Со 2 по 3 марта на берегу замерзшего Красного озера в Кемерове проходил криатлон «Снегориада», на который съехались спортсмены и болельщики с разных регионов Сибири. В течение двух дней сотня любителей закаливания в одних футболках и шортах бегали, катались на лыжах и плавали в ледяной воде. Впервые за шесть лет проведения соревнований, среди участников оказалась команда журналистов. Ее частью стали корреспонденты NGS42.RU Валерия Городецкая и Александр Левчук — неопытные моржи и «недоспортсмены». Удалось ли им пройти снежную трассу наравне со всеми и какие эмоции они испытали, они рассказали в своей колонке.
Спойлер: прошло всё очень не гладко и один из участников оказался в травмпункте, а второй — на руках у спасателей.
Валерия Городецкая: «Считаные секунды — и я оказалась на суше»
— Когда узнала о криатлоне, даже не думала участвовать, хоть и проводил соревнования клуб закаливания и моржевания «Снегири», куда я хожу каждую неделю. Пугали в первую очередь условия. Каждый участник команды (три человека) должен преодолеть одно из «испытаний»: лыжная гонка — 500 метров, бег — 500 метров и плавание (50 метров — мужчины и 25 — женщины). И всё это в одних шортах, футболках или купальниках.
Я моржую первый год, и проплыть в воде 25 метров казалось непреодолимой преградой. Но на одной из тренировок в клубе решила рискнуть и, к удивлению, покорила эту дистанцию.
После этого вместе с коллегой Александром Левчуком начали искать третьего участника команды. Процесс этот длился долго: многие журналисты и блогеры отказывались, ссылаясь на занятость или страх. Самым смелым оказался Сергей Ивлев, с которым ранее Александр участвовал в других соревнованиях. Так и появились «Виртуальные выдры». Название и логотип на футболках нам придумал искусственный интеллект. Пока нейронная сеть генерировала нам слова, мы должны были удариться в тренировки. Но буквально махнули на это дело рукой: один раз пробежали и проехали на лыжах и раза четыре — поплавали. Это и послужило причиной нашего провала.
До соревнования мы так и не успели нормально вместе преодолеть полосу. Распределялись тоже наугад. Саша решил бежать, Сережа — пройти на лыжах, а я выбрала воду.
Волнение накрыло с головой лишь в день X, 2 марта. Меня начало трясти с самого утра из-за страха подвести команду или опозориться на глазах десятков болельщиков и камер. К часу я приехала на берег Красного озера и трусость подкатила еще больше. Соревнования оказались в несколько раз масштабнее, чем я представляла: медиаэкраны, палатки, спасатели и огромное количество участников. Я до сих пор не представляю, как клубу «Снегири» удалось подготовить такое мероприятие в одиночку.
Успокоиться помогла в итоге атмосфера. Все спортсмены и любители закаливания воспринимали криатлон в первую очередь не как жесткое состязание, а как личный праздник: пели, танцевали, фотографировались, играли и знакомились.
Но мандраж всё же оставался до самого заплыва. В палатке перед выходом я долго разминалась и разогревалась, несмотря на довольно теплую погоду -4 градуса. Настолько была сосредоточена, что даже пропустила, как лыжники начали старт.
Заметить успела, лишь как Сергей передал эстафету Александру, и тут волнение накатило новой волной. Ко мне подходили ведущие, что-то спрашивали, я даже как-то отвечала, но, честно говоря, помню я это смутно.
В воду зашла легче, чем обычно: восстановила дыхание, дождалась, пока добежит мой сокомандник, и поплыла. У меня была цель: пройти дистанцию в 25 метров за 25 секунд. Удалось, как я потом узнала. На этом моменте и началось всё самое интересное.
Когда я подплыла к лестнице и уже собиралась выходить, услышала крики: «Лера, у вас смешанная команда. Тебе надо плыть 50 метров, а не 25». Информация как обухом по голове. Оказалось, мы просмотрели с командой этот пункт в положении, а я, соответственно, эту дистанцию никогда в жизни не плавала. Но решила попробовать.
На этом этапе я совершила несколько ошибок: во-первых, из-за волнения не отдышалась, а во-вторых, вновь поплыла скролем, хоть и была уже без сил. После еще 12 метров я перестала чувствовать ноги и руки, шевелила ими по инерции. Это привело к тому, что я случайно заглотнула воды и окончательно сбила дыхание. Восстановить его решила, облокотившись на бортик. Считаные секунды — и я уже оказалась на суше: спасатель посчитал, что пора меня выносить из вод Красного озера.
Стыд. Вот что я чувствовала, пока бежала до бани. Болельщики кричали мне слова поддержки, а мне хотелось исчезнуть. В бане начало ломать ноги и руки, но это было не так больно, как то — что я не доплыла.
— Не расстраивайся, это нормально. Ты же проплыла эти 25 метров, — подбадривали меня участники и сокомандники.
На глазах собирались слезы, а в голове — мысли, что я больше никогда не буду участвовать в подобном. Пострадала 15–20 минут, а потом подумала: «Ну и что? Я шла за победой над собой. Я это сделала, не испугалась и попробовала».
Проигрыши порой даже больше мотивируют, чем победы. Сидя в бане, поставила себе цель — покорить в ближайшие недели эти 50 метров, а до конца сезона — 75. В следующем году — внимательно читать положение и лучше готовиться уже к личному зачету.
Кстати, поддержало меня в итоге огромное количество людей — стольких слов поддержки я не слышала давно. Это тоже помогло отогнать тоску. Мои подруги и вовсе притащили с собой плакат: «Лера, вперед!» и волновались не меньше, чем я.
Сейчас на моем рабочем столе лежит медалька «за участие в "Снегориаде"». Смотрю на нее и появляется мотивация тренироваться дальше, чтобы положить сюда уже более значимую награду.
Александр Левчук: «В комплекте с медалью мне достался рентген стопы»
— Отвратительная подготовка к соревнованиям — примерно так я могу обозначить впечатления от прошедших в минувшие выходные соревнований по криатлону. Я практически забил на диету, мало бегал, один только раз ходил на лыжах, но к проруби привык настолько, что мог один сдать норму за всю команду.
Полтора года назад я вместе с Сергеем Ивлевым участвовал в «Гонке сибиряков». Тогда я похудел на 7 кг, научился бегать по 4 км за раз и в целом был в гораздо лучшей форме, чем сейчас. Не знаю, почему я решил, что в этот раз будет проще. Это была первая ошибка.
Вторая, которая вытекает из первой, — не тот настрой. Для себя мы решили, что идем не за победой, а только ради испытания себя самих. Поэтому невнимательно изучили правила, из-за чего этапы проходили не те «выдры», каким это далось бы проще или легче. Сейчас мне кажется, что надо было настраивать себя на кубки, медали, места на трибуне чемпионов, это бы повлияло на всё — от расстановки сил до количества тренировок. Объективность здесь сыграла против нас: да, нет смысла тягаться с теми, кто годами соревнуется, но почему хотя бы не попробовать это сделать, а не заведомо сложить лапки под лозунгом «главное — участие, а не победа»?
Наверное, это все ошибки, которые были допущены, и в целом мы сделали, что могли: Сергей хорошо пролетел на лыжах, я, пусть и с трудом из-за постоянного застревания в рыхлом и талом снегу, но пробежал 500 метров, Лера — проплыла 25 метров, которые должны были преодолеть все остальные женщины. Но мы, как мне кажется, могли больше.
В целом уровень подготовки, отношение команд к противникам и судейство вопросов не вызывает. Состязания больше походили на какую-то дружескую встречу, чем на соревнования. Чувствовалась очень сильная поддержка от «противников», как до прохождения этапов, так и после. По большей части все делились впечатлениями, спрашивали, как состояние здоровья, а не считали заветные секунды до призовых мест.
Из неприятного. Примерно две недели мне теперь нельзя бегать и прыгать — под вечер после соревнований я почувствовал боль в ступнях, особенно в пятке правой ноги. Поход в рентген показал, что травм серьезных нет, но голеностопы повреждены, вероятнее всего, из-за того самого глубокого снега, в котором я застревал. Но это бесценный опыт, за который я благодарен и команде, и организаторам.
Второй неприятный момент — нехватка спонсоров и незаинтересованность Минспорта в популяризации этого вида соревнований. Клуб «СнеГири», по сути, провел и организовал всё сам. Сильно помогла техникой и людьми администрация Кемерова, но это капля в море. Криатлон можно и нужно популяризировать в нашем регионе, как и многие другие редкие виды спорта. Жителям необходима альтернатива тому же футболу и хоккею, чтобы не пришлось уезжать в другую область, из-за того что там «трава зеленее» да снег белее.
Вы бы поучаствовали в криатлоне?