В кузбасском городе Тайге с населением более 22 тысяч человек закрыли единственный роддом. Теперь беременных женщин, которые вот-вот должны родить, транспортируют в соседние города — Анжеро-Судженск, Юргу и Кемерово. До Анжерки, к слову, ехать чуть больше 70 км. До Юрги — почти 75 км. А до Кемерово — целых 106 км по российским дорогам.
Такая интересная реформа произошла в начале 2021 года. О прекращении деятельности роддома официально никто не заявлял. В соцсетях стали появляться сначала единичные жалобы, а после беременные женщины Тайги стали закидывать жалобами аккаунт губернатора Кузбасса Сергея Цивилёва.
Мы нашли врача, который работал в тайгинской больнице. Она согласилась рассказать нам, что вообще происходит в медучреждении города. Конечно, на условиях полной анонимности.
По словам женщины, жительницы Тайги не скрывают: им просто-напросто страшно беременеть в родном городе, потому что обращаться некуда и не к кому, если вдруг случится что-то экстренное. По словам медика, разнарядка пришла из Москвы. Там решили, что в Тайге рожают недостаточно часто, поэтому можно обойтись и без профильной больницы.
— Мы раньше оказывали помощь даже беременным с патологиями. Раз закрыли роддом, то и неонатолога у нас нет. А он еще и педиатром работал. Поэтому теперь реальность такова, что в экстренных ситуациях мы не сможем помочь малышам. Например, тем, кто страдает сахарным диабетом и впадает в кому, — рассказывает наша собеседница.
Она объясняет: есть такое понятие, как «золотой час». Если за определенное время не помочь младенцу, то у него может развиться отек головного мозга. А это, в свою очередь, с высокой вероятностью приведет к летальному исходу.
— После закрытия роддома у нас еще и сократили ставку гинеколога. Он теперь работает до 12:00. Следовательно, оказание как экстренной акушерской помощи, так и гинекологической — невозможно. Раньше приказом присылали врачей из других областных больниц, но сейчас такого нет, — продолжает рассказывать медик.
Но, как оказалось, в Тайге без помощи остались не только беременные женщины. В больнице закрыли терапевтическое отделение, нет невропатолога, уролога, эндокринолога, инфекциониста, дерматовенеролога, кардиолога. На данный момент нет и хирурга. Он в отпуске, а заменить его некем. Как рассказывает врач, им приходится работать по 360 часов в месяц практически без отдыха. А если у врача в графике стоит выходной, то, скорее всего, работать не будет вся больница. То есть город с населением более 22 тысяч человек остается без медицинской помощи на целые сутки. В этом случае вся надежда только на машины скорой помощи, говорит наша собеседница. Но их в городе всего две.
— Один человек физически не сможет покрыть потребность населения в хирургической помощи. В отделении работают всего два анестезиолога-реаниматолога, а в период отпусков на одного падает огромная нагрузка. Получается, около 20 дней в месяц в городе нет реаниматолога в вечернее и ночное время. Учитывая, что у пациентов, нуждающихся в реанимационной помощи, счет идет на минуты, в те дни, когда нет дежурного реаниматолога, они обречены, — неутешительно добавляет наша собеседница.
И трагические истории из-за закрытия тайгинской больницы, увы, уже есть. С одной из пациенток нам удалось пообщаться. В начале июля этого года у девушки на седьмом месяце беременности заболел живот. Родные срочно вызвали скорую. Врачи приехали, осмотрели будущую маму и стали экстренно звонить в больницы близлежащих городов. Но ближайший Анжеро-Судженск отказался принять пациентку.
— Только кемеровская больница согласилась меня тогда принять. Пока меня везли эти 106 километров, произошла большая отслойка плаценты. В Кемерово сделали УЗИ и сразу повезли на кесарево. Мой ребенок родился уже мертвым, — рассказала девушка, попросив сохранить полную анонимность.
А вот вторая пациентка тайгинской больницы решила говорить открыто. Надежда Юдина родила сына 29 октября 2020 года. Уже тогда в родильном отделении Тайги не хватало специалистов. За две недели до родов женщина пришла на плановый осмотр к гинекологу. Надежде дали направление на госпитализацию в Кемерово, объяснив это тем, что в поликлинике нет анестезиолога. Только до областной столицы женщина не успела доехать.
— В эту же ночь у меня отошли воды. Я вызвала скорую помощь, она увезла меня в роддом нашего города. Там даже осматривать меня не стали — вызвали другую скорую и увезли в Юргу. Ехали мы часа полтора точно. Пока ехали, медсестра только и говорила мне: «Ты терпи, не роди у меня тут», — рассказывает наша собеседница.
Но эта история завершилась хорошо. У Надежды родился здоровый ребенок.
Что говорят власти?
