
Посмотрим, видео — это просто шутки или автобус и правда настолько ужасный
Вы могли представить, что аккаунт с хейтом на кемеровский автобус будет набирать миллионы лайков и комментариев? Вселенная, видимо, схлопнулась, ведь в соцсетях стал ультрапопулярен тренд, где горожане обзывают и унижают маршрут № 51. Сейчас на автора ролика подписаны больше 44 тысяч человек, многие из которых вовсе живут в другом уголке страны. Как внутри выглядит самый захейченный автобус России, согласны ли с претензиями к нему пассажиры и что «о новой моде» думает водитель, узнала корреспондент NGS42.RU Лера Городецкая.
Ролики с хейтом 51-го автобуса стали настолько популярны, что уже давно вышли за пределы аккаунта их создателя. Кемеровчане фотографируют транспорт у остановок, в салоне, обзывая его «адом на колесиках», «полным днищем» и «королем-изгоем». Причинами для ненависти горожане называют постоянные опоздания маршрута, духоту в салоне и не самых приветливых водителей.
«Есть маршруты и похуже»
Сесть на транспорт, который ненавидят все соцсети, мы пробуем из самого центра города. Остановка «Главпочтамт» ближе к обеду вторника пустует: час пик закончился, да и долго ждать автобусы сейчас не приходится. Пассажиры смотрят расписание и приходят ровно к прибытию или следят за движением авто в онлайн-картах.
У маршрута № 51, который развозит горожан от ж/д вокзала до 21-го микрорайона довольно плотный график. Он должен прибывать на остановки каждые 7–10 минут.

Мы прокатимся на самом крупном маршруте до Кировского района
Ближе ко времени, когда транспорт должен приехать, к остановке подходят несколько пожилых кемеровчан. Никто из них о нашумевших роликах не слышал, да и большого желания обсуждать общественный транспорт у них нет. Все нехотя отмахиваются от вопросов, рассматривая присланные им открытки в WhatsApp.
— Ой, да сейчас все автобусы нормально ходят. Всё уже настроено. Вы лучше не об этом пишите, а о наших домах, — отвечает одна из пенсионерок на расспросы о маршруте до Кировского.

В это время, опаздывая на две минуты, прибывает та самая «антизвезда соцсетей». Представляя самый захейченный транспорт страны, хочется увидеть маленький грязный ПАЗик. Но такие несколько лет назад со скрипом в сердце некоторых горожан вовсе исчезли с улиц столицы. «Передвижных колобков» заменили на ярко-синие НЕФАЗы и автобусы-«гармошки» с увеличенной вместимостью. Последний и подъезжает к остановке, кстати, с чистым корпусом, без намека на облупившуюся краску. Тем не менее в соцсетях его всё равно называют «страшилой» и «анчоусом».

Длина автобуса-«гармошки» — около 18 метров
Забегая внутрь, мы быстро оплачиваем проезд банковской картой через валидатор и садимся на свободное кресло. Якобы неработающая система, кстати, и стала одной из «топ-20 причин ненавидеть 51-й автобус».

Во всех автобусах Кемерова есть пандусы для кресел-колясок
Обстановка в салоне тоже не вызывает сильной неприязни, какую выражают подростки в видео. Полы чистенькие, насколько это возможно для грязной весны, кресла ухоженные, особой вони и устойчивого запаха пота, о чём рассказывают горожане, нет. Вообще не замечаем ничего экстраординарного, из-за чего в голове может возникнуть хоть капля иронии.

Как думаете, этот салон достоин звания «самого ужасного в России»?
В салоне настолько тихо, что даже тянет вздремнуть, это единицы пожилых пассажиров и делают. Остальные сидят в телефонах и удивленно поднимают голову после вопроса о маршруте.
— Да комфортно здесь ездить. Ничем он [маршрут] не отличается от других, — подмечает горожанка Елена, которая ежедневно ездит на автобусе до работы.
Хотя отключенными кондиционерами и печками, как говорят пассажиры, автобусы всё равно грешат. Наш эксперимент в перегретом транспорте Кемерова прошлым летом и вовсе закончился головокружительно в прямом смысле слова.

Летом этот запасной выход становится единственным спасением для пассажиров во время жуткой жары
Чем ближе транспорт подъезжает к Кузнецкому проспекту, тем быстрее НЕФАЗ заполняется людьми. Живущие в Кировском районе пассажиры менее оптимистично отзываются об автобусе. По их словам, это сейчас свободных кресел много. Ожесточенная борьба за место начинается в часы пик: в районе 07:30 и 19:00. Именно в это время они ощущают все «прелести» давки и нестабильного расписания. Возможно, после подобной поездочки кемеровчанин и решил создать аккаунт с хейтом маршрута.
— Не всегда сюда и зайдешь утром. Приходится опаздывать на работу и ждать следующий. У меня муж каждый день ругается на него [на автобус], — сетует одна из пассажирок, глядя в телефон.

