Город «Эверест»: кино, обжигающее глаза

«Эверест»: кино, обжигающее глаза

Самый жуткий и правдивый блокбастер года показывает ледяную красоту с вершины мира — хочется зажмуриться и прикрыть лицо шарфом

«Человеческий организм не предназначен функционировать на высоте полета "Боинга-747". Ваши тела буквально начнут умирать», — говорит в начале фильма «Эверест» гид прочим персонажам, пока они готовятся взойти на самую высокую в мире гору. На высоте более 8 км доля кислорода падает почти до смертельной, а температура — до минус 60 градусов. Плюс ветер, лавины, пропасти и вид на окоченевшие трупы: большинство погибших остаются на Эвересте навсегда. Есть маленький процент человечества, которому кристально и страстно ясно, зачем нужно в это лезть. Остальным — мучительно непонятно. Но с выходом фильма «Эверест» у них есть шанс, во-первых, увидеть самую эффектную на сегодняшний день реконструкцию того, каково это — покорять пик амбиций и как выглядит вершина мира. Во-вторых — хотя бы смутно догадаться, зачем все это. Первое удалось «Эвересту» лучше второго.

«Эверест» (Everest; США – Великобритания, 2015) — триллер, приключения, драма, выживание. Реж. — Бальтасар Кормакур («101 Рейкьявик»). В ролях: Джейсон Кларк, Джош Бролин, Кира Найтли. IMAX 3D. 121 минута. 12+

Фильм снят на основе хорошо известных всем, кто интересуется горами, реальных событий: двух дней в мае 1996 года, когда на Эвересте погибло 8 альпинистов. Принято считать, что в приведшем к этому стечению обстоятельств кроме снежной бури сыграла роль нарастающая коммерциализация Эвереста:

Обо всем этом уже сказано в мемуарах, которые написали те, кто выжил в трагическом подъеме 1996 года, и ранее снятых о данном инциденте фильмах — художественном «В разреженном воздухе: смерть на Эвересте» и двух документальных.

«Эверест» отслеживает судьбу двух объединившихся экспедиций, организованных фирмами «Горное безумие» и «Консультанты по приключениям». Один из гидов оставил дома беременную жену (ее играет, не покидая, впрочем, практически весь фильм дивана, Кира Найтли) и по факсу и спутниковой связи ведет переговоры об имени для младенца, пока клиенты вылазками вверх готовят свои организмы к пути через так называемую зону смерти.

Среди клиентов — журналист, который должен написать о своем опыте статью, 47-летняя японка, которая уже покорила шесть из семи вершин частей света, а теперь должна стать самой старшей женщиной, поднимавшейся на Эверест, и почтальон из американской глубинки, который хочет показать детям из своего городка (они помогли ему собрать деньги на восхождение), что самый простой человек может воплотить свою мечту.

«Эверест» — это визуально и технически великолепное кинопутешествие к мировым пределам. Начиная с прилета героев в словно построенный из разноцветных кубиков, склеенных между собой пестрой неразберихой, город Катманду и заканчивая воссозданным с разных ракурсов (от сверхкрупных планов мороженой человеческой плоти и заканчивая космической красоты и мощи общими видами Эвереста) путем наверх. И это тот случай, когда билет в IMAX и 3D-очки совершенно оправданы.

Смертельная, малопригодная для дыхания и колющаяся льдом атмосфера передана так, что на середине фильма хочется накинуть пальто.

Режиссер Бальтасар Кормакур — исландец, то есть сам человек из зимы и особых природных ландшафтов. Хотя многое в «Эвересте» было бы невозможным без компьютерной графики, в нем хватает и натурных съемок в довольно экстремальных условиях на месте в Непале (плюс в Альпах и в Исландии).

С точки зрения альпиниста, «Эверест» обходится практически без жирных ляпов, на которые щедры другие фильмы на тему, включая, скажем, «Вертикальный предел». Ради нужд, вероятно, продактплейсмента у героев скорее современные, чем образца 1996 года, одежда и снаряжение. Главный обывательский вопрос — зачем все эти мучения? — в фильме озвучивается примкнувшим к экспедиции журналистом напрямую, но ответ на него не формулируется.

Хотя когда на экране по немыслимо огромной горе каким-то невероятным образом ползут крошечные человеческие букашки — становится чуть-чуть, но понятно.

В реальной истории гибели альпинистов в 1996 году было — даже на уровне статьи в «Википедии» — куда больше драматизма, конфликта, лучших и худших человеческих проявлений. В фильме же все это даже несколько странным образом приглушено. И характеры героев, и их фатальные просчеты, и, наоборот, героизм (например, считающийся беспрецедентным спасательский подвиг российско-казахстанского гида Анатолия Букреева) — все это намечено, но не прорисовано и остается штрихами

на фоне самой горы, действительно мощной природной стихии, которая в общем-то и есть главный характер в фильме и от которой невозможно отвести глаз.

Она же, по сути дела, и пишет сценарий, избавляя его от клише, слишком очевидных вариантов, кто из персонажей погибнет, а кто выживает. В фильме сразу говорят, что как бы ни был подготовлен и силен альпинист — последнее слово, финальное решение о его жизни или смерти все равно остается за горой.

Елена Полякова, Татьяна Кривенко

Кадры из фильма — kinopoisk.ru

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства