Образование интервью Тут есть даже первый «О»! Как живет самая большая школа в Кузбассе

Тут есть даже первый «О»! Как живет самая большая школа в Кузбассе

Наталья Сурикова управляет сотней педагогов и тремя тысячами учеников

Директор школы рассказала, как сохраняет душевный подход к детям

Кемеровская школа № 36 самая многочисленная в Кузбассе. В этом году сюда поступили 330 первоклассников. На линейке 2 сентября малыши растянулись длинными рядами, подняв таблички с буквенными обозначениями своих классов — от «А» до «Л». А всего здесь в двух корпусах обучается почти три тысячи учеников. Это настоящий маленький городок: здесь есть бассейн с большой и малой чашами, две столовые, два спортзала и даже собственный театр. Корреспондент NGS42.RU Елена Гуськова поговорила с директором Натальей Суриковой о том, как в таком потоке не превратиться в образовательный конвейер и сохранить душевный подход к детям.

Самый многодетный микрорайон Кузбасса

То, что самая большая школа Кузбасса появилась именно на Радуге, Наталья Сурикова объясняет особенностью микрорайона. Изначально, 10 лет назад, здесь построили первое здание школы. Ближайшие кварталы продолжали обрастать новостройками, квартиры в которых покупали преимущественно молодые семьи. Вскоре школа уже с трудом могла принять всех, кто относился к микроучастку. Пять лет назад власти решили расширить учреждение и возвести второй, четырехэтажный корпус. Количество ребятишек, которых после этого смогла вместить 36-я возросло более чем в два раза.

— Несмотря на то, что есть тенденция выбывания детей из региона, у нас еще и очень много семей приезжают, некоторые, уехав, например, в Краснодарский край, через пару лет возвращаются. И очень приятно, что они хотят вернуться именно
в нашу школу, потому что детям тут было комфортно, — поясняет директор.

Самая большая параллель насчитывает 14 классов. Наталья Сурикова вспоминает забавный случай.

— Когда мы впервые запустили вот эти 14 классов в актовый зал, учителя буквенные таблички разобрали и увели своих детей в классы. И вот звонят родители, которые не успели на общее собрание, спрашивают: «Какая у нас буква?» Я говорю: «О». И мама на телефоне: «О? О-о-о!» — буквенное обозначение класса перешло уже в такое удивленное «О», — смеется глава школы.

В таком многолюдье непростыми становятся даже повседневные потребности, такие как питание. В школе две столовые — в каждом корпусе своя. И всё же, чтобы накормить всех детей и никто не сидел на уроках голодным, а нашествие школьников не превращало блок питания в хаос, нужен особый четкий график.

— Дети едят практически на каждой перемене. При этом нужно понимать, что мы ещё продаем буфетную продукцию. И старшие классы должны иметь возможность еще раз подкрепиться перед своими дополнительными уроками. Особенно важна отлаженность действий в начальных классах, учитывая, как их много у нас: строем в свое время пришли, сразу к умывальным раковинам, руки вымыли, с учителем организованно за стол сели, с учителем вышли, — поясняет руководитель.

При этом территория, которая относится к школе, невелика, все дома находятся в шаговой доступности: это вся улица Серебряный Бор и 10 домов с проспекта Шахтеров. За последние пять лет микроучасток не менялся, а большую наполняемость школы обеспечивает плотность застройки.

— Мы очень плотно учимся в две смены, всё должно быть продумано. У нас задействованы все помещения школы, а общая численность детей у нас продолжает расти. Сейчас классы уплотняем, то есть у нас в первых классах по 30 детей, — говорит Наталья Сурикова.

Образование без швов

Возникает вопрос, насколько легко бывшим детсадовцам адаптироваться в таком большом коллективе. По словам руководителя учреждения, у школы есть свои методы. Один из них — преемственность.

— Мы взаимодействуем с детскими садами, которые находятся в округе, у нас открыта дошкольная группа. Родители, которые предчувствуют возможные проблемы с переходом в школу, водят подготовишек в нее по субботам. В итоге ребенок за год постепенно привыкает к нашим стенам, к нашим педагогам, — поясняет Сурикова.

