Бесплодие часто становится трагедией для пар, мечтающих о ребёнке. Многие пытаются забеременеть долгие годы, самостоятельно и с помощью медицинских технологий. У некоторых на процедуры ЭКО уходят большие деньги, а главное — драгоценное время. Корреспондент SHE.NGS расспросила трёх сибирячек, у которых всё получилось: на свет с помощью ЭКО появились долгожданные дети. Женщины признались, что давало им силы не отчаиваться, почему не всем родственникам можно говорить об искусственном оплодотворении и чего они больше всего боялись.
Елена, 30 лет, сыну 1 год и 2 месяца: «Со старшей дочкой Альбиной (ей почти 12 лет. — М.М.) всё было просто — тогда ещё и возраст, видимо, был: молоденькие, никогда ничего не болело. А уже с возрастом появляются, видимо, эти болячки.
Мы хотели хотя бы двоих детей, потому что один ребёнок — всё равно и скучно, и в дальнейшем… Потом родителей не будет, а у неё (Альбины. — М.М.) будет родственник, кровь родная. Я переживала, что ребёнка нет, а так, чтобы были какие-то упрёки со стороны мужа или меня в его сторону, — такого не было.
Мы старались, наоборот, друг друга поддерживать, мне муж сказал: "У нас всё равно будет ребёнок!".
(М.М.: Когда для вас ожидание второго ребёнка стало мучительным?) Спустя лет восемь, когда никакого результата не было. Сначала, первые года три, мы просто обследовались — думали, ну вот, уже скоро-скоро. Мы много лет проходили лечение, были во многих клиниках — и в частных клиниках, и в поликлинике государственной. В общем, много где были.
Потом я узнала, что есть государственная программа по ЭКО, — так мы попали к врачу Филипович Ольге Николаевне. (М.М.: Но готовы были и платно?) Думаю, что да, потому что ребёнок важнее.
Всё получилось с первого раза. Ещё только пункция была — а мы уже имя выбирали! Когда я увидела заветные две полоски и особенно когда уже родился малыш — мы уже не скрывали ни от кого, что ЭКО сделали. Сначала никто об этом не знал, только самые близкие, они поддерживали, конечно.
Когда я в первый раз ходила беременная, особо не заостряла внимание на том, что одно-другое-третье нужно проверить, просто раз в месяц ездила на приём к врачу, и всё. А с этой беременностью более тщательно проверяли здоровье, но это больше для моего спокойствия. Роды тоже отличаются — у меня во второй раз было кесарево.
Зато после родов — счастье: вот он, маленький крошка растёт, уже заботы, хлопоты пошли...
Я ни разу не слышала такого со стороны людей, что ребёнок из пробирки [чем-то отличается]. Главное — вот он есть, здоровый, нормальный, полноценный ребёнок. Поэтому я нисколько не переживаю, что он "из пробирки". Не нужно бояться ЭКО, я, наоборот, желаю попробовать всем тем, кто хочет, но не может [родить]. Я убеждена, что нужно верить, и чем больше ты веришь — тем больше вероятность, что всё получится, мысли материальны».
Оксана, 41 год, дочери почти 3 месяца: «У меня были проблемы по гинекологии — и я лечилась в клинике сначала с этими проблемами. А потом из-за диагноза не получалось забеременеть естественным путём. Врачи начали предлагать разные варианты — так пришли к ЭКО. Четыре попытки мы делали с мужем сами, а пятую посоветовали по квоте.
Мы пытались около десяти лет. Первая попытка в 2012 году была — промежутки надо же ещё делать между попытками, поэтому они были с хорошим интервалом.
(М.М.: А что давало вам силы не отчаиваться?) Желание стать мамой. Всё равно материнский инстинкт рано или поздно пробуждается!
У меня с пятого раза получилось — врачи, конечно, не боги, хотя очень стараются, и от здоровья многое зависит, там много нюансов.
Врачи хорошие попались мне, они в меня вселяли надежду, благодаря Лученковой Наталье Владимировне, которая работает в "Клинике Пасман", во многом у нас всё получилось.
Женщины часто боятся гормонов и стимуляции [для ЭКО] — у меня не было опасений ни за здоровье, ни что я поправлюсь. Беременность была лёгкая, хотя я думала, что из-за возраста будет тяжело. Только вот из-за возраста сделали кесарево.
Но ещё раз, наверное, нет, больше не решусь — не из-за того, что чего-то испугалась, но надо дочерью заниматься, дать ей хорошее воспитание, образование».
Марина, 31 год, сыновьям-двойняшкам 1 год 8 месяцев: «Мы рано поженились с супругом, а вместе уже 15 лет. Сначала не нервничали абсолютно, пока вставали на ноги окончательно, не беспокоило. Потом начали планировать. Забеременела я сразу же и самостоятельно абсолютно, но были все беременности у меня замершие, деток я теряла. Они были, кстати, все девочки.
И когда мне 27 лет было, а не получалось забеременеть около года, мы решили уже не откладывать и идти на ЭКО. Начали этот путь. Он был сложный, и дети у нас родились с шестой попытки.
Теряли надежду, конечно, психологически было трудно — уже готовы были остановиться, но в итоге собирались с силами и шли дальше, потому что мы не были готовы остаться без детей или идти на усыновление, хотели именно своих детей. Здоровье ещё с годами всё равно ухудшается, а детей надо ещё воспитывать, — очень хотели всё успеть.
Если были у нас анализы плохие — мы никогда не говорили друг другу: "Ты виноват!" или "Ты виновата!", всегда поддерживали друг друга. Говорили, что мы вылечимся, не мы первые и не мы последние.
Мы только раз [на процедуру] ходили бесплатно, а все остальные — платно. Около миллиона [рублей], даже больше, ушло у нас на всё.
Но в итоге родились двойняшки, два мальчика. Им сейчас 1 год и 8 месяцев. Изначально нам вообще сказали, что будет тройня, но один тоже замер, осталось двое.
Во время беременности я очень боялась потерять детей, и поэтому, как только я узнала, что беременна, сразу же ушла на больничный — не работала ни дня. Токсикоз у меня был, но в остальном всё было отлично. Родились раньше срока, семимесячными, но я не испугалась — двойня всегда рождается раньше, в этом плане я была спокойна. Меня экстренно откесарили. Сейчас они уже догнали ровесников по весу и по развитию.
У меня знают друзья близкие, и всё. Родственники знают у меня, а у супруга не знают, потому что они категорически против ЭКО. Считают, что дети какие-то не такие рождаются от ЭКО — предубеждений много. Взрослое поколение — они это всё не сильно понимают».
Читайте также:
«От страха всё-таки родила»: сибирячка решилась на третьего ребёнка после 40 — став мамой, она помолодела и нашла новое хобби.