Столица Кузбасса станет последним пристанищем самолета Ан-12, который займет главное место в парке «Антошка». Пока детали авиасудна везут в Кемерово, NGS42.RU выяснил историю этого борта. Оказалось, что он уже попадал в инфополе, когда потерял золотые слитки на несколько миллиардов рублей во время взлета.
«Дедушке» рано на пенсию
Считается, что разработкой Ан-12 занялись после того, как генсек СССР Никита Хрущев посетил КБ Антонова, где ему сказали, что иностранные самолеты оснащают четырьмя двигателями, и распорядился начать выпуск таких и у нас. Судно под заводским номером 2348205, которое поставят в Кемерове, вышло из ворот Ташкентского механического завода 30 июня 1972 года. Последующие 20 лет борт выполнял перелеты в составе единственной существующей тогда авиакомпании страны — «Аэрофлот».
С середины 90-х самолет прочно обосновался на севере страны. Несколько лет будущий «Антошка» выполнял рейсы по перевозке различных грузов. Жесткие условия привели к тому, что в 2007 году встал на долгую стоянку в Якутии. Стоит отметить, что по нормам самолетостроения и эксплуатации воздушного транспорта, это довольно молодой возраст для авиасудна, поэтому прекращать его использование было рано. Тем не менее из-за неправильной консервации быстро провести капитальный ремонт не смогли.
Только в 2011 году судно получило разрешение на полеты сроком на два года. После этого лицензию несколько раз продлевали, и Ан-12 стал летать в Москву, Красноярск, Иркутск, Новосибирск, Когалым, Кемерово и прочие города России.
Как рассказал NGS42.RU врио губернатора Илья Середюк, поиски самолета для парка начали в 2016 году, но тогда еще борт активно использовался, в том числе в Якутии. Так сложилось, что один из перелетов вошел в историю из-за курьезного, но довольно опасного события — повреждения обшивки. В новостные ленты это попало под говорящими заголовками «Золотой след».
«Потерял» тонны золота
В середине весны, 15 марта 2018 года, самолет готовился к вылету из Якутска. На борту у него были семь членов экипажа и два представителя золотодобывающей компании, а в грузовом отсеке, по данным РБК, — 9 тонн драгоценного металла, а также платина и бриллианты.
Вскоре после того, как Ан оторвался от земли, на территорию местного авторынка, находящегося рядом с аэропортом, упала часть фюзеляжа, а работники аэрогавани, будто завороженные, смотрели, как из самолета высыпается золото. По различным данным, всего на взлетно-посадочную полосу вывалилось около 200 слитков, стоимость которых оценивали на сумму от 6 до 23 миллиардов рублей.
Борт, несмотря на поломку, сумел благополучно приземлиться, никто ни в воздухе, ни на земле от «золотого дождя» не пострадал. Драгметалл собрали и вернули на склад, но местные жители, узнав о необычном ЧП, еще долго бродили в окрестностях аэропорта в поисках слитков. По одной версии, якутяне ничего не нашли, по другой — в ломбарды еще долго приносили кусочки драгметалла.
Расследование показало, что авиапроисшествие произошло из-за неправильного крепления драгоценного груза. Самолет кое-как подлатали, после чего он, судя по всему, особо никуда не летал. С 2020 года он стоял в Красноярском аэропорту «Черемшанка», последний снимок борта датируется августом 2023 года.
В администрации Кемерова NGS42.RU подтвердили, что самолет везут на грузовиках из Красноярска, после того как все запчасти доставят, начнется его сборка. Пока неизвестно, что будет находиться внутри, решить этот вопрос предложили горожанам. Сейчас лидирует вариант создания внутри «Антошки» кафе-мороженого.
Посмотрите, как в центр города привезли первый фрагмент борта № 11130.