Также при формировании классов администрация старается учитывать пожелания родителей, не разбивать детсадовскую дружбу и определять товарищей в один класс.

Если ребенок всё же сложно приспосабливается к новым условиям, к делу подключается психолог. Он наблюдает за детьми и дает рекомендации учителю по каждому школьнику и, если есть необходимость, приглашает семью на индивидуальную беседу.

— И всё же, наблюдая каждый год за приемом детей, могу точно сказать, что родители переживают куда больше, чем дети. Очень долго с ними расстаются, приходят забирать раньше времени. Конечно, обнять, поцеловать — это важно. Но когда мы долго ребенка не отпускаем, мы передаем ему свою тревогу и только усложняем этот процесс, — рассказывает педагог.

Где найти столько учителей?

При самом большом количестве учеников в области, нужен и самый большой штат сотрудников. Кадровый вопрос возникает здесь каждый год.

— Учителя-предметники у нас сейчас есть все. Но не буду скрывать, в начальных классах у нас есть педагоги, которые ведут сразу по два класса. Если у учителя есть силы и желание и у него получается, я не вижу здесь преграды, — делится директор.

Также Наталья Сурикова поясняет, что согласна брать на работу и специалистов со средним образованием, после педагогического колледжа.

— Работая с людьми много лет, прихожу к такому выводу, что диплом — не главное, высшее можно и заочно получить. Куда важнее личные качества, как учитель к детям относится. В свою очередь, школа готова поддерживать молодежь и давать пространство для развития, — поясняет глава учебного заведения.

При этом директор отмечает, что узкопрофильных специалистов много не бывает, за них школы борются, и тут все средства хороши. Учреждение работает и с ВУЗами, приглашая выпускников, и завлекает опытных педагогов из других образовательных организаций.

— Из других городов Кузбасса к нам устраиваются. Реклама везде должна быть. Но не то чтоб мы всем рассказываем, какие мы хорошие, это было бы неэффективно. Педагоги между собой общаются, рассказывают о своей работе, зовут своих давних коллег. Так штат и пополняется, — рассказывает Сурикова.

Руководитель отмечает, что внутри коллектива уже образовались несколько семей, ведь в школе довольно много мужчин. Сказывается и наличие таких новых направлений, как «робототехника» или «3D-моделирование». Также представители сильного пола преподают здесь географию, физику, информатику, технологию и физкультуру.

А один из преподавателей русского языка и литературы, Виталий Кадочников, в прошлом году победил в региональном этапе «Учителя года».

— Я считаю, у нас достаточно и мужских, и женских фигур, на кого дети могут равняться. При этом у нас очень разновозрастной коллектив, это и молодежь после ВУЗа, и со стажем. Все друг у друга учатся, делятся опытом, перенимают, — говорит директор.

Конечно, управлять таким коллективом, состоящим из сотни самых разных людей, непросто. Ежедневно директору приходится лавировать между интересами учителей, трех тысяч учеников и их родителей.

 — Мой секрет руководства: диалог, хорошая административная команда и четкая логистика. Люди должны ясно понимать, чего от них хотят. При этом нам всё чаще невозможно даже очно собраться всем коллективом. У нас двухсменный режим, между ними всегда есть какие-то мероприятия, процессы. Вечером тоже внеурочные занятия, спортивные секции. В итоге проводим онлайн-совещания, кто-то участвует, кто-то просматривает запись позже. Также коммуникацию помогает поддерживать общий рабочий чат. Стараемся всей командой держать на хорошем балансе образовательные процессы,  — рассказывает глава школы.

«Стараемся оставить наших деток в Кузбассе»

Конечно, при такой многочисленности есть кому защитить честь школы и на олимпиадах, и на творческих конкурсах, и в спортивных соревнованиях. Не подводит и статистика поступлений.

— У нас одаренных детей немало. Например, в прошлом году у нас выпустился мальчик, который набрал 100 баллов сразу по двум предметам. Это был яркий пример, когда ребенок берет, что ему дают, и сам прилагает максимум усилий, без репетиторства и других дополнительных вложений. Тут два компонента успеха: ученик, который поставил перед собой цель, и педагоги, которые сориентированы на результат, — делится Наталья Сурикова.

