9 февраля Кузбасс отметит 100-летие отечественной гражданской авиации. Праздничные мероприятия, посвященные этому событию, запланированы в регионе до конца года. Об этом объявили на заседании организационного комитета под руководством губернатора Сергея Цивилева.
— В Кузбассе сильная авиационная история, у нас два международных аэропорта, поэтому столицами празднования станут Кемерово и Новокузнецк. В честь людей, которые создавали гражданскую авиацию Кузбасса, мы должны провести этот праздник достойно, — подчеркнул глава региона.
Жителям предложили обширную и интересную программу мероприятий. В регионе организуют тематические экскурсии и мультимедийные выставки, акции и конференции в поддержку отрасли. В учебных заведениях пройдут уроки на тему гражданской авиации в Кузбассе, молодежь встретится с пилотами. Школьников пригласят на мастер-класс по основам работы с квадрокоптерами и урок по созданию 3D-проекта модели реального самолета. В аэропортах установят стенды, чтобы пассажиры могли узнать о ветеранах профессии и развитии кузбасской гражданской авиации.
К 100-летию отечественной гражданской авиации кузбасские летчики и бортинженеры рассказали о выборе небесной профессии, буднях в кабине пилота и курьезных случаях на работе.
«Командир, у нас левый винт не вращается»
Пилот кемеровского авиапредприятия Александр Белов провел в небе 22 года — с 1973-го по 1995 годы. Выполнял спецрейсы на Дальний Восток и Крайний Север, Чечню и Киргизию, Западную Украину и Прибалтику. Летал в Ереван с гуманитарной помощью, когда в Армении было землетрясение. Александр Александрович вырос в семье шахтеров, но с детства мечтал о небе. Многие отговаривали поступать в летное, но будущий пилот решил твердо: «Не прощу себе, если не попробую». Учеба была непростой. Взять хотя бы отработку маневров на тренажерах.
— Не успеешь оторваться, а инструктор тебе: отказ двигателя на взлете. Только справились, а он тебе: пожар на двигателе, заходим на посадку, он раз — и выключает двигатель на посадке. Мы учились поднимать и сажать машину в экстремальных условиях. После трех часов тренировки можно было рубашку с себя снимать и выжимать. Вот так нас готовили, — говорит летчик.
Навык сажать самолет с одним двигателем пригодился пилоту в реальной жизни. В марте 1985 года в Барнауле Александр Белов совершил аварийную посадку АН-24 с пассажирами, за которую ему впоследствии вручили именные командирские часы.
— Летели по маршруту Кемерово — Семипалатинск, в 40 км от Барнаула вдруг загорается красная лампочка «Разрушительная вибрация левого двигателя», — вспоминает пилот. — В этом случае нужно срочно выключать двигатель, иначе может произойти его разрушение. Хорошо, что механик мне попался от Бога. Второго пилота прошу: доложи на землю, аварийная посадка будет в Барнауле. А он парень молодой, только с училища пришел. Растерялся. Пришлось работать и за командира, и за второго пилота. И у бортпроводницы это был первый полет. Заходим на посадку, она стучится: командир, а у нас что-то левый винт не вращается. Говорю: Марина, всё нормально, иди на место. Надо было ее успокоить, чтобы никто из пассажиров не запаниковал. В итоге сели так, что никто даже не почувствовал, что мы уже на земле.
«Открываю дверь в салон, а пассажиры стоят на коленях»
Алексей Мельников по профессии бортинженер, в небе уже 18 лет. Шесть лет проработал на ТУ-154 в Исламской Республике Иран, перевозил местных.
— Чтобы набраться практики в летной работе и отточить мастерство, в Иран тогда приезжали работать со всей России, — рассказывает Алексей. — Условия очень тяжелые: зимой — сильный ветер в горах, весной — грозы, летом — очень высокие температуры. В горах погода меняется буквально за 15 минут — ясное солнце, потом снег, дождь. Однажды была такая сильная болтанка, что когда после посадки открыл дверь, увидел, что все пассажиры — мусульмане 150–200 человек — практически лежат в проходе. Готовились к худшему, читали молитву. Вообще, бывало всякое. Два раза проходила информация, что борт заминирован. Страх обычно чувствуешь потом, сначала — один адреналин. Но всё проходит. Наступает новый день, и ты снова идешь в кабину и выполняешь свои служебные обязанности.
Сегодня Алексей работает на вертолете МИи-8. Вместе с коллегами бортинженер перевозит пассажиров, доставляет грузы и почту. А еще — спасает жизни и ведет поисково-спасательные работы, ведь возможностей для маневров у вертолета больше.
— Чтобы работать в авиации, нужно быть преданным своей профессии. Так, чтобы от одного вида самолета дух захватывало, — уверен Алексей. — Я с пяти лет точно знал, что буду в авиации. Все мои школьные сочинения были про то, как я стану летчиком. О самолетах нужно мечтать, грезить, всей душой хотеть работать в небе. Тогда и карьера сложится.
Праздник до конца года
К 100-летию отечественной гражданской авиации для жителей Кузбасса подготовили много сюрпризов.
5 февраля в регионе пройдет фестиваль-спартакиада, в ней примут участие коллективы местных аэропортов, Кузбасского центра аэронавигации и Министерства транспорта Кузбасса. Сотрудники будут соревноваться в дартсе, волейболе и плавании. Летом запланированы мероприятия по спорту сверхлегкой авиации и парашютному спорту. Спортсменам придется выполнять в воздухе акробатические пируэты и упражняться в парапланеризме.
9 февраля в Кемерове и Новокузнецке состоится концерт с участием лучших коллективов региона. В этот день запланированы выставки фотографий, летной формы на манекенах, интерактивные сенсорные стенды с историей авиации, фотозона в виде кабины самолета с креслом летчика, фотобудки для моментальной фотографии. В соцсетях будут разыгрывать сувениры и авиабилеты.
С 9 по 15 февраля запланирована Неделя авиации в Кузбассе — в государственных учреждениях культуры организуют цикл встреч молодежи с пилотами гражданской авиации. В рамках мультимедийного выставочного проекта «Гражданская авиация России — 100 лет в небе и на земле» для ребят устроят экскурсии в международные аэропорты в Кемерове (им. А.А. Леонова) и Новокузнецке (им. Б.В. Волынова). Школьники познакомятся с теми, кто не раз поднимал многотонные машины в небо.
Праздничные мероприятия посвящены не только истории гражданской авиации, но и людям, внесшим вклад в ее становление и развитие в России и Кузбассе. Ветеранам и лучшим представителям профессии вручат памятные награды.