Развлечения интервью «Я так и жил, всё на уровне запахов…» На большой экран вышла драма с Александром Робаком. Интервью с актером

«Я так и жил, всё на уровне запахов…» На большой экран вышла драма с Александром Робаком. Интервью с актером

Он сыграл сталевара, семья которого переживает трагедию

Александр Робак и Николай Ларионов перед челябинской премьерой «Вечной зимы»

31 октября в российский прокат вышел фильм «Вечная зима» (16+). Он снят в Магнитогорске Челябинской области режиссером Николаем Ларионовым, родившимся там же, в главной роли — уроженец Златоуста Александр Робак, в эпизодических ролях — актеры местного театра. Наши челябинские коллеги из 74.RU встретились с Николаем и Александром накануне премьеры, и оказалось, что для обоих фильм по-своему знаковый: для первого это дебют в качестве автора кино, для второго — съемки в реалиях, знакомых с самого детства.

Фильм и получился очень узнаваемым для уральцев. Кривые ряды гаражей, школы с высокими потолками, шикарные виды ММК и идущий фоном промышленный набат, похожий порой на колокольный звон, — металлургия тут вроде религии. Бытие определяет сознание, сталь вплавилась в умы, и герой Робака, мощный сталевар (на экране вдвое шире Робака в реальности), готов выбить душу из любого, кто встанет на пути. Не из злобы, нет: просто здесь так заведено, такое ценится. Надо быть мужиком с гаражом, машиной, парой вредных привычек и известной долей бесчувственности. И тут начинается завязка: самодостаточная брутальность дает сбой, всё выходит из-под контроля…

«Я ходил нараспашку»

— Я расцениваю эту роль как подарок себе, — признается Александр Робак. — Это один из немногих фильмов, которые мне по-настоящему важны. Когда я получил сценарий, мы с Николаем еще не были знакомы. После прочтения нескольких страниц я поразился, что написано просто про мое детство. Я не понимал, как человек может всё знать про меня. Я так и жил, всё на уровне запахов… Потом мы познакомились с Николаем. Я узнал, что он из Магнитогорска, я из Златоуста, всё встало на свои места.

Александр Робак говорит, что показанное в фильме очень согласуется с его впечатлениями от проведенного в Златоусте детства (хотя это и было в другую эпоху)

Отец Александра Робака был сталеваром, мама преподавала в металлургическом техникуме, родители одноклассников работали на заводе.

— Это было мое пространство, здесь мне было очень хорошо, — продолжает актер. — Мы с Николаем дополняли друг друга, потому что говорили на одном языке. Съемочная группа приехала из Москвы, Юлия Марченко (по сюжету — жена героя Робака. — Прим. ред.) — из Санкт-Петербурга. Для них всё равно было какое-то совершенно новое пространство, морозы, холода, ветра в Магнитогорске.

— А вы как?

— А я нараспашку. Для нас с Николаем это было привычно, мы говорили на одном языке и вошли в хорошее сотворчество. То, что мне попалась такая роль, — это один шанс из ста.

Фильм про свое детство?

Для Николая Ларионова это дебют в статусе как режиссера, так и сценариста. Действие происходит в 2004 году, хотя по магнитогорскому летоисчислению это еще отчетливый хвост 90-х, и это время Николай застал в городе лично. В том году он был лишь на год-два старше своего героя, которого сыграл Сергей Грузинов. Но постепенно, по мере переписывания сценария, акцент стал смещаться с подростковых проблем на внутреннюю, вечную зиму его родителей.

Николай Ларионов решил снимать первое кино в родных краях, в том числе чтобы быть точнее в деталях

Это не автобиографическое кино, подчеркивает Николай, скорее попытка собрать множество впечатлений тех лет: так, часть автобиографических деталей героя Робака списана с отца товарища Николая (нос сапогом сломан, зэков охранял).

И это непростой для просмотра фильм: от него местами веет холодом настолько, что, вернувшись домой, я проверил, не выключили ли отопление (кроме шуток). Но он и не чернушный: сам Николай подчеркивает, что не ставил задачу придавить зрителя и оставить в душе очередной шрам. Как раз наоборот: задача была, скорее, терапевтическая, чтобы шрамы рассасывались. И первые показы фильма настраивают Николая на оптимизм:

— В Магнитогорске одна женщина подошла и сказала: «После этого фильма я решила поговорить с сыном…»

«Тема рискованная, почти табуированная»

Этот фильм и не мог быть простым — он про потерю. В кино же часто кто-то умирает, но порой это лишь завязка: убили, расследовали, нашли или не нашли. Николай подчеркивает, что он снимал не блокбастер и не комедию. Здесь горе существует не в качестве фоновой декорации, оно наклеивается на зрителя со всех сторон, метет снегом через забытую балконную дверь, и кажется, что из холодного транса не будет выхода.