Глава школы отмечает, что в кузбасском образовании есть установка от властей задерживать одаренных детей в регионе, ориентировать их на поступление в местные ВУЗы, чтобы избежать оттока ценных кадров из региона. Например, упомянутый дважды стобалльник мечтал стать врачом и поступил на бюджет в наш мед.

Также директор отметила, что часто сталкивается с критикой современной системы образования, когда учителей упрекают в том, что они «натаскивают» детей. Однако Наталья Сурикова с такой оценкой в корне не согласна.

— Для ребенка важны высокие баллы, это его поступление, это его судьба в конечном итоге. Поэтому мы всегда поощряем учителей, которые подготовили стобалльников. Вот сегодня на итоговом мероприятии наградили учителя-филолога, которая подготовила в этом году стобалльника по литературе и более 20 высокобалльников по литературе и русскому языку. Я считаю это отличным показателем, — говорит руководитель.

В этом году 36-я школа уже второй раз победила в мотивирующем мониторинге на уровне города. Это система рейтинга, введенная в 2023 году Минпросвещения России. В ней отражены сразу несколько показателей: эффективность развития способностей учеников, использование лабораторного оборудования и цифровых технологий, качество административной работы и многое другое. Наталья Сурикова не скрывает гордости от полученной награды.

— Нам вручили свидетельство в прошлом году, а в этом я почувствовала еще больше ответственности за коллектив, за школу. Уже не хотелось планку понижать, и переживала еще больше. Удерживать результат сложнее, чем достигать. Но у нас снова всё получилось, — ликует директор.

Тенденция на укрупнение

По словам Натальи Суриковой, в Кузбассе действительно можно заметить тенденцию на укрупнение и объединение школ. Такой тренд начал распространятся по России несколько лет назад, начиная с Москвы. И сейчас всё больше школ не только имеют дошкольные группы, но и порой объединяются с детскими садами. Директор считает это направление в развитии положительным, если руководство подходит к этому процессу с умом.

— Важно, чтоб это не было лишь бы взять и объединить что-то с чем-то. Только если для этого есть условия, ресурсы, кадровые в том числе, если это экономически выгодно и удобно. В целом в нашем регионе происходит именно так, у нас к этому довольно взвешенный подход, — поясняет руководитель.

Конечно, укрупнение школы выгодно и с точки зрения ее оснащения. Например, 36-я изначально, еще 10 лет назад, создавалась как цифровая. А во время строительства нового корпуса власти согласовывали проект с руководством школы. Администрация смогла внести важные коррективы и заложить в новое оснащение всё самое необходимое. Директор отмечает, что благодаря федеральным проектам современное оборудование появляется не только в Кемерове, но и в небольших сельских учреждениях.

— Сейчас, когда школы оснащают дополнительным оборудованием, и в рамках доступной среды, и за счет дополнительного образования, в рамках открытия «Точек роста» разница между крупными и маленькими школами постепенно сглаживается. Да, мы школа молодая, и в этом плане нам, можно сказать, повезло. Но я смотрю за последние пять лет, столько было вложено в оснащение школ, и не только тех, которые под капремонт попали. Можно говорить о равном доступе к образованию, — заключает педагог.

Ранее NGS42.RU рассказывал, как в самой крупной школе Кузбасса прошла торжественная линейка, посвященная началу учебного года.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE3
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1
ТОП 5
Мнение
Одни боятся, другие женятся: откуда взялись мифы вокруг пятницы 13-го и что делать в этот день — объясняет нумеролог
Алина Шадрина
Мнение
«Многие не выдерживают и идут к частникам»: врач — о работе в городской поликлинике
Анонимное мнение
Мнение
«Не вижу перспектив, никому не советую»: нефтяник-вахтовик — откровенно о своей работе
Анонимное мнение
Мнение
Восторгаемся и плачем. Журналист съездил в Карелию на машине — получился ли отпуск бюджетным?
Анонимное мнение
Мнение
Сиквел «Слова пацана»? Чего ожидать от сериала «Комбинация»: отзыв кинокритика, который уже смотрел фильм
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления