Семья Спецоперация на Украине Отчаяние и чувство вины: в Кузбассе выпустили методичку, как помочь детям, чьи родные ушли на СВО

Отчаяние и чувство вины: в Кузбассе выпустили методичку, как помочь детям, чьи родные ушли на СВО

Разбираем рекомендации психологов на реальных историях семей

Последствия разлуки или потери для ребенка невозможно преодолеть разовым разговором | Источник: Ирина Шарова / 72.RUПоследствия разлуки или потери для ребенка невозможно преодолеть разовым разговором | Источник: Ирина Шарова / 72.RU

Последствия разлуки или потери для ребенка невозможно преодолеть разовым разговором

Источник:

Ирина Шарова / 72.RU

В Кузбассе дети, чьи родители ушли на спецоперацию, сталкиваются с разными, иногда очень травмирующими, эмоциями: от тоски до горя. И как поддержать ребенка, страдающего от разлуки с отцом или мамой, порой не знают даже опытные психологи и учителя. Для этого министерство образования региона выпустило методички с рекомендациями, которые были созданы на примере, к сожалению, невыдуманных историй.

Один из экземпляров издания из рук главы ведомства Софьи Балакиревой получил NGS42.RU. Изучив его, мы поняли, что советы могут помочь не только педагогам, но и родителям, родные которых и не участвуют в СВО.

Разлука

В первом случае психологи отмечают, что ребенка гложет длительная тревога и неопределенность, а дети проходят несколько стадий: протест, отчаянье и отстранение. Кроме того, дети, в отличие от взрослых, часто не могут понять причины произошедших перемен и могут их придумывать, а также винить себя.

Методички раздают педагогам в школах  | Источник: Елена Гуськова / NGS42.RUМетодички раздают педагогам в школах  | Источник: Елена Гуськова / NGS42.RU

Методички раздают педагогам в школах

Источник:

Елена Гуськова / NGS42.RU

Никита, 13 лет (имена и возраст детей изменены. — Прим. ред.)

Один из кейсов рассказывает о подростке Никите, который единственный ребенок в семье. Папа мальчика работал на вахте, а теперь ушел на СВО. Родители решили не рассказывать сыну, чтобы избавить его от волнений, но тот узнал обо всем от одноклассников.

Он не понимает, почему родители промолчали, ведь в их семье тайн никогда не было. В итоге ребенок замкнулся в себе, а его успеваемость снизилась. Теперь он считает, что близкие предали его.

Педагоги поговорили с мамой и объяснили, что важно рассказать сыну, почему она приняла решение скрыть от него правду, а также поделиться с ним собственными эмоциями и переживаниями.

Также эксперты подчеркивают, что в такой ситуации важно сохранять прежние семейные традиции и проводить время вместе, а также по возможности говорить с папой по телефону.

Классный руководитель рассказала мальчику, что всегда готова выслушать его и поговорить, а кроме того, стала его больше вовлекать в школьные дела и коллективные мероприятия. Восстановить доверие в семье специалисты рекомендуют во время совместной работы с педагогом-психологом.

Карина, 13 лет

Еще одна приведенная задача рассказывает о семикласснице Карине. У девочки внезапно начало проявляться непослушание, нежелание учиться, а дома она стала откровенно хамить маме. Год назад ее отец решил уйти добровольцем на СВО, несмотря на протесты жены. В семье были ссоры.

Девочка очень скучает по папе, редко может ему дозвониться, а кроме того, ожидающийся отпуск отца сорвался. В итоге ребенок решил, что отец не хочет встречи с семьей, и обвинил в этом мать.

Родные мобилизованного мучаются от чувства неопределенности | Источник: Александр Левчук / NGS42.RUРодные мобилизованного мучаются от чувства неопределенности | Источник: Александр Левчук / NGS42.RU

Родные мобилизованного мучаются от чувства неопределенности

Источник:

Александр Левчук / NGS42.RU

Кроме того, девочка стала общаться с новой компанией, сменила стиль и увлеклась брейк-дансом. Ее успеваемость в школе резко снизилась, нет мотивации, и продолжать образование после школы она больше не хочет.

Классный руководитель поговорила с мамой: женщина считает, что ее девочка ответственная, но ведомая. А занятие уличными танцами она не одобряет, так как считает это неженственным.

Педагоги посоветовали родительнице уважать интересы дочери, поговорить о ее тревогах и познакомиться с ее новыми друзьями, искать компромиссы. Также психологи настаивают на важности поддержания контактов между классным руководством и мамой и передаче отцу рекомендаций педагога-психолога о важности эмоциональной поддержки дочери.

Матвей, 10 лет

Второклассник Матвей был общительным, любознательным и подвижным хорошистом. Он любил играть в футбол, с удовольствием ходил на физкультуру. После мобилизации отца мальчик изменился, скатился на двойки и тройки, замкнулся, перестал делать домашнюю работу, забросил спорт. Отец не выходит на связь уже три месяца.

