В начале июня на телеканале ТНТ состоялась премьера сериала «Ткачевы на связи» (16+). Это история о семье, члены которой живут в разных городах, но сохраняют теплые отношения друг с другом. Режиссером картины стал уроженец Кемерова Дмитрий Булейко. В интервью NGS42.RU он рассказал, как оказался в профессии, есть ли киноиндустрия в Кузбассе и о чем он мечтает.
Дмитрий родился в 1987 году в Кемерове. Режиссер тепло отзывается о детстве в столице Кузбасса: он говорит, что летом проводил время у бабушки на окраине города, а во время праздников ездил гулять в центр. Это называлось «поехать в город». В детстве он занимался музыкой и спортом.
— Если говорить о городе, первое, что вспоминаю — бабушку, потому что вырос у нее на районе. Как город, так и людей, с которыми я провел свое детство и юность, очень люблю. Когда у меня получается приезжать туда, это всегда праздник, потому что скучаю по родным краям и по людям, которые там остались. Приезжать всегда приятно, — вспоминает режиссер.
Еще во время учебы в КузГТУ на шахтостроительном факультете Дмитрий серьезно увлекался видеопроизводством и занимался производством видеоконтента для студенческих творческих движений. Тогда он попал в экспериментальный театр «Карман» и познакомился с руководителем Юлией Луневой.
— В театре образовался пул эстрадно-театральных номеров с использованием видеопроекции, и мы с ними гастролировали по разным городам. Помимо театра, еще снимал другие работы на студенческом уровне для фестивалей. Меня это всё завораживало, и я искал любые возможности, чтобы перейти на следующий уровень в своем ремесле. К сожалению, в маленьких городах очень слабо развита видеоиндустрия, а у меня была потребность попасть в профессиональную струю. Однажды я поехал на очередной фестиваль в Казань, там познакомился с Мишей Маризовым, с которым в итоге в 2010 году организовали там видеопродакшен. Это была основная причина моего отъезда из Кемерова. На тот момент у Миши были заказчики, которым требовался видеоконтент, мы приезжали на съемки в разные города, получали позитивную обратную связь, и у нас стали появляться проекты. В 2011 году окончил вуз, как обещал маме, получил диплом инженера — эксперта по недвижимости Кузбасского государственного технического университета и переехал в Казань, — рассказывает Дмитрий.
Кстати, вместо пяти лет в вузе, он учился семь: дважды его отправляли в «академ» из-за неуспеваемости — так много времени он уделял творчеству. Режиссер отмечает, что преподаватели его не любили, так как считали, что он неуважительно относится к предметам.
— Когда переезжаешь в другой город, обнуляется полностью вся инфраструктура, которую успел наработать в родном городе. Друзья, знакомые, места, еда — всё обнуляется, и приходится заново всё обустраивать. Трудности были с выстраиванием бизнеса, потому что на старте ничего не понимаешь. В начале пути было очень много разных ошибок, но в итоге всё получилось, компания проработала семь лет. Потом поехали в Москву, потому что поняли, что хотим еще на ступень выше пойти, — добавляет Дмитрий Булейко.
Как и главная героиня сериала «Ткачевы на связи», Дмитрий уехал из родного города за карьерой. Поэтому тема проекта ему очень близка. Он говорит, что из-за занятости на работе не часто удается увидеться с мамой и сестрой с племянниками вживую, ведь они находятся в Кемерове. Так что большую часть времени семья созванивается по видео, как и герои сериала.
— Думаю, я не уникален в этом, особенно если брать киноиндустрию. Естественно, я на созвоне с мамой по видео и не только. Сейчас столкнулся с забавным парадоксом: из-за подготовки сериала я стал реже звонить маме, за что мне очень стыдно. Ирония в том, что посыл сериала: «Звоните родителям», «Не теряйте связь, созванивайтесь!» Я быстро согласился, когда предложили снять пилот, потому что именно эта часть истории мне близка. В сериале есть еще другие аспекты, женские и взрослые истории. Какие-то вещи и моменты, которые мы рассказываем, происходят через призму того, что происходит со мной и моими друзьями, — говорит Булейко.
Одна из героинь сериала выбрала карьеру, а вторая — семью. Дмитрий отмечает, что в разные периоды жизни ему были близки оба этих варианта.
— Когда я был моложе, то выбрал карьеру. На тот момент приоритеты были такие: я хотел найти дело всей своей жизни, это было на первом месте, поэтому поехал в другой город, искал возможности для развития. Но когда становишься старше, то семья становится важнее. Начинается переоценка, расставляются приоритеты по-другому, появляются новые ценности. Это происходит тогда, когда в карьере определился, встал в колею и начал смотреть по сторонам и понимать, «что же вообще такое жизнь», «кто я в этой жизни» и «кто те люди, которые меня окружают». В этот момент происходит понимание, что семья гораздо важнее карьеры. Самое главное — семья, которая была (родители), дальше та, которую создал сам (дети и жена). Мы не обязаны делать один выбор на всю жизнь, и наша главная героиня сомневается всю историю, правильно ли она поступила или нет. Когда-то мы выбираем карьеру, потом переключаемся на семью. Главное, как и во всём, соблюсти баланс, — отмечает режиссер.
