«СПЕКТР», 24-й фильм бондианы, вышел на экраны в минувший уик-энд — и вызвал споры, каких не было со времен назначения шершавого и нетипичного Дэниэла Крэйга на роль агента 007. А это назначение, напомним, состоялось 9 лет назад, — и Крэйг недавно заявил, что сил его уже нет играть Бонда и он завязывает. Но потом пошел на попятную — типа еще разок можно. Это будет решающий разок — пока счет между потрясающими и провальными фильмами в крэйговской бондиане 2:2.
«007: СПЕКТР» (Spectre; Великобритания – США, 2015). Реж. — Сэм Мендес («Красота по-американски», «Координаты "Скайфолл"»). В ролях: Дэниэл Крэйг, Леа Сейду, Кристоф Вальц, Моника Белуччи. 148 минут. 16+
Сюжет. Джеймс Бонд — сокрушая на своем пути архитектурное наследие и женскую гордость и предубеждение — ищет подход к мировой преступной организации СПЕКТР. Тем временем свеженазначенный босс британской разведки собирается закрыть всю эту винтажную шпионскую лавочку и заменить ненадежных пьющих и гулящих агентов вроде Бонда техническими инновациями.
Маршрут. Фильм начинается c празднования Дня мертвых в Мехико. Затем Бонд заглянет в Италию, закатится в австрийские Альпы, а потом — погрузится в североафриканскую экзотику: суета на танжерских улицах, пересекающий Марокко поезд, приключения на полустанке в пустыне. В промежутках — Лондон.
Женщины. В Италии Бонд выступит быстродействующим утешением для скорбящей по мужу мафиозной вдовы в черных кружевах. Это — короткий, но запоминающийся выход 52-летней Моники Белуччи. Взрослая женщина вместо девушки Бонда — кажется, самое новаторское, что есть в фильме. Но — ненадолго, а в качестве штатной спутницы у Бонда 30-летняя французская наследница, модель и актриса Леа Сейду (в историю кино уже вошедшая ролью синеволосого любовного наваждения в «Жизни Адель»). Ее героиня — доктор с шуткой вместо имени: ее зовут Мадлен Сван (библиотекарь, смешайте мне двойного Пруста со льдом). В общем, тут все традиционно.
Песня. Юный британский певец Сэм Смит пролил на вступительные титры сладкую, как пина колада, — и незапоминающуюся, как девятая пина колада за вечер, — балладу «Writing's on The Wall».
Оппоненты. То, что Кристоф Вальц когда-нибудь станет в бондиане доктором злодейских наук, было понятно в первые десять минут его мирового дебюта в роли убийственно вежливого эсэсовца в «Бесславных ублюдках». Нового начальника и главного недоброжелателя Бонда на работе играет Эндрю Скотт — Мориарти в сериале «Шерлок». И, наконец, новый фильм вводит назад в игру классического злодея бондианы — главу организации СПЕКТР Блофельда. Даже если вы не видели или не помните бондиану 1960-х, вы знаете (хотя бы по пародиям), что атрибут мирового зла — белый персидский котик, — и это в моду ввел как раз Блофельд.
Герой. С самого начала Крэйг играл Бонда грубо и приземленно, его агент 007 — больше не эстет и не гурман, а скорее мордоворот-спецназовец, которого в плохую погоду беспокоят шрамы на душе. Но если в «Казино Рояль», вышедшем почти десять лет назад, Бонд Крэйга был не только самым простым, но и самым молодым и неискушенным из всех Бондов, то в «СПЕКТР» еще и безжалостно обыгрывается тема его старения — и устарелости.
Результат. Впервые в истории один и тот же режиссер — человек из театра, обладатель «Оскара» за «Красоту по-американски» Сэм Мендес — снимает второй фильм бондианы подряд. Предыдущий фильм, снятый Мендесом, — «Координаты "Скайфолл"» — был впечатляющим жанровым экспериментом. Красиво отыграв все стандарты — экзотические локации, погони, лукавые шуточки, — создатели «Скайфолл» вдруг вспороли, как охотники в «Красной Шапочке», бондиане лоснящееся брюхо. И вытащили оттуда бабушку (М в исполнении Джуди Денч), а вместе с бабушкой — совсем другое кино: тревожное, мучительное, хмурое, в духе «Соломенных псов» и прочих великих киноневрозов 1970-х.
Новый фильм продолжает играть на понижение, приземляя и опрощая бондиану. Глава отдела фантастических гаджетов MI6 жалуется, что ему надо «платить ипотеку и кормить двух котов». Бонд с совсем уж лузерским раздражением крякает, услышав, что новый начальник явно получил свою должность благодаря тому, что учился вместе с министром. Авторы русского перевода подливают простоты, вводя в речь Бонда обороты менеджера лишнего звена в духе «надо одного человечка по базе пробить».
Всегда бывший непривязчивым сиротой Джеймс Бонд в последнее время окружен родней так плотно, что бондиана вот-вот превратится то ли в индийское кино, то ли в комедию «Горько!».
Злодейство тоже мельчает: полвека назад Блофельд собирался стащить к себе все алмазы планеты — чтобы сделать из них гигантский лазер, — чтобы уничтожить ядерное оружие США и СССР, — чтобы продать им свое подороже. Теперь ему достаточно распила бабла на госзаказе.
Но эту заземленность «СПЕКТР» сочетает еще и с нарочито дурацким, в манере старых фильмов, подходом к сюжету в духе «а в кустах случайно оказался катер, и я на нем улетел» — и столь же старомодной затянутостью. Примирить со всем этим зрителя кино старается, непрерывно вышучивая и пародируя само себя. То Бонд, пытаясь заказать «взболтать, но не смешивать», нарвется на безалкогольный бар, то, спросив, что делают выданные ему в отделе супергаджетов часы, получит ответ: «Показывают время, вам не помешало бы стать пунктуальнее».
Бондиана, кажется, поймала тот же тренд в кино, на волне которого в последнее время пришли к успеху «Kingsman: Секретная служба» и «Агенты А.Н.К.Л.»: легкомысленная комедия про шпионов.
Но обоим «СПЕКТР» проигрывает — слишком затянутый, слишком устало-небрежный. Слишком незапоминающийся — типовые (обильно цитирующие бондиану 1960–1970-х) драки и погони, заимствованные (один — из «Шерлока», другой — из любого фильма с Кристофом Вальцем) плохие парни. Что ж — это не первый неудачный фильм бондианы и даже не первый неудачный фильм с Крэйгом (у которого кроме потрясающих «Казино Рояль» и «Скайфолл» был и такой же невнятный, как «СПЕКТР», «Квант милосердия»). И, как в любом из них, тут все равно найдется, на что посмотреть — хоть на Крэйга, хоть на Белуччи, хоть на красоту Танжера и Альп, хоть на смертельный номер с вертолетом.
Елена Полякова
Кадры из фильма — kinopoisk.ru