Педагоги поговорили с мамой и поняли, что она полностью поглощена собственными переживаниями. Малышу не хватает ее внимания, он предоставлен сам себе, поздно ложится спать, засыпает и встает с трудом.

Специалисты посоветовали матери самой обратиться к психологу, чтобы научиться управлять своими переживаниями, интересоваться эмоциональным состоянием сына и его учебой. Обнимать его, гулять, проводить свободное время вместе, а перед сном читать вслух сказки и рассказы. Педагогу-психологу предстоит поработать с мамой и сыном над осмыслением и принятием ситуации неопределенности и обучением навыкам саморегуляции и самомотивации.

Классному руководителю рекомендуется уделять больше внимания проблемному ученику и посадить его рядом с собой. Также учителю посоветовали включить в урок физкультминутки, так как при систематической спортивной нагрузке снижаются реакции на стресс и в целом увеличиваются адаптивные способности.

Маму рекомендуется привлечь к школьным делам и работе родительского комитета.

Потеря

Ритуалы прощания помогают осознать реальность потери | Источник: Татьяна Спиридонова / MSK1.RUРитуалы прощания помогают осознать реальность потери | Источник: Татьяна Спиридонова / MSK1.RU

Ритуалы прощания помогают осознать реальность потери

Источник:

Татьяна Спиридонова / MSK1.RU

Психологи указывают, что, в случае невосполнимой утраты, горе — необходимый процесс. Человек сначала должен признать факт потери, пережить момент смерти близкого, наладить окружение, в котором ощущается отсутствие умершего, и, наконец, выстроить новое отношение к родственнику, продолжив жить.

Марина, 6 лет

Марина ходит в детский сад в подготовительную группу и развита по возрасту. Она очень общительная и доброжелательная девочка. Недавно ее папа погиб в зоне СВО, после чего ее поведение изменилось. Она стала плаксивой и раздражительной, начала бояться темноты и засыпать, больше не хочет играть с другими ребятами в игры. Она задает вопросы, что произошло с ее отцом, придумывает свои версии случившегося. Кроме того, начала грызть ногти.

Психологи посоветовали маме проживать потерю вместе с дочерью и близкими людьми, больше общаться с Мариной, вспоминать приятные моменты из жизни с папой, говорить о нем, смотреть семейные фотографии и плакать. Девочке рекомендовано чтение перед сном и спать с включенным ночником.

Ребенку в этой ситуации важен телесный контакт, чувство опоры и защиты. Малышку посоветовали показать неврологу.

Воспитателям в детском саду нужно деликатно относиться к горюющему ребенку, корректно и терпеливо отвечать на ее вопросы.

Максим, 14 лет

История Максима особенно непростая: три года назад он тяжело пережил развод родителей. Остался жить вместе с мамой, которая вступила во второй брак, но с папой и его родителями поддерживал близкие отношения. Вместе с отцом они ходили в тренажерный зал.

Когда отец собирался отбыть в зону СВО, мама купила путевку для всей семьи за границу на море. Подросток хотел проводить папу, но мама настояла на путешествии. Вскоре мужчина погиб. Максим с мамой и сестрами от второго брака еще находился на отдыхе.

Чтобы не травмировать сына, женщина до возвращения домой смерть бывшего мужа скрывала. Максим не смог простить матери, что он не попрощался с отцом, а когда увидел, как из комнаты исчезла фотография папы, начал паниковать и кричать.

Сейчас школьник замкнулся в себе, стал безразличным ко всему, что происходит, отстранился от матери, бросил спорт. Он винит себя в смерти отца, так как не простился с ним и не уберег, а также мать, которая настояла на путешествии.

Психологи рекомендуют маме Максима дать сыну свободно реагировать на свое горе, посещать могилу отца, скорбеть вместе с бабушкой и дедушкой. Также женщине стоит больше общаться с мальчиком, вспоминать погибшего, просматривать семейные фотографии и соблюдать семейные традиции.

Маму предупредили, что после стадии отстранения у Максима наступит стадия гнева, к которой нужно быть готовой. Важно в этот момент эмоционально поддержать Максима.

Главное, что всем детям в таких сложных обстоятельствах жизненно необходимо искреннее внимание и участие со стороны взрослых. В таком неустойчивом мире ребенку нужна стабильность, опора и чувство безопасности, и тут могут помочь только объединенные усилия и учителей, и психологов, и родителей. Если такая ситуация происходит в вашей семье, специалисты рекомендуют обязательно обратиться к педагогу-психологу по месту учебы.

ПО ТЕМЕ
Лайк
TYPE_LIKE1
Смех
TYPE_HAPPY5
Удивление
TYPE_SURPRISED1
Гнев
TYPE_ANGRY3
Печаль
TYPE_SAD1
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления