В Кузбассе ежегодно количество женщин за рулем, в том числе и с маленькими детьми, неуклонно растет. Как следствие, происходит все больше аварий с этой категорией водителей. Автоледи с ребенком в салоне — это нормальное проявление материнской заботы или неоправданный риск ради моды и личного комфорта, попытался выяснить корреспондент НГС.НОВОСТИ.
По данным ГИБДД Кузбасса, за последние несколько дней в Кемеровской области произошло две аварии с молодыми мамами за рулем. 24 марта в Прокопьевске автобус ПАЗ после неудачного маневра протаранил встречный Chevrolet Lanos, в котором 34-летняя женщина везла своего 4-летнего ребенка. Мама погибла, маленький пассажир получил травмы. Днем позже на трамвайных путях в Кемерово перевернулся Toyota Vitz под управлением 27-летней автоледи. Иномарку занесло на скользкой дороге и выбросило на рельсы. Машина перевернулась через крышу и встала на колеса. Женщина отделалась травмой пальца, ее 7-летнюю дочь спасло детское удерживающее устройство.
Президент кемеровского женского автоклуба «АВТОритетная особа» Марина Кларисс считает, что большинство мам с небольшим водительским опытом садиться за руль заставляет нужда.
Это вынужденная мера и это дает некую свободу, когда все равно молодые мамы на некоторое время становятся домохозяйками, если они не работают. Соответственно везут детей в сад или школу, потом заезжают за продуктами. То есть на них находится очень большая нагрузка по содержанию семьи в плане обеспечения быта и, соответственно, по уходу за детьми», — говорит автомобилистка.
По статистике ГИБДД, с начала года в Кемеровской области произошло 130 ДТП с участием женщин-водителей, в них погибли 12 человек, 198 ранены. За аналогичный период прошлого года таких аварий было на 10 меньше, в них погибли 7 человек, 185 пострадали. В общем же за первые три месяца 2014 года в сравнении с первым кварталом 2013-го количество погибших в регионе сократилось на 4 человека, раненых — на 105.
В аварии, случившейся в Прокопьевске, предварительно, виновен водитель автобуса, совершивший опасный маневр. Могла бы аварийная ситуация закончиться менее трагично, если бы за рулем сидел мужчина с солидным водительским стажем? Ответ корреспондент НГС.НОВОСТИ попробовал найти в комментарии психолога.
«У женщины и мужчины по-разному функционируют полушария головного мозга: у женщин теснее связаны правое и левое полушария, у мужчин — больше так называемая локализация функций. То есть мужчина, занимаясь каким-то одним делом, другое, скорее всего, делать не может. Поэтому, если он находится за рулем и у него в машине есть ребенок, который канючит, кричит или еще что-то, вполне возможно, папа на него просто не прореагирует — он будет сконцентрирован на дороге все-таки. В то же время
женщина попытается одновременно делать два дела — разговаривать с ребенком, попытается его успокоить, что может привести к потере контроля над дорогой», —
рассказала кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и психологии развития КемГУ Ксения Белогай.
По словам президента женского автоклуба Марины Кларисс, большинство ДТП, совершаемых неопытными автоледи, — это мелкие аварии на парковках.
«Цепляют бампером бордюры, при развороте на парковке задевают другие авто и т.п. Это количество всегда больше, чем страшных ДТП с летальным исходом», —
говорит собеседница, утверждая, что женщины в принципе водят более осторожно.
Психолог Ксения Белогай связывает женскую осторожность с меньшей, чем у мужчин, стрессоустойчивостью и большей нерешительностью. «Это заложено в процессе эволюции — мужчина как охотник должен быстрее реагировать в такой среде. Это где-то близко: лес — современная дорога, хищники — другие машины. Может быть, эта способность мужчины-охотника сохранилась. А женщина собирательством занималась, за хозяйством следила, и в ней это (реакция за рулем. — Ю.Л.) не заложено глубоко-глубоко», — пояснила психолог.
Она считает, что в вождении авто между полами есть и психофизиологическая разница — это, в частности, посадка за рулем и то, как женщина «перебирает руль». При этом она не против того, чтобы женщины водили машины. «Я одна с ребенком в машину села спустя полгода после получения прав», — поделилась личным опытом Ксения Белогай. Лидер женского автодвижения Марина Кларисс советует
любому новоиспеченному автомобилисту брать дополнительные уроки у инструктора, а перед первой поездкой с малышом поездить одной хотя бы месяц, «чтобы почувствовать машину».
Правилами подразумевается, что если право управления человек получил, то он готов, пояснили в ГИБДД Кузбасса, но вместе с тем дали свои рекомендации автомобилисткам с маленькими детьми. «Либо самой ехать в качестве пассажира, чтобы следить за ребенком, либо садить с собой знакомого или родственника, который мог бы в случае необходимости заняться ребенком, чтобы ни в коем случае самой не отвлекаться», — прокомментировал замначальника отдела ДПС и розыска областной ГИБДД Олег Шарф.
Юрий Левичев
Фото ГИБДД Кузбасса