С женщиной тут же начинает спорить горожанка на соседнем кресле. Мария от нас узнала об огромной ненависти к автобусу в соцсетях и называет ее несправедливой. По ее мнению, дело не в плохой работе водителя, а в общественном транспорте Кемерова в целом. По сути, это один из самых протяженных маршрутов, он проходит от Заводского до Кировского. В район можно еще добраться на укороченных аналогах: 228-м и 227-м.
— Я бы не сказала, что всё так ужасно, но если добавят автобусы, будет счастье, — говорит Мария.
Слыша эти слова, пара школьниц, сидящих рядом, посмеиваются. Отвечать почему, сначала не хотят, но потом «раскалываются». Девочки говорят, что и сами ставят лайки роликам про автобус № 51. По их словам, «это просто шутка» и всерьез воспринимать такой контент не надо.
— Я бы не сказала, что это самый худший маршрут, который вообще есть в Кемерове. Не вижу проблемы добраться до Кировского сейчас, — честно признается подросток.



В этот момент в разговор врывается сидящая в другой части автобуса пенсионерка и говорит, что маршрут ругают порой не зря. Иногда транспорт может не просто сильно опаздывать, но и вовсе не приезжать по расписанию. Тем не менее к остановке 21-го микрорайона мы приезжаем без задержек.
«Это позорище»
Недавно один из водителей маршрута опубликовал в соцсетях «ответочку» на претензии всех пассажиров. Больше всего реакций насобирала его жалоба на убитые туалеты на конечных, из-за которых «им приходится бегать по кустикам». На камеру мужчины попали давно заваренные железные кабинки в 21-го микрорайоне.
Масштаб проблемы понимаешь, когда своими глазами видишь прячущихся за модулем водителей.

Если не справить нужду здесь, то придется ждать больше 1,5 часа
Проверяем вместе с водителем: двери даже при желании не открыть
Мужчины и женщины, которые работают на других маршрутах, жалуются, что сломанный уличный туалет закрыли еще год назад, а альтернативы не предложили. Как их коллегу троллят в соцсетях, их одновременно и смешит, и злит.
— Водитель молодец, что ответил. Там на Красной горке — вечная пробка. Он перелететь ее должен? Мы же это понимать должны. Я утром на Шалготарьян поехал и минус 20 минут. Кузбасский мост закроют и вообще будет жесть, — говорит водитель 228-го маршрута.
— С прошлого года закрыто всё вокруг: зассано и засрано, извиняюсь за выражение. Мы приезжаем, у меня одна-три минуты на перерыв, а круг — 1,5 часа. Ладно, мы — мужчины, нам проще. Женщинам куда идти? Я сейчас приехал и могу здесь стоять три минуты. Представляете, мне надо в туалет, куда бежать? Его открывали, он поработал два месяца и всё. Это прошлый век, позорище, — ругается его коллега.


Территория вокруг тоже не радует глаз
Кстати, на претензии водителей ответила мэрия в соцсетях. По словам кемеровских чиновников, металлический туалет сезонный и работает только летом.
Зимой для водителей и кондукторов, как объясняли власти Кемерова, работают теплые модули, закрывающиеся на ключ. Об этом в идеале должны были знать и работники, которых УЕЗТУ обещал «дополнительно проинструктировать».
Водители автобусов № 51, пока мы стоим на площадке, на перерыв не останавливаются. Транспорт высаживает последних пассажиров и вновь следует на ветку: времени на кофе или разговоры нет.
Поговорить с тем, кого почти ежедневно ругают в соцсетях, удается только между остановками. Услышав вопросы о хейте, мужчина вздыхает и устало отворачивается, говоря, что за рулем ему говорить запрещено.
— [Шутки] задевают, конечно. Но вы видели же пробки, в каких мы стоим на Красной [горке], что я сделаю, — кратко и неохотно отвечает мужчина.


Через два часа путешествий на 51-м мы вновь выходим в центре города. Можно точно сказать, что «адом на колесах» автобус не назовешь. Скорее всего, поэтому у маршрута появились в соцсетях и защитники. Горожане в ответ называют транспорт «лучшим созданием на свете» и «милой мордочкой».

А вы хейтер автобуса или его фанат?