Город эксклюзив Подорвали военкомат и взяли заложников: силовики Кузбасса поймали террористов — репортаж с масштабных учений

Подорвали военкомат и взяли заложников: силовики Кузбасса поймали террористов — репортаж с масштабных учений

За день участники предотвратили сразу несколько трагедий

Все заложенные взрывные устройства — муляжи, но уничтожали их реально

Громкий гул окутывает весь автодром — в небе появляется вертолет, откуда через несколько секунд спускают тросы. Еще минута — и спецназ начинает работу. Силовиков даже не видно в траве, лишь зная, куда они высадились, можно заметить мушки оружия. Проходит еще несколько минут и на щебеночную дорогу заезжает грузовик, он подъезжает к автобусу и в этот момент начинается захват террористов: взрывы, стрельба, люди в масках — кажется, что ты попал на съемки боевика. Но на деле это учения всех силовых структур Кузбасса.

Свидетелем этой и других не менее захватывающих сцен стала корреспондент NGS42.RU Валерия Городецкая. И хоть захват заложников был по сценарию, отработка действий происходила по-настоящему. Как в Кузбассе ищут преступников, обезвреживают бомбы и спасают жителей от терактов — в экстремальном репортаже с учений.

Преступление первое

Около восьми часов утра все участники учений собираются неподалеку от железнодорожного вокзала Топок. Тут и там видны служебные машины различных экстренных ведомств, но местные жители, спешащие в это время на работу, не придают этому особого значения. Город живет своей жизнью и еще не знает, что через пару минут объекты его инфраструктуры станут целью террористов. К счастью, и они, и события — вымышленные и являются легендой учений, но почти всё будет происходить по-настоящему.

У мужчин в форме нарукавная повязка с буквой «П» (посредники), вместе с которыми я жду начала учений, особые полномочия. Они — сотрудники областного оперштаба, созданного под эгидой участников учений Национального антитеррористического комитета России, и их задача в числе прочих — контролировать законность действий всех: от охранников на учебных объектах до сотрудников полиции, СК и спецназа, цель которых противостоять террористическим угрозам. По словам организаторов учений, чем закончится эта история — будет зависеть от действий сотрудников различных ведомств.

— Увидите, что будет происходить, уже по факту, — объясняет сотрудник оперштаба, представившийся как Сергей Валерьевич.

Первая цель террористов — железнодорожные пути, на которых стоят огромные цистерны с бензолом. Рядом с одной из них сотрудники охраны нашли подозрительный взрывоопасный предмет. Как объясняют посредники (сотрудники оперштаба), в реальной ситуации вагоны уже оперативно убрали бы, но ради учений все оставили как есть.

Сотрудник охраны станции докладывает о своей находке. Он рассказывает, что как обычно обходил территорию, когда увидел под стрелкой взрывчатку: небольшую коробочку с проводами и телефоном. Волнение мужчины видно невооруженным глазом, хоть и понятно, что происходящее «понарошку» — не по-настоящему.

С момента доклада руководству станции и полиции о находке начинается отсчет времени. Через пару минут на путях появляются работники железной дороги. Близко к предполагаемой бомбе-самоделке они не подходят, перекрывая проход к путям для местных жителей, которые уже во всю рвутся пройти своим привычным путем на работу.

— А мне как ехать? Там тупик со стороны частника, — возмущается велосипедист.

— Не знаю. Значит, стой и жди, — строго говорит взволнованный сотрудник ведомственной охраны.

Из частного сектора появляются и другие гражданские.

— Сюда нельзя, — кричит работник станции.

— А куда нам идти? На работу надо! — отвечает горожанка.

В диалог вмешиваются посредники и проводят опаздывающих топкинцев безопасным путем через перекрытый проезд.

— Мы людей волновать тоже не хотим, тем более что пройти иначе им действительно никак нельзя, — поясняют организаторы учений.

К 9 утра на место приезжают сотрудники линейного отдела полиции, которые сразу отдают ряд распоряжений: куда отвести людей, где перекрыть проезд и как обозначить место закладки самодельного взрывного устройства. Какой-то шумихи или нервов нет: всё четко, спокойно и слаженно — инструктажи и тренировки были и до учений, неподготовленных к ним, на мой взгляд, нет.

Посредники рассказывают, что оперштаб проводит подобные учения для сотрудников всех ведомств минимум четыре раза в год. Чаще всего — в Новокузнецке и Кемерове. Топки в этот раз были выбраны как пример серьезного транспортного узла. Тем более что в последнее время участились случаи с намеренными поджогами оборудования на станциях, что также приравнивается к терроризму.

— Близко не стоим, вы же без бронежилетов, уходим дальше, — прерывает наш разговор проходящий мимо сотрудник линейной полиции, сам затянутый в броню и с шлемом на голове.

После осмотра взрывного устройства кинологами силовики принимают решение накрыть его «Фонтаном» (специальное приспособление для локализации последствий взрыва. — Прим. ред.) до приезда ОМОН Росгвардии. В реальности, если бы произошла детонация, он забрал бы на себя силу взрывной волны, тем самым спасая жизни людей, находящихся поблизости, и в первую очередь, конечно, силовиков.

Пока из Кемерова на место едут саперы Росгвардии, полицейские продолжают осмотр территории, вспомнив об этом после того, как заглянули в инструкцию, написанную на случай подобных ЧП.

Слышим сигналы пожарной машины, не хватает только сотрудников скорой, хотя сдетонировать бомба может в любую минуту. Этот промах посредники заносят себе в заметки. К 10 часам к вокзалу подъезжает небольшой оранжевый автобус и новая полицейская машина — эвакуационная группа.

