Стоимость бензина и дизеля в этом году на необычно высоком уровне (от которого становится больно) — это понятно не только водителям, но и поставщикам топлива в розницу. Как выяснила редакция NGS42.RU, за последний месяц литры стали дороже почти на 15 рублей, а что же будет дальше? Об этом мы и спросили аналитиков и экспертов, которые также объяснили и причины резких скачков цен. Их ответы — ниже.
В середине августа корреспондент NGS42.RU проезжал по самым популярным АЗС в областной столице Кузбасса и сравнивал там ценники на бензин и дизель. Спустя месяц мы вновь решили повторить эксперимент — и результаты, мягко говоря, удивили.
К примеру, в августе на одной из самых дорогих автозаправок Кемерова Shell АИ-92 стоил 51,99 рубля, а теперь же за него горожанам придется заплатить на 4 рубля больше. Заправить автомобиль АИ-95 сейчас обойдется в 61,99 рубля за литр, что на 5 рублей больше, чем было. Заметнее всего повышение на дизельное топливо — с 59,99 до 74,99 рубля.
Чуть дешевле в прошлом месяце было заправиться на «Лукойле», но и до этой АЗС дошло удорожание. За евродизель сейчас придется отдать на 10 рублей больше, чем летом, АИ-92 подорожал на 5,10 рубля за литр и стоит теперь 53,70 рубля, АИ-95 повышение задело на 4,60 рубля.
На АЗС «Роснефти» цена на бензин с октановым числом 92 выросла всего на 55 копеек, АИ-95 — на 50 копеек за литр. Дизель за месяц подорожал больше всего — почти на 3 рубля.
Как и летом, дешевле всего заправиться кемеровчанин может на «Газпроме». Больше всего платят автолюбители, заливающие себе АИ-100. Литр сейчас стоит 66,3 рубля. Цена на АИ-95 увеличилась за месяц всего на 50 копеек — до 51,75 рубля. АИ-92 можно купить по 47,65 рубля, что на 10 копеек дороже, чем в августе. Стоимость дизеля поднялась на 3 рубля.
Что же произошло?
Ежегодно рост цен в августе и сентябре связан со сменой сезона и сбором урожая. Но, как отмечает в разговоре с NGS42.RU руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов, в 2023 году стоимость топлива подскочила выше ожидаемого.
— Здесь, конечно, в первую очередь нужно говорить о недостатке предложения через биржевой механизм. Дело в том, что именно через биржу у нас формируется итоговая цена, по которой уже непосредственно нефтепродукты опускаются в крупный опт, а после и в розницу, — объясняет специалист.
По словам Баженова, многие нефтяники летом ориентировались на экспорт, из-за чего на внутреннем рынке появился недостаток предложения. Оставшиеся компании не смогли удовлетворить спрос потребителей, и цены взлетели вверх.
— Говорить, что проблемы здесь у нас связаны с производством, мы не можем, так как оно с профицитом. Мы производим дизеля и бензина больше, чем нам самим необходимо. Компании предпринимали действия, чтобы нарастить экспорт. Они явно не хотели сокращения экспортных выплат. Очень приятно получать субсидию на прибыль. Это своего рода действия, чтобы выбить себе позиции в рамках переговорного процесса, — отмечает аналитик.
Будет ли еще повышение?
При этом, по мнению Баженова, больше ни бензин, ни дизель дорожать не будут, а, возможно, наоборот, подешевеют. Ведь недавно правительство России ограничило экспорт нефти за границу. Это решение немного стабилизировало рынок внутри страны.
— На бирже сейчас динамика совершенно обратная — цена в моменте падает. Сейчас уже бензин-регуляр буквально за последние четыре дня на бирже упал с 70 тысяч рублей за тонну до 56 тысяч рублей. Аналогично по премиум АИ-95: с 75 тысяч рублей за тонну до 59 тысяч. Мы видим падение и по летнему дизелю: с 74 до 61 тысячи, — приводит статистику специалист.
Эксперт региональной общественной организации «Гражданский контроль качества топлива» Алексей Смирнов также подтвердил NGS42.RU, что, помимо сезонных причин, на цены в этом году повлияли и проблемы на бирже Санкт-Петербурга.
— У нас доллар скакнул, и буквально дней десять назад цены на топливо на Санкт-Петербургской бирже начали расти, — рассказывает Смирнов. — Поэтому вывоз запретили, пока рынок не насытится. Если не хватает топлива, то, соответственно, цена растет. А у нас это совпало еще и с уборочной кампанией.
Эксперт предполагает, что даже после понижения стоимость не вернется на прежний уровень, который наблюдался 1,5–2 месяца назад. По словам Смирнова, такого не было за всю новейшую историю России.
Напомним, что вместе с бензином подорожала и стоимость обучения в автошколах Кемерова. За последний год, как выяснил NGS42.RU, стоимость увеличилась на 10–15 тысяч рублей. Мы посмотрели и составили список самых дорогих и дешевых автошкол областной столицы.