В прокат — притихший в ожидании «Дня независимости-2» — вышел сиквел страшно успешного хоррора «Заклятие». Снова скрипят половицы и дверцы шкафов, пара экстрасенсов выковыривают из маленьких вопящих девочек и затянутых паутиной подвалов демонов и призраков, а в углу детской затаился жуткий мертвый дед. Если же «Заклятие» вас не впечатлит, то на подходе еще два хоррора, которые выглядят свежее и забористее.
Первое «Заклятие» вышло в 2013 году и стало одним из самых коммерчески успешных хорроров в истории (да и рецензии были хорошие). Поэтому сиквел начали делать практически сразу — и вот он здесь. При этом ровным счетом ничего нового австралиец малазийского происхождения Джеймс Ван (кроме «Заклятий» снявший еще и «Пилу», и «Астрал», а также седьмой «Форсаж») в первом «Заклятии» не изобрел. Старый дом, странные знаки, зловещая кукла. Шорох, стук, визг. Недвижимость вдруг становится очень подвижной. Зовите экзорциста, дети, — ваша мама проглотила демона. Ничего нового, короче, типовой хоррор.
К природе страха в кино вообще как к мало чему другому неприменимы формальные критерии оригинальности, достоверности и так далее. У каждого, наверное, ледяной занозой внутри сидит детский испуг от чего-то, что вообще не задумывалось производителем как страшное (напугавшая целое поколение заставка телекомпании «ВИД» — или эти проклятые клоуны). Эту неуловимую субстанцию ужаса — в отличие, например, от зрелищности и спецэффектов, — не купишь просто за деньги. В общем, это тот редкий случай, когда кто пугает — тот и прав.
Как и первый фильм, «Заклятие-2» основано на реальном расследовании, которое вела реально существовавшая же супружеская пара Уорренов. Ветеран войны, бывший полицейский и его жена еще в 1950-е годы открыли стартап по охоте на привидения, а в 1970-е прославились громкими историями с барабашками.
Расследованиями Уорренов же вдохновлены также «Проклятие Аннабель» (у него тоже скоро будет сиквел) и «Ужас Амитвилля». В обоих «Заклятиях» пару паранормальщиков играют Вера Фармига и Патрик Уилсон. На этот раз их герои отправляются в пригород Лондона. Там семья — мама и куча детей, — заселившись в дом, обнаруживают, что предыдущий жилец отказывается покидать помещение, хотя давно умер. Мертвый злобный дед вначале таскает пульт от телевизора, а потом вселяется в одну из девочек. Взрослые, как обычно, ничего не понимают и подозревают девочку в том, что она все это инсценирует.
Как и первое «Заклятие», это — совершенно классический хоррор без выкрутасов и новаторств. То, что начиналось с ложных тревог и колышущихся занавесок, в итоге разнесет весь дом, будет много крика и широко распахнутых детских глаз, демон долго будет кокетничать, а потом наконец покажет личико. От многочисленных сородичей по жанру «дом с барабашками» «Заклятия» отличаются необычной точкой фокусировки — они не про нечисть и не про жертв, а именно про пару экзорцистов, на фоне которых и жертвы, и нечисть выглядят схематически. Это придает «Заклятиям» сходство с сериалами, а также какой-то особенный уют.
В общем, если вам понравилось первое «Заклятие» — герои, атмосфера, манера игры на нервах, — практически нет причин, по которым вам бы не понравилось второе. И наоборот. Хотя, конечно, это все дело тонкое и личное, — лично меня, например, оба «Заклятия» оставили непуганой, но рейтинги обоих фильмов однозначно оставляют меня в меньшинстве.
Если «Заклятие» вас не впечатляет, но ужаснуться хочется по-прежнему, то стоит обратить внимание на два фильма — оба выходят в российский прокат в июле.
Во-первых — спродюсированный все тем же Джеймсом Ваном «И гаснет свет…» — о существе, которое появляется и нападает только в темноте. Вроде бы знакомый с детства расклад, — но этот дебют молодого режиссера, основанный на его же удачной короткометражке (этот расклад — хорошая примета), в первых рецензиях называют «самым изобретательным хоррором года».
Во-вторых — «Неоновый демон» Николаса Виндинга Рефна («Валгалла», «Драйв»). Юная модель приезжает в Лос-Анджелес за славой, — и это оборачивается «историей кровожадного нарциссизма, каннибализма и некрофилии», как предупреждает одна из рецензий. «Представьте себе съемку для Vogue, которую проводит граф Дракула», — предлагает другая рецензия. И все это происходит где-то на территориях Дэвида Линча и Дарио Ардженто; в ролях — Эль Фаннинг, Киану Ривз и Кристина Хендрикс. Кровь, шок, модели, ни на что не похожий кислотный взгляд Рефна, противоречивые отзывы критиков, упреки в дурновкусии — все свидетельствует в пользу потенциального культа «Неонового демона».
Оценка НГС.АФИША: 3,5 из 5
Елена Полякова
Фото kinopoisk.ru