Сегодня федеральная риэлторская компания «Этажи» набирает в Кемерово все больше оборотов. Пожалуй, нет такого человека в городе, который бы о ней не слышал или не приходил в офис компании на проспект Ленина, 61. Появление «Этажей» в Кемерово неизменно связывают с именем Натальи Корчугановой.
Большинство решений, принимаемых в жизни, подобны тому, как в темноте наталкиваешься на
предмет, а потом включаешь свет, чтобы посмотреть, что это такое. Так в случае с продажами на рынке недвижимости. Успех, как и неудача, — это не случайность. По большому счету, успех предсказуем. Он оставляет следы. Если вы делаете то, что делают успешные люди, то ничто не помешает вам получать те же доходы, что получают они.
Наталья Павловна, как вы вообще попали в недвижимость?
В советское время квартирный вопрос стоял очень остро. Я не смогла получить квартиру на первом месте работы, поэтому пришлось купить квартиру в кооперативе. Когда стало за нее тяжело платить, решила обменять на приватизированную. Я долго искала варианты обмена, обзванивала людей, одновременно обрастая кругом знакомств, приобрела хороший опыт. В итоге мне удалось поменять 3-комнатную квартиру на 4-комнатную. Понятно, что моя квартира была с ремонтом, а та убитая. Но вместо 60 квадратных метров я получила 75, и это был удачный обмен. Вот такие были мои первые шаги на рынке недвижимости. Меня спрашивали, как мне удалось этого добиться, кто не мог добиться обмена, просили помочь. И я начала помогать людям. Мне было интересно совершать обмены, выстраивать цепочки, это было равносильно тому, как собирать кубик Рубика. В то время я работала в городской телефонной сети инженером по подготовке кадров, потом начальником отдела кадров. Совмещала свою основную работу с недвижимостью. Когда же у меня набралось очень много клиентов, мне стало тяжело все успевать. Я поняла, что надо делать выбор. Я выбрала недвижимость. Мой начальник, увидев мое заявление об уходе, не поверил в то, что я собираюсь уйти с такой стабильной работы в неизвестность. Более того, он сильно сомневался, что у меня вообще что-то получится. Я ушла в отпуск и… больше не вернулась на работу. До 1997 года я была индивидуальным предпринимателем, а позже была зарегистрирована торговая марка «Рикон Панацея». Сначала начинала работать одна, был маленький офис, рекламу я никакую не давала, клиенты шли по рекомендации. Кстати, среди них было много тех, кто работал со мной в городской телефонной сети. Люди всегда доверяют тому, кого они хорошо знают. Позже у меня появились помощники.
Что послужило мотивом приобрести франшизу «Этажи» и влиться в крупную федеральную компанию?
Действительно, на сегодняшний день «Этажи» представлены в 35 регионах в 40 городах России. До 2009 года это была средняя тюменская компания, в которой работало около 70 человек. На тот момент компанию возглавляла Елена Хусаинова, за плечами которой был большой опыт работы в недвижимости. Но выросли ее сыновья, закончили вузы и предложили использовать новые инструменты в этой сфере. По их мнению, бизнес должен быть прибыльным и приносить доход, если этого не происходит, то лучше им не заниматься. Что же произошло? Ильдар Хусаинов, который прошел стажировку в Америке и увидел, как там ведут дела в сфере недвижимости, предложил перенять американский опыт. Для этого был создан современный программный продукт — риэлторская информационно-электронная система, которая позволила риэлторам значительно повысить качество работы и увеличить в разы количество продаж. К слову сказать, РИЭС — интеллектуальная собственность компании «Этажи». За время руководства Ильдара Борисовича был подобран очень мощный коллектив, только маркетологов и IT-специалистов насчитывалось более 20 человек. Компания начала открывать филиалы в других регионах и продавать франшизу, чтобы увеличить свое присутствие на российском рынке. Серьезный рывок произошел через год, в 2010 году, когда в тюменских «Этажах» вместо 70 риэлторов стало работать 300 человек, а к 2015 году их уже было 650. Прежде чем принять решение о покупке франшизы, я посетила Тюмень, размах компании и ее подход к делу действительно поразил. На сегодняшний день мы также являемся «Рикон Панацеей», но работаем под узнаваемым брендом «Этажи». Кстати, чтобы приобрести у «Этажей» франшизу, нужно соответствовать высоким требованиям компании, начиная от месторасположения офиса и заканчивая полным материально-техническим оснащением для работы риэлторов.
Что вы можете предложить людям, которые хотят у вас работать? Какими качествами должен обладать человек? Необходим ли опыт работы, чтобы устроиться в «Этажи»?
Мы не отказываем тем, кто уже работал в сфере недвижимости, но при условии, что они принимают стандарты и регламенты нашей компании. Жизнь идет вперед, поэтому не скрою, что бывшие риэлторы работают по старинке. А переучиваться всегда сложнее, чем учиться заново. Для новичков же есть возможность попробовать себя в новой сфере деятельности. Конечно, чтобы работать в недвижимости, необходимо обладать определенными деловыми и личностными качествами. Риэлтор должен быть позитивным, открытым и коммуникабельным, и, что самое важное, обучаемым. То есть впитывать все новое и применять полученные знания на практике. Ни покупателю, ни продавцу не интересен некомпетентный риэлтор, который не может дать грамотную консультацию, помочь в выборе жилья и путается в юридических вопросах. В «Этажах» постоянно идет обучение коллектива, это касается новостроек, процентных банковских ставок, ценообразования, документооборота. Очень большое внимание уделяется саморазвитию. Без этого сегодня просто нельзя.
Что мы можем предложить тем, кто хочет работать в «Этажах»? Хороший заработок, возможность реализоваться, карьерный рост — от специалиста по недвижимости до руководителя отдела. Если мы видим, что из новичка можно сделать хорошего продажника, мы задействуем все свои ресурсы — образовательные программы и школу наставников. Наставничество — это хорошо забытое старое. Не все было плохо в советское время. Мы от этого отказались, а те же американцы взяли на вооружение и теперь выдают это за свой опыт. Наставничество в нашем коллективе дает хорошие результаты. Новичок быстрее учится и адаптируется в коллективе. А наставник замотивирован на результат, получает за эту работу доплату. К тому же наставник — это первая ступень к топовой позиции в недвижимости.
А лучшие риэлторы у вас как-то поощряются?
Конечно. По всей нашей сети «Этажей» (а сегодня у нас работает более 3 тысяч риэлторов) ежегодно проходит конкурс на лучшего риэлтора года. Кроме этого, поквартально поощряются те, кто участвовал в весенне-летнем, осеннем и в новогоднем марафонах. Отслеживаются результаты деятельности всех наших сотрудников по всем показателям. Лучшие отправляются за счет компании в Америку или Сингапур на обучение. Обычно поездки планируются тогда, когда за границей проводится международный конгресс по недвижимости, чтобы в рамках конгресса получить необходимые знания. Остальные победители получают денежные премии. Кроме того, в каждом городе присутствия компании «Этажи» проходят свои соревнования и конкурсы. Например, не так давно в Кемерово и в Омске завершились олимпиады по новостройкам, победители получили ценные призы.
Как вы думаете, почему не у всех новичков, что с желанием приходят работать в сферу недвижимости, получается реализовать себя?
Первое: не хватает терпения и упорства, большинство новичков слишком рано опускает руки. Первые неудачи убивают оптимизм, который никогда нельзя терять. Здесь сказывается еще один немаловажный момент. О профессии риэлтора мало пишут и говорят. Существует стойкий миф, что работа риэлтора очень легкая — позвонил, нашел покупателя, показал квартиру — и сразу получил большие деньги. Когда человек приходит работать в сферу недвижимости, у него сохраняется в голове этот миф. Но поработав какое-то время, новичок сталкивается с суровой реальностью, в итоге рушатся неоправданные ожидания, наступает разочарование. Риэлтор, который качественно работает, всегда отрабатывает свои деньги. Ведь его деятельность не прекращается 24 часа в сутки, выходных практически не бывает. Риэлтор должен держать в голове всех своих клиентов, как их зовут, помнить обо всех квартирах и домах, о потребностях людей, о существующих ценах, при этом не раздражаться, не показывать усталости и быть на позитиве. Кроме того, риэлтор должен уметь слушать и, главное, слышать. Это тяжелая работа, поэтому она и высокооплачиваемая. Когда новички приходят работать в сферу недвижимости, у них нет четкого понимания этой профессии. Я сравниваю работу риэлтора с тренировкой спортсмена. Как только спортсмен перестает заниматься, начинает себя жалеть, останавливается на достигнутом — результатов нет. Поэтому я всегда говорю нашим наставникам, чтобы не жалели новичков (в хорошем смысле этого слова). Все лучшие тренеры — очень жесткие наставники, на них обижаются, но когда появляется результат, им говорят спасибо.