Мужчины с оружием в руках тут же устремляются к ближайшим жилым баракам, но их останавливают, поясняя, что пугать людей не стоит. Проводники проведение эвакуации предлагают засчитать, но оперативники не унимаются и хотят записать фамилии граждан, якобы выведенных из жилищ, и их количество.

Со стороны города вновь раздается звук сигнала служебной машины и проводники уже готовы фиксировать приезд скорой помощи, но на дорогу въезжают не медики, а взрывотехники.

Из машины Росгвардии появляется мужчина в камуфляже и с ходу спрашивает о времени обнаружения бомбы. Раскрасневшийся полицейский, постоянно поправляя тяжелую черную каску, начинает тараторить данные.

— Предмет: картонная коробка, перемотанная скотчем. Размер примерно 30 на 15. Толщина 3–4 сантиметра. Торчат провода. Металлодетектором обследовать не представляется возможным, так как находится под металлической стрелкой, — как на духу выдает силовик.

— Ну всё, понял. Начинаем работать, — отвечает взрывотехник.

Через несколько минут росгвардеец, облаченный в тяжелую броню, способную защитить от взрыва, смело идет к самоделке и снимает «Фонтан». Подзывает овчарку, которая, не отвлекаясь ни на людей, ни на мусор у путей, в считанные секунды находит бомбу и садится рядом с ней.

Омоновец берет канцелярский нож, аккуратно обрезает скотч, перетягивавший коробку, и медленно ее открывает. На месте решают уничтожить «опасный» объект.

Минут через десять взрывотехники выносят устройство и велят всем отойти не менее чем на 100 метров.

— Камни же полетят, — поясняет росгвардеец.

Когда все отходят на безопасное расстояние, происходит детонация: небольшой бабах и вокруг вымышленной бомбы образуется туман из пыли и камней, а в картонке и книгах — небольшая дырочка.

Преступление второе

Оказывается, пока мы разбирались с бомбой, на другом конце города террористы успели подорвать военкомат, закинув гранату в окно здания. От осколков едва не погибли три человека, их сумели спасти медики. К счастью, это тоже учения и описанные события являются частью легенды.

По дороге на место выясняем, что после взрыва преступники подъехали к зданию администрации и оставили возле него свою набитую взрывчаткой машину. Выбраться из Топок они решили на рейсовом автобусе, но на выезде из города их остановил наряд ГИБДД. Злоумышленники увели транспорт на территорию Кузбасского автодрома, взяв в заложники несколько пассажиров под угрозой подрыва. Взамен их жизни они начали требовать вертолет и деньги.

Подъезжаем к развернутому оперштабу. Неприметный проезд, за которым от глаз жителей скрываются несколько десятков машин, палатки и сотни человек в форме. С минуты на минуту сюда должны приехать главы силовых ведомств, взяв управление ситуацией на себя. Они же должны решить, что делать с террористами.

Около двух часов дня начинаются переговоры с псевдотеррористами. «Террористы» отказываются выпускать своих жертв: им нужна гарантия выполненных условий.

— Сейчас, по легенде, пособники террористов нападают на оперштаб с беспилотника, — поясняют мне организаторы.

Через считанные секунды мы слышим жужжание и вскоре появляется квадрокоптер, который тут же сбрасывает «бомбу». По легенде, от взрыва пострадал руководитель штаба и пресс-секретарь одного из ведомств, которым на месте начинают оказывать первую помощь. Девушка улыбается, пока за ее жизнь «борются» не менее пяти медиков.

— Вы там чем девушку обкололи? Она улыбается, — комментирует посредник, пока медики перевязывают ее ногу.

Карета скорой помощи увозит «жертву теракта», а в это время самая активная работа идет в оперштабе, откуда чуть ли не каждую секунду выбегают люди с новыми заданиями для силовиков. Двухчасовые переговоры заканчиваются новостью: «террористы» отпустили пять человек, четыре из которых — женщины. С заложниками тут же активно работают следователи, оперативники и спецназовцы.

Дальше штаб принимает решение о штурме.

Мы выезжаем на кузбасский автодром. Заезд туда перекрыт несколькими экипажами ГИБДД. За темно-зеленой стеной из деревьев виден автобус с заложниками, стоящий в тени высокого синего забора. Для учений взят списанный транспорт, при штурме ему будут нанесены повреждения.

— Ты меня не услышал. Машина должна быть с мигалкой, чтобы нас никто не остановил. И ни одного военного вокруг! — слышен крик злоумышленника из рации переговорщика, находящегося рядом с нами.

— Вскоре будет вертолет, — отвечают ему.

Проходит минут 15 и в небе появляется силуэт вертолета, который через несколько секунд проносится над головами полицейских и журналистов. От порывов ветра, созданного винтами, у некоторых слетают кепки и фуражки.

После нескольких кругов вертушка зависает недалеко от автобуса, из нее по тросам спускается спецназ. Минута — и силовики скрылись в траве. Это тоже один из учебных элементов проводимых учений.

Проходит еще несколько минут, и на щебеночную дорогу неожиданно въезжает грузовик «Подорожника». Как ни в чём не бывало, он подъезжает к захваченному террористами пассажирскому автобусу. Сигналит и тут же земля сотрясается от взрыва. Далее всё происходит очень быстро: взрыв, дым, из кузова выпрыгивают с десяток людей в тяжелой броне, шлемах и масках, стреляют в воздух, мгновенно заскакивают в автобус и практически сразу из транспорта выводят задержанных террористов и освобождают заложников.

На автодром заезжают машины ГУФСИН, под лай собак в разные автозаки сажают «террористов» и «заложников».

В ближайшие часы каждый отряд силовиков, участвовавших в освобождении г. Топки от террористов, ждет «разбор полетов». Организаторы учений говорят: все мероприятия, задуманные на учения, прошли успешно, жители города могут спать спокойно.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства