
Всех свиней у семьи тут же чипировали
Больше двух недель кемеровчане, которые занимаются свиноводством, не могут спокойно спать: в одном из районов установили карантин. С улиц «зоны» запретили вывозить животных из-за некой болезни, которая может выкосить всех хрюшек в городе. Чтобы этого не произошло, скот в радиусе пяти километров умерщвляют до того, как они станут опасными. Как это происходит и почему некоторые горожане заявляют, что без боя не отдадут животных, узнала редакция NGS42.RU.
Ранее утро четверга на улице Оборонной в Рудничном районе было неспокойным. Узенький переулок на несколько десятков дворов заполонили белые машины с эмблемой ветеринарной службы, полицейское авто, самосвал, погрузчик и пассажирский ПАЗ.
Из автобуса на улицу высыпал десяток людей в противочумной экипировке с перчатками на руках и масками на лицах. В одном из домов их с печальным смирением ждали хозяева. Накануне поздно вечером им вручили предписания, что из-за распространения некой болезни их свиней редкой шерстяной породы усыпят, а туши сожгут. Зрителями скорбной для фермеров сцены 16 октября стали и мы — журналисты.
Убой свиней спасает город?
— А мне выехать-то можно из гаража? — спрашивает людей в белом мужик, живущий на противоположном участке.
— Выезжайте, выезжайте, — спокойно отвечают ветеринары и продолжают подготавливать место для взвешивания скота. Сегодня специалистам предстоит усыпить в Рудничном районе больше 250 голов, которые попали под карантин.
Участковый полиции не уводит с улицы и зевак, которые норовят стать свидетелями происходящего. Прохожему, чтобы зайти на Оборонную, не нужны ни маска, ни экипировка. Как объясняют ветеринары, болезнь, из-за которой возникла вся суматоха, не опасна для людей.

Что конкретно за недуг, не угрожающий людям, но убивающий хрюшек, нашли в Рудничном районе, остается вопросом последние несколько дней. Ни власти, ни ветеринары не говорят название «опасного вируса», что и создает панику в соцсетях и среди жителей.
— Здесь проводятся противоэпидемические мероприятия с целью недопущения заболевания свиней в Кемерове. Восприимчивыми животными являются домашние и дикие свиньи, — говорит нам без особой конкретики о диагнозе начальник отдела ветеринарно-санитарной экспертизы управления ветеринарии Кузбасса Екатерина Некрасова.
Специалисты поясняют, что хряки на Оборонной здоровые, но могут заразиться и стать переносчиками заболевания. Чтобы ситуация не вышла за пределы Рудничного района, специалистам приходится в радиусе пяти километров выкупать свиней для убоя, а также обрабатывать все участки.
Причем врачи уверяют: свиньи ничего не почувствуют. Их сначала усыпляют, увозят, а потом умерщвляют.
К воротам дома подъезжает погрузчик. В это время с участка выходят четыре ветеринара с носилками — в них неподвижно лежат поросята, которым не суждено проснуться.

Хозяева двора тихо наблюдают, как взвешивают и укладывают спящих животных в большой железный ковш. У них невольно наворачиваются слезы. Несколько месяцев подряд они выкармливали их, а теперь их свинарник остался полностью пуст.
— А что делать? Приходится отдавать, поговаривают, что это свиная чума, очаг где-то ниже [в районе] нашли. Да без разницы уже. Знаете, я больше никого заводить не буду, устал, — с печалью в голосе говорит бывший владелец поголовья.

После взвешивания владельцев участка просят расписаться в бумагах. Когда все бюрократические моменты закончены, погрузчик с ковшом, переполненным тушами, сдает назад. В начале улицы технику ждет самосвал, увозящий свинок отсюда на верную смерть.
Соседи, смотря на плачущих фермеров, заключают, что больше, чем моральных сил, люди от этой истории теряют финансово. Хозяевам приходится отдавать мясо по дешевке: 178 рублей за килограмм.
— Я ради интереса глянул. В интернете килограмм меньше чем за 300 рублей не выставляют в продажу, — отмечают очевидцы изъятия свинок.
Шепотом жители домов говорят, что вскрылась на их улице, помимо вируса, и другая проблема — стукачество. Некоторые заводчики «сдают» ветеринарам своих соседей, рассказывая, о скрытом поголовье.

