Наверняка когда-то и у вас возникали к бармену совершенно глупые вопросы, но задать их незнакомому человеку было стыдно. Мы собрали основные стереотипы о работе в клубах и барах и попросили бармена Заура Алиева из Кемерова прокомментировать их. Он объяснил, почему за воду в барах нужно платить, разбавляют ли коктейли и как часто обманывают напившихся посетителей.
Почему вода в баре платная? Вам жаль налить из крана?
— (Смеется.) Вообще нет, мне не жалко. Я могу налить без проблем, но таковы правила заведения. То есть у нас есть в бутылках вода, и ее нужно продавать. Для заведения это тоже продажи. Я делаю исключения периодически. Ситуация разные, люди разные.
Почему в бокал вино наливают не до краев?
— Я не помню, сколько миллилитров точно нужно наливать в бокал. Вообще, первый глоток вина и первый его пролив — это для дегустации, попробовать. Некомпетентные бармены, конечно, могут вам налить прямо до краев бокала, но это неправильно. Это вино — им нужно наслаждаться, а не пить залпом.
Почему на баре нельзя зарядить телефон?
— Очень много ситуаций бывает, что ты поставил на зарядку телефон. Люди пьяные могут его забрать обратно и забыть. Потом начинают сильно агрессировать и искать устройство, обвиняя тебя в воровстве. А мы просто в шоке стоим. Думали, сделаем человеку добро, а остались крайние. Таких конфликтов очень много бывает, поэтому мы стараемся меньше брать на бар заряжать телефоны и другие устройства.
Вы пьете на работе?
— Есть гости, которые предлагают выпить, но я отказываюсь — не переношу, когда люди выпивают на работе. После смены или в свой выходной могу выпить. Мои коллеги, кого знаю, тоже придерживаются такой позиции. Это рабочая этика.
Друзьям наливаете бесплатно?
— Нет. Когда в клуб, где я работаю, приезжают мои друзья и просят налить со скидкой, я отказываюсь. Ведь они здесь гости, а я — работник. Поэтому я не имею права наливать ни бесплатно, ни со скидкой.
Многие девушки флиртуют с барменами, рассчитывая на халявную выпивку. Это работает?
— Действительно, некоторые пытаются флиртовать, знакомиться. Ты стоишь, делаешь коктейль, и тут какая-нибудь незнакомка подбегает и кричит: «Зая!» Думаешь: «Ну какая я тебе зая, ты чего?» Девушки иногда намекают на секс ради бесплатной выпивки. В первый год работы мной могли манипулировать так, по неопытности я бесплатно делал коктейли, но только безалкогольные. Сейчас это уже не работает.
Можно ли в баре напиться коктейлями или их разбавляют водой?
— Легко напиться. Обычно я когда подхожу к посетителю, спрашиваю, какой коктейль — легкий, средний, сладкий, кислый и так далее. Часто люди впадают в ступор и не знают, чего хотят. Тогда я беру инициативу в свои руки: опытный бармен понимает, что человеку надо и какой алкоголь ему подойдет больше.
Коктейли мы вообще не разбавляем, иногда даже просят побольше добавить колы, воды или сока, потому что оказывается слишком крепко.
Часто ли пьяных клиентов обсчитывают?
— Нет. Бывают ситуации из-за невнимательности. Один раз в клубе меня обсчитали на 100 рублей, я не придал этому значения, не стал ругаться. Если сам затуплю и возьму больше, то перевожу деньги с личного счета обратно клиенту. Я виноват, а гости обычно спокойно реагируют.
Часто ли бармены проносят плату за алкоголь мимо кассы?
— Мы — нет, про другие заведения не слышал.
Зачем, когда вы делаете коктейль, подкидываете бутылки? И долго ли этому учиться?
— Это флейринг называется: есть рабочий и технический, когда ты показываешь всякие разные трюки. Такое я не умею, поэтому использую только рабочий. Я могу покрутить бутылку, перекинуть сок или дорогой алкоголь через себя и обратно, но про себя пять раз перекреститься. Трюки — это просто рабочий процесс, главное — бутылку не разбить! Для меня, например, это спортивный интерес, да и люди смотрят: «Что он вытворяет?»
Приходит это всё со временем и опытом. Для отработки навыков существует специальная бронебойная посуда, например железные шейкеры или пластмассовые бутылки. Можно спокойно ими тренироваться. Есть и специальные комнаты для флейринга, но в Кемерове таких нет, я узнавал. Там ты заходишь в помещение, которое оборудовано резиной и ковриками. Если упадет посуда, ничего не разобьется.
Вы платите за разбитый клиентом стакан?
— Если, например, разбил я, то и оплачиваю я. Если посетители — платить нужно им. У нас есть конфликт-меню, в котором за разбитую определенную посуду выставлены ценники. Могут быть исключения, если посетители случайно задели. Обычно такие ситуации проходят спокойно: видят, что кружка разбита, — без проблем отдают деньги.
Вас бесит музыка, которая играет в заведении?
— Да, потому что одна и та же. Я почти четыре года в клубе работаю и могу уже на следующий репит сказать, какая музыка будет. Если у нас проходят новые вечеринки, появляется и разнообразие в музыке. Я даже могу кайфовать в процессе работы, пританцовываю, бывает. Но у нас, кстати, диджеи достойные, хорошо играют. Первое время голова болит, потом нормально — привыкаешь.
Опытные бармены ненавидят отдыхать в клубах и подобных заведениях?
— Далеко не все. Мне нравится. Недавно сходил в «Редакцию» (арт-пространство в Центральном районе. — Прим. ред.), хотя редко бываю там. Прикольно. Но я всё равно больше домосед. Музыка громкая тоже надоедает.
Что делаете с перепившими посетителями после закрытия при условии, что ходить самостоятельно они уже не могут?
— Вызываем такси и отправляем домой. У меня была такая ситуация: пришел молодой человек и напился в итоге в хлам, попросил вызвать такси, но сказал, что деньги все потратил. Ничего страшного, отдал свои. Сколько эта поездка стоила, рублей 200? С кем не бывает. У меня есть такая фраза: пять копеек дал — десять вернул.
Сколько на самом деле получают бармены?
— Все по-разному, зависит от продаж. Сколько ты продал, столько ты и получил. По кемеровским барам можно заработать в месяц в районе 35–40 тысяч рублей.