Дороги и транспорт Герои носят валидаторы: истории о кондукторах Кемерова, которые помогли пассажирам в беде

Герои носят валидаторы: истории о кондукторах Кемерова, которые помогли пассажирам в беде

Порой они рискуют своим здоровьем и жизнью

Рассказываем несколько историй, когда от кондукторов потребовалось больше, чем простая оплата проезда

Кондукторы общественного транспорта уже давно являются важным винтиком в механизме перевозки людей. Для тех, кто годами ездит в одно и то же время постоянным маршрутом, они становятся чуть ли не друзьями, в то время как для зайцев — настоящие враги. Кажется, что это вполне безобидная и простая работа, но на деле — сложный и ответственный труд, порою с риском для жизни не только пассажиров, но своей собственной.

Пресс-секретарь АО «Кемеровской электротранспортной компании» Максим Гончаренко в беседе с корреспондентом NGS42.RU рассказал, за что кондуктора могут ударить ножом, как они помогают находить людей с ментальными проблемами и почему никогда не высаживают из трамваев и троллейбусов детей-безбилетников.

Сейчас очень редко можно встретить кондуктора с толстой сумкой на шее, набитой мелочью и купюрами, которыми пассажиры оплачивают проезд. Большинство рассчитывается карточками или бесконтактной оплатой, поэтому теперь используются валидаторы — устройства для считывания данных с проездных и списания денег.

Из-за сокращения наличных резко сократилось и количество нападений на кондукторов, потому что отнимать у них стало попросту нечего. Такие проблемы были в лихие 90-х, но и по сей день есть причины, из-за которых экипаж электротранспорта может пострадать.

Трамваи Кемерова в том числе ездят по частному сектору города

Несколько лет назад в трамвай № 3, который ходит через частный сектор Кировского района, зашла компания пьяных парней. Они оплатили проезд, сильно не шумели, да и на конфликт ни с кем не шли. Вскоре трое из них вышли, а один почему-то поехал дальше. Через некоторое время он внезапно стал требовать остановиться. Он бросился в кабину водителя, выломал дверь, достал нож и стал им размахивать, крича, что его нужно срочно выпустить. Пассажир, который был ближе всего, схватил перепившего горожанина, вывел его на остановке на улицу и начал возвращаться обратно, не подозревая, что буйный парень решил отомстить — молодой человек подбежал к мужчине и четыре раза ударил ему в спину ножом. А еще будучи в транспорте, он успел резануть и женщину-водителя.

— Она была в зимней одежде и не сразу заметила. Почувствовала, что мокро под курткой, расстегнула и увидела кровь, хотя до этого думала, что парень ее просто рукой ударил. Но там просто порез, без глубокого проникновения был. Мужчине досталось больше: два проникающих в грудь и одно в брюшную полость, но и он сперва подумал, что его кулаком стукнули. Уже сидя в трамвае сказал кондуктору, что ему плохо, тянет в сон, и он тут же отключился, — рассказывает Гончаренко.

На восстановление у мужчины ушло почти четыре месяца, впоследствии он по просьбе компании был награжден областной медалью за проявленное мужество. А любитель помахать ножом отправился в колонию на восемь лет.

Вячеслав Мурашко — мужчина, получивший ножевые ранения, и водитель трамвая Людмила Панасюк

Не так давно награду получил и экипаж другого трамвая, который до начала реконструкции улицы Сибиряков-Гвардейцев ездил по маршруту № 1. Водителя и кондуктора отметили медалями за поимку психически больного мужчины, который похитил школьницу.

Всё началось с того, что восьмилетняя девочка, которая на тот момент жила в частном секторе неподалеку от трамвайной линии, шла домой из школы. Ей оставалось пройти всего одну улицу, когда сзади подошел неизвестный мужчина и схватил ее. Ребенок испугался настолько сильно, что не смог закричать, да и кто бы ее услышал в разгаре рабочего дня?

Взяв девочку подмышку, он вынес ее на улицу Сибиряков-Гвардейцев, где в тот момент ехал трамвай. Рустам Кодиров — водитель вагона, какое-то время работал в правоохранительных органах и сразу обратил внимание на странную парочку, вернее, на то, как неизвестный тащил ребенка. Зайдя в транспорт, мужчина посадил девочку на колени, придерживая, чтобы та не убежала.

— Дарья Пархомец, кондуктор, подошла к ним, чтобы взять деньги за проезд, и мужчина на какую-то долю секунды отвлекся. Этого мгновения хватило, чтобы девочка, в буквальном смысле слова дрожа от страха, успела сказать: «Это не мой дедушка. Я его не знаю». Двух предложений хватило, чтобы понять ситуацию. Даша выхватила ребенка из рук мужчины, прикрывая собой, быстро довела до кабины водителя, завела ее туда и велела закрыться. После этого она сказала пассажирам, что «дедушка» похитил ребенка и попросила помочь удержать его до приезда полиции. Тот было дернулся к выходу, но несколько мужчин не дали ему выйти. Дальше трамвай шел без остановок, — рассказывает собеседник портала.

Мужчину в итоге передали полицейским, которых вызвали на место происшествия. Правоохранителям тот пояснил, что просто «хотел погулять с девочкой по территории завода "Химволокно"», который к тому времени лежал в руинах. Впоследствии выяснилось, что «дедушка» дважды был судим и … инвалид второй группы по психическому заболеванию, а поэтому не может быть привлечен к уголовной ответственности.

Дарья Пархомец, которая спасла девочку от психбольного

Гончаренко утверждает, что политика компании электротранспорта Кемерова такова, что они никогда не высаживают детей, которым нечем оплатить проезд. Ведь причины тому могут быть самые разные: потеряли деньги, забыли кошелек дома, отняли хулиганы, родители не оставили и прочие. Объяснение тому простое — люди сами были в похожих ситуациях и не хотели бы, чтобы их ребенка кто-то вывел из транспорта.

— Мы постоянно инструктируем наших кондукторов, что, во-первых, с ребенком надо общаться дружелюбно, второе — выяснить, докуда ему надо ехать, и в-третьих, довезти его до этого места, — говорит Гончаренко.

И примеров тому уйма. В мае прошлого года девятилетний мальчик сел в троллейбус № 12 и только в тот момент понял, что у него нет денег. Кондуктор Галина Карпова посадила ребенка рядом с собой и попросила его позвонить родителям, чтобы те сказали, где ему надо выйти. На нужной остановке в транспорт зашел папа, забрал школьника и предложил оплатить его поездку, но денег с него брать не стали.

Еще один случай произошел в сентябре 2020 года, когда к кондуктору в троллейбусе № 15 Елене Ермолаевой подошел мальчик и сказал, что он едет не туда. Оказывалось, что ему надо было на автобус с таким же номером, а он просто перепутал. Бросать в беде ребенка женщина не стала.

— Его довезли до депо, оставили под наблюдение диспетчеру, позвонили отцу мальчика и объяснили всю ситуацию. Вскоре папа приехал, забрал чадо и поблагодарил работников за заботу о ребенке, — рассказывает Гончаренко.

Но порой бывает, что дети, несмотря на то, что им помогли, обманывают своих родителей.

В 2021 году одна 16-летняя школьница, как впоследствии стало известно, с ментальными проблемами, села в трамвай № 5 и не смогла оплатить проезд, так как у нее не оказалось денег на карте. Кондуктор предложила ей ехать до пункта назначения, но девушка вышла раньше. Вскоре в КЭТК пришла жалоба от родных подростка, которые остались недовольны тем, что их ребенка якобы высадили. Началась проверка, были подняты записи с камер наблюдения, где было видно, что ей, наоборот, не сразу дали выйти не на той остановке. Узнав о наличии видео, родители девочки отказались от претензий.

На этом кадре видно, как кто-то разбивает стекло

Гончаренко рассказывает, что порой приходится и помогать находить потерявшихся детей. Несколько лет назад таким потеряшкой стал 24-летний кемеровчанин с отклонениями в развитии. Он ехал на трамвае, когда внезапно забыл название остановки, где ему надо было выйти. После того как он проехал конечную и пошел на второй круг, им заинтересовался экипаж транспорта. Когда он как смог объяснил, что произошло, его довезли до диспетчерской, где он находился до тех пор, пока его не забрала мама. К тому времени женщина уже успела обратиться в полицию с заявлением о пропаже.

В некоторых случаях приходится останавливать движение по маршруту, но такие случаи редкость и связаны в основном с угрозой жизни человека. В июле 2022 года молодая девушка вскоре после того, как сдала кровь, села в троллейбус № 3. Проезжая мимо ТЦ «Сокол», кондуктор Илёс Усманов заметил, что пассажирке плохо — на какой-то момент она чуть не потеряла сознание. Мужчина пришел ей на помощь, уложил на сиденье и сообщил об этом водителю.

— У нее заплетался язык, помутилось сознание, такое происходит из-за низкого давления. После сдачи крови ей надо было немного подождать, попить чаю с печеньками, а она сразу поехала по делам. Но на тот момент никто не знал, что она донор, но, как бы то ни было, Усманов сделал всё, что прописано в инструкции — оказал первую помощь и сообщил о произошедшем медикам. При этом оставить человека нельзя, надо дождаться скорую. И бывает, что другие пассажиры, видя эту ситуацию, просят вернуть им деньги, оплаченные за проезд, — говорит представитель КЭТК.

Он отмечает, что в некоторых случаях троллейбус может и дальше идти по маршруту, и тогда кондуктор остается с человеком до приезда медиков. Но это происходит далеко не всегда и не везде, в основном если неподалеку находится диспетчерская или конечная остановка.

Наш собеседник говорит, что не всегда люди, оказавшиеся в сложной ситуации, благодарят за помощь кондукторов и водителей, правда, этого никто и не ждет — люди просто делают свою работу. Но бывает, что горожане всё же находят возможность сказать спасибо. В сентябре прошлого года женщина ехала в трамвае с документами на квартиру, которые лежали в прозрачной сумке. Задумавшись о чем-то своем, она вышла, оставив свой драгоценный багаж. Как правило, при обнаружении бесхозных вещей на место вызывают силовиков, так как там может лежать бомба, но тут всё было довольно очевидно, поэтому кондуктор просто передала находку в диспетчерскую.

— Когда женщина спохватилась, она, как потом сама сказала, без особой надежды позвонила в диспетчерскую узнать, не находили ли документы. Через какое-то время после того, как ей всё вернули, она отблагодарила, своими руками сделав коллаж с фотографиями трамвая и экипажа, — рассказывает Гончаренко.

Довольно часто люди теряют свой багаж, как правило, это зонтики, перчатки и прочая мелочь. И если кондукторы успевают заметить вещи раньше, чем жадные до чужого добра пассажиры, то всегда оставляют их в депо до востребования.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства