
Последствия разлуки или потери для ребенка невозможно преодолеть разовым разговором
В Кузбассе дети, чьи родители ушли на спецоперацию, сталкиваются с разными, иногда очень травмирующими, эмоциями: от тоски до горя. И как поддержать ребенка, страдающего от разлуки с отцом или мамой, порой не знают даже опытные психологи и учителя. Для этого министерство образования региона выпустило методички с рекомендациями, которые были созданы на примере, к сожалению, невыдуманных историй.
Один из экземпляров издания из рук главы ведомства Софьи Балакиревой получил NGS42.RU. Изучив его, мы поняли, что советы могут помочь не только педагогам, но и родителям, родные которых и не участвуют в СВО.
Разлука
В первом случае психологи отмечают, что ребенка гложет длительная тревога и неопределенность, а дети проходят несколько стадий: протест, отчаянье и отстранение. Кроме того, дети, в отличие от взрослых, часто не могут понять причины произошедших перемен и могут их придумывать, а также винить себя.

Методички раздают педагогам в школах
Никита, 13 лет (имена и возраст детей изменены. — Прим. ред.)
Один из кейсов рассказывает о подростке Никите, который единственный ребенок в семье. Папа мальчика работал на вахте, а теперь ушел на СВО. Родители решили не рассказывать сыну, чтобы избавить его от волнений, но тот узнал обо всем от одноклассников.
Он не понимает, почему родители промолчали, ведь в их семье тайн никогда не было. В итоге ребенок замкнулся в себе, а его успеваемость снизилась. Теперь он считает, что близкие предали его.
Педагоги поговорили с мамой и объяснили, что важно рассказать сыну, почему она приняла решение скрыть от него правду, а также поделиться с ним собственными эмоциями и переживаниями.
Также эксперты подчеркивают, что в такой ситуации важно сохранять прежние семейные традиции и проводить время вместе, а также по возможности говорить с папой по телефону.
Классный руководитель рассказала мальчику, что всегда готова выслушать его и поговорить, а кроме того, стала его больше вовлекать в школьные дела и коллективные мероприятия. Восстановить доверие в семье специалисты рекомендуют во время совместной работы с педагогом-психологом.
Карина, 13 лет
Еще одна приведенная задача рассказывает о семикласснице Карине. У девочки внезапно начало проявляться непослушание, нежелание учиться, а дома она стала откровенно хамить маме. Год назад ее отец решил уйти добровольцем на СВО, несмотря на протесты жены. В семье были ссоры.
Девочка очень скучает по папе, редко может ему дозвониться, а кроме того, ожидающийся отпуск отца сорвался. В итоге ребенок решил, что отец не хочет встречи с семьей, и обвинил в этом мать.

Родные мобилизованного мучаются от чувства неопределенности
Кроме того, девочка стала общаться с новой компанией, сменила стиль и увлеклась брейк-дансом. Ее успеваемость в школе резко снизилась, нет мотивации, и продолжать образование после школы она больше не хочет.
Классный руководитель поговорила с мамой: женщина считает, что ее девочка ответственная, но ведомая. А занятие уличными танцами она не одобряет, так как считает это неженственным.
Педагоги посоветовали родительнице уважать интересы дочери, поговорить о ее тревогах и познакомиться с ее новыми друзьями, искать компромиссы. Также психологи настаивают на важности поддержания контактов между классным руководством и мамой и передаче отцу рекомендаций педагога-психолога о важности эмоциональной поддержки дочери.
Матвей, 10 лет
Второклассник Матвей был общительным, любознательным и подвижным хорошистом. Он любил играть в футбол, с удовольствием ходил на физкультуру. После мобилизации отца мальчик изменился, скатился на двойки и тройки, замкнулся, перестал делать домашнюю работу, забросил спорт. Отец не выходит на связь уже три месяца.
Педагоги поговорили с мамой и поняли, что она полностью поглощена собственными переживаниями. Малышу не хватает ее внимания, он предоставлен сам себе, поздно ложится спать, засыпает и встает с трудом.
Специалисты посоветовали матери самой обратиться к психологу, чтобы научиться управлять своими переживаниями, интересоваться эмоциональным состоянием сына и его учебой. Обнимать его, гулять, проводить свободное время вместе, а перед сном читать вслух сказки и рассказы. Педагогу-психологу предстоит поработать с мамой и сыном над осмыслением и принятием ситуации неопределенности и обучением навыкам саморегуляции и самомотивации.
Классному руководителю рекомендуется уделять больше внимания проблемному ученику и посадить его рядом с собой. Также учителю посоветовали включить в урок физкультминутки, так как при систематической спортивной нагрузке снижаются реакции на стресс и в целом увеличиваются адаптивные способности.
Маму рекомендуется привлечь к школьным делам и работе родительского комитета.
Потеря