— Тема потери рискованная, не то что табуированная, но режиссеры часто боятся ее, — говорит Николай. — Но такие фильмы есть: «Жить» (18+) Василия Сигарева, «Рядом» (18+), «Кроличья нора» (18+) с Николь Кидман, «Сядь за руль моей машины» (18+), «Три цвета: Синий» (16+). Я, как сценарист и режиссер, безусловно, не хотел делать мрачное и депрессивное кино, и с точки зрения изображения поставил задачу оператору и художнику-постановщику уходить от документального, социального, мрачного видеоряда в пользу изобразительных, ярких художественных решений. Мы выбирали объекты, которые наиболее выигрышны с визуальной точки зрения. Я точно не преследовал задачу «утяжелить» зрителя, я же и сам зритель, я люблю, когда есть свет в конце тоннеля, есть надежда, есть выход из ситуации и есть эмоции не только в минус, но и те, что приподнимают тебя, когда твоя душа немного расцветает. Я надеюсь, что фильм станет кинотерапией: я испытал эмоцию, мне стало чуть легче.

Магнитогорский металлургический комбинат показан в фильме во всей своей мощи, но это не производственная драма и не цеховой «роман»

Александр Робак добавляет:

— «Вечная зима» — в этом названии много смыслов заложено. Для меня «Вечная зима» — она в человеческих отношениях, в данной семье и во многих семьях. И это основная болезнь общества: вот у тебя семья, проходит романтический период, рождаются дети, есть гараж, квартира, машина. И люди живут под одной крышей, не замечая, не слыша друг друга. И когда их дети в подростковом возрасте, много теряют. Пока ребенок был маленький, ты не научился его слушать, не научился его считывать. А дальше он взрослеет и он не видит в тебе друга, товарища. Вы на разных планетах. Про это история: что иногда надо раньше, чтобы не было потом поздно.

Магнитогорск как отдельный герой

Николай убедил продюсеров снимать в Магнитогорске. Отчасти потому, что город хорошо вписывается в атмосферу фильма, отчасти потому что первое авторское кино хотелось снять про то, что хорошо знаешь или, точнее, чувствуешь. Первая версия фильма была снята Николаем и его помощниками на смартфон, просто чтобы оценить виды, атмосферу. Во время самих съемок всё часто шло не по плану: замок на гараже оказывался не таким, на месте, которое обещали расчистить, лежали сугробы, перемерзала камера. Но была и удача, например, погода стояла мрачная ровно до тех пор, когда это требовалось в фильме (хотя зимы на Урале обычно солнечные), зато для финальных сцен, как по заказу, наступили ясные дни.

— Город в фильме как отдельный герой, и мне нравится тенденция в российском кино, когда съемки происходят не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в других городах нашей необъятной родины, — говорит Николай. — Когда мы показывали фильм в Магнитогорске, я переживал, не будет ли мешать восприятию узнаваемость мест. Люди будут смотреть и думать: вот по этой улице у нас не гуляют, а в этом цехе всё не так… Я боялся, что будут относиться, как к документальному кино, но это кино художественное, и город даже не упоминается. Мне хотелось сделать собирательный образ промышленного моногорода, хоть в Сибири, хоть на Урале, хоть в любой другой стране мира. И если история увлекает, люди перестают акцентироваться на месте, и после премьеры в Магнитогорске было видно, что зрители прониклись именно человеческой историей. Это хороший сигнал для меня. Когда мы показывали фильм в Стамбуле, зрители и киноведы всё хорошо считывали. Они понимали, что вот мужское и женское, вот семья, что это вещи вне места и времени, общечеловеческие.

Важную роль в фильме играют звуки: только их запись и сведение заняли полгода

Свой следующий фильм Николай Ларионов также планирует снимать в Магнитогорске, хотя интонация и время года будут другие.

«Сидим с женой, обсуждаем»

Общаясь со зрителями после премьеры, Николай явно переживает: говорит, очень тяжело пересматривать свои фильмы, где каждый кадр виден тысячу раз во время монтажа, и что на первом показе в Геленджике он сидел, обхватив голову руками. И каждое мнение о фильме отзывается у него остро.

— Вчера один товарищ написал мне: мол, посмотрел, а о чем фильм? — говорит Николай. — Я, конечно, так слегка расстроился. А потом он уже поздней ночью пишет: «Сидим до сих пор с женой обсуждаем, друзья посмотрели, с ними обсуждаем». И у меня немного отлегло. Мне хотелось снять фильм, не выветривающийся сразу после просмотра, а о котором будут думать.

Александр Робак считает фильм прежде всего драмой о холоде внутри семьи

И в фильме есть крючки, которые хочется пообсуждать. У меня, например, народился целый спич об этой тупой носорожьей брутальности, столь ценимой на Урале, которая так часто заводит в тупик, ведь сила — это далеко не всё (фильм отчасти и об этом). Но не буду портить историю спойлерами, скажу лишь напоследок, что, кажется, мы получили еще одного режиссера авторского кино, за творчеством которого будет очень интересно последить.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
Любовницы, проститутки и случайные связи — бизнесмен откровенно рассказал о своих изменах
Анонимное мнение
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
Красавицы из Гонконга жаждут любви. Как журналист MSK1.RU перехитрил аферистку из Китая — разбираем мошенническую схему
Никита Путятин
Корреспондент MSK1.RU
Рекомендуем
Знакомства
Объявления