Комедийный сериал стал режиссерским дебютом уроженца Кемерова. Булейко отмечает, что показать на экране то, что рассмешит всех, очень сложно.
— Наверное, всех рассмешить невозможно, потому что у юмора есть некая субъективность. Наша задача — охватить как можно больше аудитории. Недостаточно написать какую-то шутку, ее нужно пропустить через несколько фильтров. Генеральный продюсер, сценаристы, креативные продюсеры, режиссер — все на этапе создания пропускают через свои фильтры тот материал, который получилось написать. Где-то убираем что-то, а где-то добавляем и таким образом выстраиваем атмосферу легкости, юмора, иронии. Рассказать историю, которая не смешная, реалистичная, драматичная — это одна задача, в комедии же появляются отступления, когда ты стремишься вплести смешные истории, и у этого должен быть определенный ритм. Нельзя пошутить три раза в начале и потом увести всё в драму. Шутки должны быть одновременно острые, но дозированные. Должно получиться не просто серое полотно, а контрастное, с какими-то точками, пиками, сбивками барабанными. Кино — очень ритмичная вещь, от которой зависит и монтаж, и музыка. Сложность заключается в конкуренции с другими источниками комедии, которые сейчас у всех есть в телефонах. Когда пользователь открывает ленту и просматривает сотни роликов в минуту: что-то забавное, смешное, что-то на грани или за гранью… Скорость потребления контента такая, что конкурировать очень сложно, особенно в рамках кино. Мне кажется, сейчас не век комедийных историй, и это происходит из-за высокой конкуренции именно в юмористическом контенте, — говорит Дмитрий.
Режиссер отмечает, что киноиндустрии в Кузбассе нет. Но это проблема не только нашего региона, но и других тоже. По словам Булейко, в сфере кино всё очень централизовано — все специалисты находятся в Москве, и небольшая часть в Питере и других больших городах.
— Было бы круто, если бы в разных регионах были свои киноцентры. Есть несколько регионов, где пытаются развивать свою местную индустрию, например Якутия. Там ребята успешно снимают фильмы. Практика такая есть, но это не тенденция, к сожалению. Наверное, это самое дорогое искусство, которое есть. Если я приеду в любой регион снимать кино, то не смогу собрать команду и снять проект. Это будет какой-то компромисс: либо придется потратить много денег и привезти команду из Москвы, либо это будет снято на коленке мной одним или с энтузиастами. Кстати, последний вариант не говорит о том, что продукт будет плохой, он может получиться даже крутым. Есть региональные всплески, и разные продакшены появляются в городах, но это всё единичные случаи. Ничего не могу сказать о киноиндустрии в Кузбассе, но я был бы рад, если бы она развивалась. Это не первоочередный вопрос, не то, что нужно людям. Но если будет необходимость развития киноиндустрии в своем регионе, я с удовольствием в этом поучаствую. Это очень сложная задача, но интересная, — отмечает режиссер.
В свободное время Дмитрий любит кататься на роликах в парке возле дома и отдыхать с сыновьями.
— Свободного времени очень много уходит на детей, у меня двое сыновей. Мы с женой ходим на Stand up (18+), потому что очень любим посмеяться. Когда есть свободный вечер и можно детей оставить с няней или бабушкой, то мы стараемся выбраться куда-то на концерт, либо на какое-то музыкальное мероприятие. Люблю немного поиграть в компьютерные игры, изучаю английский язык, играю на гитаре, фотографирую, что-то снимаю для себя, занимаюсь дизайном. Много увлечений на самом деле. Когда проходят съемки, сложно найти свободное время, потому что это очень трудоемкий процесс, а когда идет монтаж — чуть-чуть полегче. По возможности стараюсь встречаться с друзьями, поиграть в баскетбол, сходить в бар пообщаться, — рассказывает режиссер.
На ближайший год он поставил цель найти проект по душе, который бы способствовал развитию его режиссерского пути. А вот мечта куда более глобальна:
— А мечта — снять фильм, который станет «фильмом всей моей жизни». Хочется снять полнометражную историю, которая выйдет в прокат, чтобы она была написана и рассказана именно мной. Это давняя мечта, к которой я постепенно иду. Но это не на ближайший год, а в целом. Считаю, что режиссер не сразу готов к такому кино, его творческий путь состоит в том, чтобы подготовиться, набраться знаний, мыслей и найти тему, которая ему наиболее близка. Я сейчас нахожусь вот в этом поиске, когда это произойдет — не могу сказать точно.