С одной стороны — предательство, с другой — даже одна зараженная хрюшка может стать причиной эпидемии в городе. Жители на эти выводы спрашивают: «Почему, если болезнь так опасна, не закрыли сельский рынок на проспекте Шахтеров?»
Вопрос хороший, ведь по распоряжению губернатора о вводе карантина в районе запрещена и продажа мяса «непромышленного изготовления». На это отвечает сама толпа, возникшая на улице.
— Так там и не продают фермеры, кто здесь свиней выращивает. На прилавках — большие предприятия. Не верьте в этот маркетинговый ход про «домашнее мясо» на рынках, — отмечает один из прохожих.
Пока зеваки продолжают обсуждать случившееся, ветеринары удаляются к другому участку, откуда вскоре вынесут еще несколько спящих свиней. Мы же попробуем пройти до «корня зла», откуда и начались события в Рудничном районе. Тем более адрес очага заболевания известен всем: власти указали его в постановлении, опубликованном на весь Кузбасс.
От чего умирают свиньи
В начале зараженной улицы Мира расположили передвижной ветеринарный пункт, который контролирует выезжающие машины. Специалисты опрыскивают колеса дезинфицирующей жидкостью, а инспектор ГАИ проверяет багажник в поиске «запрещенки», а именно свинины.

Это не единственный путь доступа на Мира, есть еще объездная дорога. Она не в лучшем состоянии, но контроля там нет
Пройдя в зону эпидемии через главный вход, мы оказываемся у того самого «зачумленного» двора. Это обычный немного обветшалый домик с несколькими пристройками.
Нас встречает один из домочадцев семьи Польниковых со словами, что недавно вернулся с рынка, где ему прямо сказали: видеть мужчину здесь больше не хотят. Причина: он якобы заразный, такой же, как и его свиньи.
К разговору присоединяется пожилая женщина — Людмила. Пенсионерка признается, что плохо себя чувствует из-за травли, которая обрушилась на них после публикации постановления губернатора, где указан адрес дома.
Чуть не плача, женщина рассказывает свою версию событий в зоне карантина.

Помимо свиней семья содержит и других животных
Как уверяет Людмила, свиней ее семья выращивает пятый год подряд исключительно для себя и родных. В конце августа купили новых поросят, и с тех пор «засыпают и просыпаются с мыслью, что кто-то может им за это отомстить».
В первый месяц у поросят всё было прекрасно, а перед холодами семья решила отремонтировать крышу в свинарнике. По их мнению, из-за этого две хрюшки заболели, а одна из них и вовсе умерла.
Хозяева вызывали ветеринаров, чтобы понять причины гибели малыша-хрюши. Специалисты ссылались то на авитаминоз, то на плохой корм. Так как едой для животных служат отходы из детского садика, их на всякий случай проверили, но никаких нарушений не нашли.

Хрюшку сразу отсадили в отдельный вольер
В одну из ночей большая свинья пробралась в вольер к больному поросенку, на утро «захрипела» сама и вскоре скончалась. Хозяева вызвали ветеринаров снова, а вскоре узнали, что у их животных опасная и очень заразная болезнь.
Весь скот, в том числе мертвую свинью, специалисты обещали забрать. Тем не менее больше недели многокилограммовая туша продолжает разлагаться в свинарнике. Семью выручает одно — заморозки, из-за чего пока нет сильного запаха.

Как утверждают скотоводы, никаких признаков болезни у свиней не было, а анализы, результатов которых они до сих пор не видели, просто неправильно взяли. Женщина считает: если это опасный вирус, то всех свиней давно бы «выкосило».
— Сказали, что по спинкам должны пойти пятна, но никаких пятен не было. Да и остальных признаков болезни не нашли у них. Что за болезнь такая — без симптомов? — задается вопросом семья.
В стайке семьи сейчас живут девять свиней-«кормильцев», отдавать которых перед зимой Польниковы без боя не собираются.
Источники NGS42 в управлении потребительского рынка пояснили, что симптомы, проявившиеся в Рудничном районе, подходят как минимум для четырех опасных для животных заболеваний. Какого именно — станет понятно после полноценной экспертизы. Во всех случаях, чтобы город не остался без мяса, нужно остановить распространение.
Там же нам объяснили, что большая свинья умерла от банальной простуды, а не от опасного вируса, поэтому утилизация туши затянулась. Для людей все болезни не несут угрозы.









