Несмотря на постоянный отток населения из Кузбасса, многим наш край близок и навсегда останется малой родиной, которую ни при каких обстоятельствах не хочется покидать. Что держит кузбассовцев и что становится причиной отъезда, мы обсуждаем в нашей рубрики «Уехать нельзя остаться». Сегодня две юргинки — одна бывшая, вторая настоящая, расскажут о причинах выбора места жительства.
«Нищета и безработица»: мнение Юлии,
35 лет
Переехала из Юрги 9 лет назад. Работает руководителем отдела маркетинга, есть сын
Юлия родилась и выросла в Юрге, отучившись в школе, поступила в ТГУ на истфак. После Томска поехала в Питер, но вернулась в Кузбасс. Вскоре она поняла, что берега Финского залива ей стали ближе, собрала вещи и уехала в культурную столицу России.
Но на этом всё не ограничилось. Следом за ней в Ленинградскую область приехала младшая сестра вместе с мужем и дочкой, а до них туда уехала ее мама, которая отдала медицине 40 лет своей жизни.
Девушка отмечает, что уезжала из региона во времена, когда в нем, по ее мнению, начинался подъем.
— В начале 2015 года в Юрге, да и по всему Кузбассу, начали строить дома и предприятия, стало больше рабочих мест, — говорит девушка.
В целом в Юрге тогда всё устраивало, но теперь, изредка приезжая в родной город, обращает внимание на происходящие ухудшения, поэтому она считает, что сделала правильный выбор.
Юлия признается, что Питер манил ее с подросткового возраста. Уже в 14 лет она знала, куда хочет уехать и других вариантов не рассматривала. Незадолго до отъезда она работала в местной веб-студии, с членами команды которой сохранила теплые отношения и общается с некоторыми из них по сей день. Решение было не спонтанным, а скорее вызревающим. Сын окончил детский сад и нужно было понять, в какую школу его отдавать. Подумав, бывшая юргинка решила, что он поступит в учебное учреждение в новом городе.
Мама, которая к приезду детей уже успела обосноваться в Санкт-Петербурге, была только рада близким, и первое время помогала всем чем можно. Друзья не предлагали остаться, наоборот, поддержали выбор Юли.
— Денег было минимум — покупка билетов и какие-то копейки еще в кармане наличкой, но это потому, что я к маме ехала, а не на пустое место. В других обстоятельствах, конечно, с моим бюджетом денег хватило бы дня на три, — смеясь поясняет девушка.
Окончательно переехав на новое место жительство, девушка работу не искала, а проводила свободное время, встречаясь с друзьями, с которыми гуляла по улочкам города на Неве. Отдохнув, приступила к просмотру вакансий.
— Не могу сказать, что очень легко, но это, скорее, субъективная оценка моего состояния психоэмоционального в тот момент. На работу я вышла через месяц и одну неделю после переезда, — вспоминает бывшая юргинка.
Самый важный минус Питера — климат, к которому сложно привыкнуть после Сибири. Но огромное количество плюсов это с лихвой перекрывает.
По мнению девушки, на новом месте жительства больше вариантов работы, выше оклады, широкие возможности для самореализации, роста и развития во всех сферах. После юргинских мизерных зарплат разница ощутима: сейчас Юлия может себе позволить пару раз в год слетать вместе с ребенком на отдых к теплым морям без ущерба для семейного бюджета. Денег хватает и на оплату ипотечной квартиры, которую недавно приобрели. Девушка признает, что ей нравился вид из окна юргинской квартиры, но питерские улицы ее радуют гораздо больше.
Тоски по родине у нее нет. Не хватает только некоторых друзей, с которыми общалась в Кузбассе, но это компенсируется соцсетями, кто-то прилетает погостить.
— Общественных мест в Юрге очень мало. Глупо прозвучит, если я скажу, что мое любимое место — один из двух имеющихся там ресторанов, или единственный в городе парк, потому что больше ничего для детей не придумали. Мне нравился старый район возле моей школы, но он сейчас совсем по-другому выглядит, — говорит Юлия, отвечая на вопрос, что нравилось в городе больше всего.
Объяснить, что раздражало в Юрге, оказалось гораздо проще — «экспертное» мнение людей о том, как кому надо жить.
Что касается криминала, то она не видит ни в Юрге, ни в Питере каких-то особых отличий. Да, есть шутки, что Питер — столица расчлененки, но это, по ее мнению, утрирование, пусть и не совсем на пустом месте. Да и в целом, по ее мнению, везде лет 15 назад было опаснее, нежели теперь.
Сравнивать оба города девушке трудно, учитывая, что в Кузбассе практически нет никаких развлечений, а магазины везде примерно одни и те же, разве что немного отличаются ассортиментом. Питер, безусловно, лидирует в вопросе, где жить интереснее.
За годы своей жизни в Юрге девушка ни разу не сталкивалась с криминалом. Она вспоминает, как спокойно гуляла по городу и днем, и ночью, и даже мыслей, что может стать чьей-то жертвой, не возникало.
Лишь единожды после переезда Юлия ненадолго приезжала в Юргу в 2020 году.
— Впечатления жуткие… Кажется, что всё разваливается. По дорогам не проехать, сплошные ямы, на каждом углу какие-то пивняки, снесли половину домов в районе, который я очень любила. Это для жителей, наверное, хорошо, потому что им вроде дадут взамен что-то новое, но это уже совсем не тот город, из которого я уезжала, и тем более не тот, где я выросла. И люди будто другие стали, более агрессивные что ли. Может, это на контрасте с Питером так показалось, но думаю, тут все-таки дело в нищете и безработице, — заключает собеседница NGS42.
«Тихий, спокойный городок», — мнение Татьяны, 38 лет
Переехала в Юргу и живет там уже 10 лет. Работает продавцом суши, замужем, двое детей
У Татьяны иное мнение о Юрге, в которую она переехала около 10 лет назад. Но обо всем по порядку. Родилась она в поселке Пригородный, что находится в Кемеровском районе, в семье милиционера и сотрудницы птицефабрики. Сейчас они уже оба на пенсии, старший брат, также бывший силовик, сейчас работает таксистом.
В шесть лет девушка переехала в Ясногорский, где окончила девять классов местной школы. Следующий этап — училище № 85, где в начале нулевых она получила диплом повара. После этого продолжила обучение, поступив на технолога. Но вскоре из армии вернулся ее будущий муж и создание семьи стало важнее диплома — вуз был брошен.
Примерно через год брак распался, Татьяна осталась с ребенком одна. Первое время экс-супруг еще платил алименты. Но, когда он завел новую семью, стал лишь изредка подбрасывать какие-то деньги. По примерным подсчетам девушки, за все годы он перевел дочери около 50 тысяч рублей.
Кемерово, в котором она проводила большую часть времени, всем устраивал, уезжать из него в какой-то другой город или тем более за границу, мыслей не возникало. Но Татьяна вспоминает, что ощущала разницу воздуха. Дома, в пригороде, он был чище, чем в столице Кузбасса.
Тем не менее переехать из Кемерова все же представился случай. На тот момент она работала поваром на птицефабрике, где познакомилась со своим будущим супругом, уроженцем Юрги. Около трех-четырех месяцев они копили деньги на отъезд, тогда девушка получала около 9,5 тысячи рублей.
— Кемерово от Юрги недалеко — всего час езды. Ничто не мешало тогда начать жить с чистого листа. Родители были не против, опять же потому, что уезжала недалеко. Стараемся по возможности их навещать раза три-четыре в год, — отвечает Татьяна на вопрос, как к ее решению отнеслись близкие.
Расстроенные ее отъездом всё же были — друзья и подруги. Но общение с ними продолжается через мессенджеры и соцсети, также периодически они ездят в гости.
Первое время Татьяна с мужем и ее пятилетней дочкой пришлось жить в благоустроенной съемной квартире. Пришлось подкупить всякой мелочи, типа посуды, микроволновки. Около трех месяцев ушло на то, чтобы пристроить дочь в детсад. Работа нашлась довольно быстро — профессия повара будет востребована всегда. Муж устроился работать на местный завод водителем, достаток семьи она считает вполне достойным.
Отвечая на вопрос об уровне криминала в Кемерове и Юрге, Татьяна говорит, что была довольно домашней и по ночам нигде не гуляла, в плохие компании не попадала. Бывало, что на работе задерживалась до позднего вечера, но до дома добиралась без каких-либо приключений. В последнее время она отмечает, что на улицах стало больше малолеток, которые хулиганят.
— Что тогда, что сейчас, что в Кемерове, что в Юрге, мне кажется, всё относительно спокойно. Ужасно страшного я не помню, чтобы что-то происходило. Может, потому что интернета не было и мы ничего не знали, поэтому спокойно гуляли, сейчас он есть, всё читаем, но я спокойно добираюсь пешком до дома, даже в позднее время, — добавляет собеседница.
Также обе наши героини сошлись во мнениях, что в городе не особо где есть погулять: военный мемориал, фонтан у мэрии, а городской парк пока и вовсе закрыт на ремонт. Еще один общий минус Юрги тот же, что и у предыдущей героини — отсутствие близких людей. Но со временем появились новый знакомые. Татьяне нравится, что городок небольшой, компактный, всё есть в шаговой доступности. И воздух в нем гораздо чище, чем в том же Кемерове.
Вскоре после переезда в семье появился второй ребенок. До его рождения Татьяна с мужем взяли ипотеку, часть ее погасили материнским капиталом, оставшуюся часть за двушку выплатили в течение пяти последующих лет.
— Сейчас у нас есть жилье, машина, никому ничего не должны. Считаю, что у нас всё довольно удачно. О возвращении назад в Кемерово пока не думаю, но, возможно, когда-нибудь туда и вернусь, — размышляет Татьяна.
Сейчас она оставила поварское дело, но осталась в общепите — работает в местном суши-маркете продавцом, получая от 30 тысяч рублей.
Старшая дочь уехала к бабушке с дедушкой в Кемерово, устроилась на работу, возвращаться к матери пока не спешит, так как хочет быть самостоятельной.
С чьим мнением вы согласны?
Если вы тоже хотите поделиться с нами мнением о жизни в определенном населенном пункте, напишите нам на почту: ngs42@sholding.ru.