Главная героиня половины кинопремьер недели — дикая женщина на воле. Про это вышла невыносимо трагическая документальная лента «Эми» о жизни и смерти певицы Эми Уайнхаус, бесстыжая комедия «Девушка без комплексов» и, наконец, комедия в стиле рок «Рики и Флэш». «Рики и Флэш» существует благодаря двум выдающимся женщинам: его написала харизматичная Дьябло Коди, славная своей феерической биографией: из стриптизерш и секс-блогерш — в сценаристки и сразу с «Оскаром», а в главной роли — оторвы, неформалки и рок-певицы — Мэрил Стрип.
«Рики и Флэш» (Ricki and the Flash; США, 2015) — комедия. Реж. — Джонатан Демме («Молчание ягнят», «Филадельфия»). В ролях: Мэрил Стрип, Рик Спрингфилд, Мэми Гаммер (дочь Мэрил Стрип). 101 мин. 16+
Когда-то Рики сбежала в надежде на славу и рок-н-ролл в Лос-Анджелес из Индианаполиса, где у нее остались благопристойный муж, дочь и два сына. Сейчас всем детям около тридцати; они с переменным успехом справляются с травмами и обидами, которые им на память щедро оставила Рики.
Эта районная Дебби Харри спит со своим гитаристом, поясняя «но у нас нет романа», еле-еле сводит концы с концами, но не унывает и в общем не то чтобы ужасно порочна (самое шокирующее, что она делает на самом деле, — спит, не смывая макияж, и признается, что голосовала за Буша). Дома на ее визит уже никто много лет не рассчитывает. Но однажды дочка, переживающая тяжелый развод, впадает в депрессию. И отец почему-то решает, что гастроли биологической матери ее бы утешили — а Рики почему-то вдруг берет и приезжает. Все в растерянности.
Кинопремьеры этой недели складываются в узоры-пасьянсы. «Рики и Флэш» — про то, как в женском организме не уживаются рок-н-ролл и так называемая нормальность, — перекликается, во-первых, с документальным фильмом «Эми» про певицу Эми Уайнхаус (только куда более реальным и трагическим). А во-вторых — с комедией Джадда Апатоу «Девушка без комплексов» ровно с той же самой завязкой: пьющим и гулящим мужиком, удирающим от семейных обязанностей, может оказаться и блондинка.
Вот и «Рики и Флэш» — это очередная вариация на тему голливудского (или архетипического) сюжета про возвращение блудного отца, которому надо кое-чему научить детей — и самому тоже кое-что благодаря им понять.
Впрочем, отец или мать — это, в общем-то, в конечном счете неважно, и если вы считаете, что имеются в виду задорновские страшилки про ужасы американского семейного права, то оглянитесь вокруг в поисках традиционных гендерных ролей и семей, где все по полочкам.
В «Рики и Флэш» сталкиваются, разбрызгивая комедийные ситуации и реплики, не только долг и чувство, семейственность и вольность, но и бедность — с укладом среднего класса, а богемная буржуазность детей Рики — с неожиданно посконными взглядами самой Рики: в своих скитаниях по барам она как-то стала избирательницей Буша, что вызывает у ее родни ужас и недоумение.
Особую достоверность на грани неловкости семейным сценам придает то, что депрессивную дочку играет натуральная дочь Мэрил Стрип, причем очевидно очень на нее похожая (в смысле чертами лица). Что касается музыки, то, как сообщается, музыка тоже натуральная — причем съемки фильма задерживались, чтобы Мэрил научилась играть на гитаре.
К сожалению, в итоге фильм оказывается чуть меньшим, чем можно было ждать от фильма, в котором у всех (в смысле — у сценариста, режиссера Джонатана Демме и главной звезды) есть как минимум один «Оскар».
История катится по накатанной и приходит именно туда, куда и ожидаешь. Особенно большего как-то ждешь от Дьябло Коди, харизматичной молодой женщины, которая — на редкость для сценариста — воспринимается как настоящая звезда во плоти и крови, а не дух за кадром.
В основном — благодаря феерической биографии: провинциальная секретарша пошла работать стриптизершей и в секс по телефону не столько ради денег, сколько ради познания жизни и развлечения, свои опыты описывала в блоге, его заметили и посоветовали ей пописать для кино — а дальше: «Джуно» про беременную старшеклассницу и «Оскар». Получается, что Дьябло Коди уже написала про отказ от материнства как сознательное решение куда более глубокое, чем «Рики», кино — собственно «Джуно», а про никак не кончающийся переходный возраст — более жизненную и печальную «Бедную богатую девочку» (так российские переводчики назвали кино, которое в оригинале называется «Young Adult»).
Впрочем, легковесное «Рики» само по себе — особенно если не завышать ожиданий — симпатичное, семейное (не в смысле для просмотра с детьми, а в смысле — то, после которого хочется обнять семью) кино. И главное — у него есть Мэрил Стрип, которая полтора часа сияет и слепит, как прожектор на концерте Rolling Stones.
То, как красивая и мощная 66-летняя Мэрил топит «Bad Romance» Леди Гаги, а потом выкладывается на полную в «My Love Will Not Let You Down» Брюса Спрингстина — это отдельный аттракцион, ради которого только и стоило сходить на «Рики и Флэш».
Бешеная харизма Мэрил лишний раз опровергает и без того неидеальную историю: такая женщина, очевидно, не могла бы не стать рок-звездой, если бы захотела, — и пела бы для стадионов, а не для горстки расшалившихся пенсионеров в баре.
Елена Полякова
Кадры из фильма — kinopoisk.ru