель Сибирского банка увеличится за год на 20 %. Подтвердились ли эти планы?
Мы приняли осознанное решение, что больше не гонимся за бизнес-планом. Все мы оказались в другом мире, с другими ориентирами.
Никто в страшном сне не мог предугадать в начале года, что такие движения будут по ставке и валюте. Сегодня бизнес-план — это неактуальная история.
Может быть, есть прогнозы — как будут развиваться кредитный и депозитный портфели в 2015 году?
Нет понимания. Детальные цели развития бизнеса группы «Сбербанк» на I квартал 2015 года и 2015 год в целом будут утверждены в декабре 2014 года. У нас был фактически утвержденный план на 2015 год. Там есть основные ориентиры. Темпы роста были незначительно снижены, но это происходило еще до всех событий. Скорей всего, в первой части года мы перейдем от бизнес-планов к целевым ориентирам по определенным сегментам. Сейчас самое страшное — это жить по инерции, [прежними] категориями — выполнить бизнес-план, поставить себе цель по росту активов. Нужно жить по ситуации и принимать вовремя верные решения в условиях неопределенности. Надеемся, что к стандартному процессу и пониманию ведения бизнеса мы сможем прийти к середине следующего года.
Дарья Староверова
Фото Стаса Соколова (1), Ильи Питалева (РИА Новости) (2)