Компьютеры, созданные для решения фундаментальных задач ученых, постепенно внедрились в жизни рядовых граждан, а в последние 30 лет и вовсе стали отождествляться не как рабочий инструмент, а средство для развлечения. Сейчас за чемпионатами по играм типа CS GO или DOTA 2 следят даже те, кто далек от киберспорта и виртуальных сражений. Вместе с тем в играх стали видеть и тотальное зло — дети сутками пропадают в выдуманных мирах, отчего у них ухудшается здоровье, а особо рьяные фанаты стрелялок якобы переносят агрессию в реальность, нападая на школы с оружием.
В интервью NGS42.RU президент «Федерации компьютерного спорта России», один из первых профессиональных игроков в РФ, становившийся победителем и призером международных соревнований, Дмитрий Dilvish Смит развеял часть этих мифов. В числе прочего он рассказал, почему не стоит во всем винить игры, какие проблемы действительно существуют в этой сфере и как родителям понять, тратит их ребенок за компьютером время впустую или у него есть все шансы прийти к успеху.
— После ЧП в Ижевске некоторые чиновники вновь начали винить в этом компьютерные игры. Вы согласны с таким мнением?
— Не стоит искать простых решений и пытаться утверждать, что всё зло от чего-то одного, в том числе от компьютерных игр. Те люди, которые говорят, что игры провоцируют агрессию, делают это голословно. Проводилось множество исследований, и все они показывают, что игры, наоборот, не провоцируют агрессию, а дают некую разрядку. А если говорить про компьютерный спорт, то он в первую очередь учит дозировать спортивную агрессию, как и большинство других видов спорта.
— А федерация что-то делает для того, чтобы таких высказываний стало меньше?
— Мы занимаемся этим уже 20 лет. Посмотрите на реакцию трагедии в Казани, которая была несколько лет назад и сейчас. Сравните, сколько там было обвинений и теперь.
Мы занимаемся не пропагандой, а просвещением, пытаемся людям объяснить, как это устроено. Всем, у кого есть вопросы, мы рекомендуем заходить на нашем сайте в раздел «ЧаВо», где они могут получить ответы как минимум на 70% вопросов.
В моем понимании с играми действительно есть определенные сложности. Дело в том, что возрастной маркировкой занимается отдельная международная независимая комиссия, которая самостоятельно решает, какие рейтинги ставить. Но нам нужна своя комиссия по их выставлению конкретно в России, а также органы, которые будут действительно следить за их соблюдением. Роскомнадзор следит, чтобы она была, но у него нет экспертизы, чтобы произвести оценку, верная она или нет. Бывали такие случаи, что в игре стоит отметка 12+, а там откровенные сексуальные сцены. Это первое, второй момент: есть ряд игр, которые во многих странах признаны очень вредными и они просто запрещены.
— Какие, например?
— Не хочу рекламировать, давайте что-то из старого, например Postal, которая вызывает очень неоднозначную реакцию лично у меня. Ее стоило бы запретить. Она имела широкое хождение в стране, и сейчас таких много. Наша позиция очень простая: нужна собственная возрастная маркировка и структура, которая будет этим заниматься. И второе: не надо вешать всех собак на что-либо. Любое простое решение — всегда ошибочно, и я бы рекомендовал помимо компьютерных игр обратить внимание на такие вещи: откуда у человека взялось оружие, где он научился его изготавливать, откуда боеприпасы и если он стоял на учете (ижевский стрелок имел шизофрению. — Прим. ред.), то как так вообще получилось. Значит, кто-то что-то недосмотрел, вряд ли во всем виноваты игры.
— А конфликт игроков Lineage II dvp и СВЕРХ, во время которого последний был убит?
— Вот тут я, в то время активный участник комьюнити, знаю, как всё происходило. Это не релевантный пример, там, извините за выражение, была пьяная драка. И пьяная драка геймеров ничем не отличается от драки хоккеистов, футболистов или шахтеров.
Задача родителя в первую очередь контролировать, во что играет ребенок, как он проводит свое время. Задача государства — дать четкие вводные, и возрастная маркировка может служить как раз тем маячком. Задача федерации — геймеров трансформировать в киберспортсменов.
— А можете объяснить разницу между ними? В глазах обывателя это «задроты», которые 24 часа по 7 дней в неделю сидят перед компьютером.
— Во-первых, киберспортсмены 24 на 7 не сидят, потому что спорт — это система подготовки к соревнованиям, режимы сна и питания, а также система тренировки, в которую входит три блока: теория, практика и физические нагрузки. Да, это звучит странно, и кто-то даже посмеивается. Но те же шахматисты еще в середине прошлого века добавили спортивные тренировки, и результативность выросла до 40%, и это в шахматах, где скорость реакции не важна.
Второе, есть стандарты спортивной подготовки, которые были приняты в этом году, и там четко прописаны нормативы по физическому спорту. И главное — я сам был одним из лучших спортсменов в мире по StarCraft и знаю, насколько лучше работает голова, когда тело в хорошей физической форме.
Посмотрите на нынешнее поколение профессиональных игроков, текущий состав Virtus.pro, например, они все занимаются какими-то видами спорта, в частности, тхэквондо, плавание. Фраза «В здоровом теле — здоровый дух» — это аксиома, которая говорит, что здоровье — еще один кирпичик в основу моего заработка как профессионала.
Если ваш ребенок, сын или дочь, не важно, говорит, что он играет, потому что киберспортсмен и скоро заработает миллионы долларов или хотя бы рублей, это как минимум нуждается в проверке. Во что человек играет? Действительно ли это одна из киберспортивных дисциплин? А их, кстати, не очень много. Есть ли у него команда или он каждый раз с новыми людьми играет, есть ли у них тренер, выступает ли он на каких-то соревнованиях? Не менее важно, какой видеоконтент он потребляет, если он киберспортивный, то это одно дело, а если фанов и блогеров, то другое.