Роддом в Тайге относится к РЖД. И это единственный аргумент, на который кивают власти региона. Мол, больница частная, спроса с Минздрава никакого. Но то, что в городе с населением 22 тысячи человек просто нет альтернативы, никого, по всей видимости, не смущает. Притом что Тайга — узловая станция Западно-Сибирской железной дороги. Это значит, что в поликлинику здесь обращаются не только местные жители, но и работники железной дороги.
После шквала возмущений в соцсетях Минздрав региона выступил с официальным ответом. Выглядит он следующим образом.
— Деятельность [роддома] была прекращена из-за кадрового дефицита. В настоящее время не представляется возможным круглосуточное обеспечение данного отделения врачами — анестезиологами-реаниматологами, — написал кузбасский Минздрав под одним из постов губернатора в Instagram.
Мы обратились за комментарием в Минздрав с официальным запросом. Там нас в первую очередь заверили: в больницах Анжеро-Судженска, Юрги и Кемерово есть необходимые условия для оказания медицинской помощи беременным. Также, по словам министерства, в случае стремительных родов медицинскую помощь оказывает бригада скорой помощи. Она же транспортирует женщину и новорожденного в акушерский стационар.
Не получив никакой конкретной информации от кузбасских властей по роддому в Тайге, мы обратились за комментарием к главному акушеру-гинекологу Министерства здравоохранения России Владимиру Серову.
Владимир Серов в 1955 году окончил Горьковский государственный медицинский институт. В 1962 году защитил кандидатскую, а в 1969 году — докторскую диссертацию. С 1995 по 2007 год Серов был заместителем директора по научной работе Центра акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН. С 2008 года — президент Российского общества акушеров-гинекологов. Научные работы Владимира Серова посвящены неотложным состояниям в акушерстве и гинекологии — акушерским кровотечениям и геморрагическому шоку, сепсису и акушерскому перитониту, сердечно-сосудистым заболеваниям при беременности, гинекологической эндокринологии, предраковым заболеваниям эндометрия. Он опубликовал более 500 научных работ, в том числе 35 монографий и руководств. У Серова есть 18 авторских свидетельств и патентов по новым способам диагностики и терапии в акушерстве и гинекологии.
Мы рассказали Владимиру Николаевичу, что в Кузбассе рожениц возят за 100 километров в больницу. Спросили, насколько вообще это нормально и как влияет на будущую маму и малыша. И Серов нам не поверил! По его словам, такого просто не может быть.
— Вы говорите что-то из области фантастики. Женщины и в другую страну летают рожать, это их дело. Да, у нас снижается рождаемость, поэтому и родильные отделения могут закрыть. Но, тем не менее, коек хватает всем. Так что вы что-то сочиняете. Не может такого быть, чтобы на весь город не было ни одного родильного отделения, — крайне удивленно отметил профессор, сохраняя в голосе максимальный скепсис.
А теперь немного занимательной статистики. По данным регионального загса, за 2020 год в Тайге родился 141 ребенок. И это худший показатель за последние годы. В 2019-м, например, в этом городе на свет появились 156 младенцев, а в 2018-м — 187. В 2017 году жительницы Тайги рожали чуть менее активно — на свет появились 173 ребенка. Но зато в 2016-м здесь родились аж 242 ребенка! Ну и, конечно, в Тайге не самый плохой показатель рождаемости в Кузбассе. Например, за прошлый год в Краснобродском на свет появились 109 малышей. Да и практически во всех районах рождаемость ниже: Ижморский — 83, Чебулинский — 101, Яйский — 99.
О готовности жить в родном городе, создавать семью и заводить детей говорит еще один факт. Тайгинцы обратились к кемеровскому юристу Герде России-Горской за помощью. Она создала петицию на сайте Change.org с требованием открыть единственный в городе роддом. На момент написания материала свои подписи поставили уже почти 1500 человек.
Что происходит в целом по Кузбассу?
Родильное отделение в Тайге — не единственное в Кузбассе, прекратившее свою деятельность. В региональном Минздраве NGS42.RU рассказали, какие еще города остались без своего роддома.
— В связи с кадровым дефицитом врачей — акушеров-гинекологов и неонатологов в течение последних пяти лет временно приостановлена деятельность родильных отделений в г. Осинники, Топки, Берёзовский, пгт Яшкино, пгт Тисуль, — говорится в официальном ответе на наш запрос.
По словам представителей Минздрава, для привлечения специалистов работают федеральные и региональные проекты. Так, по программе «Земский доктор» медицинские работники трудоустраиваются в отдаленные территории Кузбасса. Правда, больница Тайги относится к компании «РЖД», поэтому под все проекты, которые действуют в регионе, она не попадает.
В самой же РЖД нам не смогли оперативно прокомментировать закрытие роддома в Тайге. Мы отправили в компанию официальный запрос. По закону у РЖД есть 7 рабочих дней для подготовки ответа.