Ритуалы прощания помогают осознать реальность потери
Психологи указывают, что, в случае невосполнимой утраты, горе — необходимый процесс. Человек сначала должен признать факт потери, пережить момент смерти близкого, наладить окружение, в котором ощущается отсутствие умершего, и, наконец, выстроить новое отношение к родственнику, продолжив жить.
Марина, 6 лет
Марина ходит в детский сад в подготовительную группу и развита по возрасту. Она очень общительная и доброжелательная девочка. Недавно ее папа погиб в зоне СВО, после чего ее поведение изменилось. Она стала плаксивой и раздражительной, начала бояться темноты и засыпать, больше не хочет играть с другими ребятами в игры. Она задает вопросы, что произошло с ее отцом, придумывает свои версии случившегося. Кроме того, начала грызть ногти.
Психологи посоветовали маме проживать потерю вместе с дочерью и близкими людьми, больше общаться с Мариной, вспоминать приятные моменты из жизни с папой, говорить о нем, смотреть семейные фотографии и плакать. Девочке рекомендовано чтение перед сном и спать с включенным ночником.
Ребенку в этой ситуации важен телесный контакт, чувство опоры и защиты. Малышку посоветовали показать неврологу.
Воспитателям в детском саду нужно деликатно относиться к горюющему ребенку, корректно и терпеливо отвечать на ее вопросы.
Максим, 14 лет
История Максима особенно непростая: три года назад он тяжело пережил развод родителей. Остался жить вместе с мамой, которая вступила во второй брак, но с папой и его родителями поддерживал близкие отношения. Вместе с отцом они ходили в тренажерный зал.
Когда отец собирался отбыть в зону СВО, мама купила путевку для всей семьи за границу на море. Подросток хотел проводить папу, но мама настояла на путешествии. Вскоре мужчина погиб. Максим с мамой и сестрами от второго брака еще находился на отдыхе.
Чтобы не травмировать сына, женщина до возвращения домой смерть бывшего мужа скрывала. Максим не смог простить матери, что он не попрощался с отцом, а когда увидел, как из комнаты исчезла фотография папы, начал паниковать и кричать.
Сейчас школьник замкнулся в себе, стал безразличным ко всему, что происходит, отстранился от матери, бросил спорт. Он винит себя в смерти отца, так как не простился с ним и не уберег, а также мать, которая настояла на путешествии.
Психологи рекомендуют маме Максима дать сыну свободно реагировать на свое горе, посещать могилу отца, скорбеть вместе с бабушкой и дедушкой. Также женщине стоит больше общаться с мальчиком, вспоминать погибшего, просматривать семейные фотографии и соблюдать семейные традиции.
Маму предупредили, что после стадии отстранения у Максима наступит стадия гнева, к которой нужно быть готовой. Важно в этот момент эмоционально поддержать Максима.
Главное, что всем детям в таких сложных обстоятельствах жизненно необходимо искреннее внимание и участие со стороны взрослых. В таком неустойчивом мире ребенку нужна стабильность, опора и чувство безопасности, и тут могут помочь только объединенные усилия и учителей, и психологов, и родителей. Если такая ситуация происходит в вашей семье, специалисты рекомендуют обязательно обратиться к педагогу-психологу по месту учебы.