Киберспорт — массовое социальное явление, в основе которого три сущности: спорт, технологии, шоу. Это спорт молодых, во многих направлениях, за исключением разве что соревновательных головоломок, важна скорость реакции, а это значит, что где-то в районе 25 лет наступает спортивная старость. Заниматься киберспортом можно с 12 лет, а соревноваться — с 14. В школьной лиге, на которую сейчас проводим регистрацию, участвуют только старшеклассники, и никаких стрелялок там нет, у нас дисциплины «поиск информации в интернете на время», «электронные шахматы», «соревновательные головоломки», «стратегии в реальном времени», «боевая арена» с условной Dota 2. CS GO в нашем понимании — сложная история, и в школьную программу ее пускать не стоит.
— Это для подростков, а есть что-то для людей от 18 лет и старше?
— Да, для совершеннолетних у нас есть Tekken, также в этом году признан тактический трехмерный бой, то есть все игры, в которых стреляют из оружия.
— А Mortal Kombat?
— Когда киберспортсмен управляет персонажем, он воспринимает его не как аватара, а как математическую модель, и рассчитывает свои действия исходя из практики и конкретных задач — нанести урон сопернику, у которого есть свой стиль, нуждающийся в изучении. Но в моем понимании Mortal Kombat является слишком кровавым, это перебор.
— Вы как-то говорили, что заканчивается программа по внедрению киберспорта в школьное образование. На каком сейчас этапе она находится?
— В ряде регионов созданы бесплатные секции для школьников, в которые можно прийти и позаниматься теми же дронами. За год тренировок по нашей программе человек осваивает профессию «оператор дрона». Сейчас, конечно, это кто-то может понять исключительно через призму военного применения, но на самом деле это может применяться в съемке фильмов, свадеб, различных событий, агросельского хозяйства, экологии.
— Так в обозримом будущем стоит ждать появления этой программы в школах?
— Мы выступили с такой инициативой, рабочая группа в ГД РФ поддержала ее, сейчас мы в диалоге с Министерством образования. Сейчас мы предлагаем факультативные занятия для старшеклассников от 14 лет при выполнении двух условий: одобрение родителей и высокая успеваемость, потому что если у человека плохие оценки, то его допускать не стоит. И это хороший мотиватор, я даже по себе помню, что, когда у нас в школе появились компьютеры с простенькими играми, к которым допускали только отличников, успеваемость показала фантастический рост.
— Сейчас компьютеры более доступны, и такими ограничениями вы отсекаете тех же троечников.
— Мы отсекаем от возможности заниматься спортом, потому что без физической нагрузки это невозможно. Мне отец всегда говорил, что троечники — самые проблемные люди. Двоечника не возьмут на работу вовсе, а троечник будет делать всё халтурно, и это приведет к аварии, если не к катастрофе.
— Но ведь перечисленные вами дисциплины могут не привлекать детей и подростков, им гораздо интереснее играть в более популярные стрелялки, ту же CS GO.
— Мы не играми занимаемся, а спортом. Понятно, что есть много интересных игр, тот же Minecraft, но он не входит в состав наших дисциплин. Да, это познавательная и в некотором роде даже образовательная игра, но у нас есть свои задачи. Спрос мы видим, и не только на дроны, но и на мобильный киберспорт, в частности, Clash Royal. Тут даже компьютер не нужен, соревноваться можно на телефоне за небольшую стоимость.
— Что сейчас с проектом #ИграемДома, который вы запускали во время пандемии? Он будет возобновлен?
— Это стало ответом на вызов времени, когда было необходимо помочь людям выдержать то колоссальное напряжение, с которым они столкнулись во время пандемии. Продолжать именно с таким хештегом мы не планируем, а с точки зрения ряда состязаний, да, у нас есть проект, который мы обсуждаем совместно с VK. В этом году мы запустим большое количество соревнований на этой площадке. Будут как зарубежные, так и отечественные игры.
В целом мы получали много позитивных отзывов на проект #ИграемДома, и дети, и взрослые говорили, что всё здорово и классно и хотелось бы побольше, и предлагали игры, в которых бы хотели соревноваться.
Еще раз, мы призываем родительское сообщество участвовать в жизни своих детей, интересоваться, чем они занимаются, не терять контакта с ними. Меня всегда смущала ситуация, которую я наблюдал даже среди своих знакомых, когда ребенку дают гаджет, чтобы он не мешал. И зачастую, чтобы не мешал работать, а самому сидеть в телефоне. Техника безопасности и возрастной ценз очень важны. Не менее важно не поддаться соблазну и не отдать ребенка на воспитание кому угодно — няне, школе, лишь бы не самому. Зачем тогда вообще заводить детей?
— Ваши дети играют?
— Дочь старшая уже нет, играла в Minecraft, сыну девять лет, мы с ним тренировались в Clash Royal, потом он увлекся пошаговыми стратегиями, которые по большому счету не входят в киберспорт, так как слишком медленные. Сейчас его ребята склоняют в Fortnite, но мне эта идея не очень нравится.
— А вы сами еще играете в StarCraft?
— Первый StarCraft был мне ближе и роднее, но второй более сбалансирован для игры 2 х 2, мы с приятелем играли, были в топах, лично мне он был более интересен. Последнюю партию StarCraft 2 играл лет восемь назад и очень расстроился. Головой я понимаю, что нужно делать, но руки хоть и помнят, но уже не в состоянии. Что такое профессионал в StarCraft? Это хотя бы 250 APM (Аctions per minute — действий в минуту. — Прим. ред.), но я нет, уже не в состоянии.