![](https://n1s1.hsmedia.ru/65/b3/6f/65b36f2b167857a2f5edd934ccf87ad9/656x492_1_28508e8ca728794dd4b758b6ed2a6a70@1280x960_0xed9y5ba7_9768630353790911643.jpg.webp)
— Ночь, темнота. Ты, страшно уставший, лежишь в мокром спальнике в палатке на катамаране посреди океана. Лодочка подпрыгивает на волне метра на три вперед, а потом громко шлепается. Раз за разом. Спишь урывками и в какой-то момент понимаешь, что, кажется, ненавидишь океан, но и жить без него уже не можешь. Это болезнь, — признаётся барнаулец Александр Проваторов. Вместе с другом Андреем Светашовым он преодолел более пяти тысяч километров на парусном катамаране. Трансатлантический переход от Марокко до Бразилии занял 23 дня, из которых 2 недели штормило.
В разговоре NGS22.RU мореплаватель рассказал о встречах с касатками и дельфинами, буднях в соленой воде и чувствах, которые испытываешь, находясь в океане.
«Замерзли как суслики, но лодочка испытания выдержала»
Александр Проваторов родился в 1961 году, за его плечами десятки экспедиций. Он президент Федерации спортивного туризма Алтайского края и не представляет свою жизнь без путешествий. Кроме того, Александр Алексеевич — основатель и гендиректор центра отдыха «Детская империя туризма».
Барнаулец Александр Проваторов — участник различных восхождений и велопутешествий по многим регионам мира (Монголия, Чили, Аргентина, Новая Зеландия, Тибет) и других экстремальных маршрутов.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/b5/97/19/b59719c7124f7193cc6c801153210dbe/656x656_1_8234f0531861d65a49b71ad93df53a59@1080x1080_0xbMksM66M_0626874331211319239.jpg.webp)
В 2008 году он пересек на катамаране Индийский океан и с тех пор под парусом не ходил. Со временем начал скучать по большой воде, поэтому и решил пересечь Атлантику вместе с другом из Санкт-Петербурга Андреем Светашовым.
Искатели приключений купили б/у катамаран с тремя парусами и усовершенствовали его конструкцию, установив мощный лодочный мотор. Каюты не было, вместо нее — закрепленная палатка со спальниками. Чтобы испытать технику, экстремалы провели несколько пробных заплывов в Черном море, а также на Ладожском озере.
— По Ладоге мы шли примерно 28 часов, дул сильный ветер, а за бортом было -3 градуса. Не смогли зайти в гавань, потому что там было всё заледеневшее, пришлось искать открытый берег. Замерзли как суслики, но лодочка испытания выдержала, — сказал Александр Алексеевич.
После тестового плавания путешественники вылетели в Марокко и стартовали из порта города Агадир, куда самолетом доставили катамаран. На его сборку ушло два дня.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/ee/5a/f3/ee5af34b2d361a4f069e01a51c943bbe/656x492_1_2a7d804d3270e5300026103d5a5ea196@1280x960_0x2oNLVvmy_5837347240788390847.jpg.webp)
После этого друзья закупились в супермаркете: с собой взяли 160 литров воды, овощи, колбасы и другие продукты.
По четыре часа у руля
Перед путешествием Александр Проваторов думал, что сложнее всего будет долгое время находиться с одним человеком в замкнутом пространстве. Этот страх оказался напрасным.
— Мы с Андреем хорошо друг друга знаем и опасались, что могут возникнуть трудности, но ничего, притерлись и сработались. Вообще времени для споров не было, мы просто постоянно пахали, — поделился барнаулец.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/36/03/3c/36033c0ae21c14312ff6e303471ba723/525x700_1_bde636d3b22d8ab1d53d3289bb1a0b61@960x1280_0xC2CDwjNg_2444420649705156447.jpg.webp)
Вахту на руле несли по очереди каждые четыре часа, следили за состоянием парусов и отслеживали маршрут, чтобы не сбиться с курса. Штормить начало в первый же день: высота волн доходила до пяти метров. Был риск перевернуться, но друзья не допустили этого.
Больше всего проблем доставляла соленая вода, спасения от которой не было.
— Когда хороший шторм шел, особенно встречный, то мокрым было абсолютно всё. Как бы ни старались, палатку ни шнуровали с разных сторон, всё равно, — рассказывает путешественник. — В такой легкой конструкции ничего не сделаешь, ведь яхта такого же размера весит 10–20 тонн, а наш катамаран — всего 800 килограммов. Часто приходилось ложиться в мокрый спальник.
Когда погода была спокойной, то изматывало палящее солнце. Настоящим праздником стал обычный дождь.
— Это было счастье, потому что мы помылись теплой пресной водой, даже успели намылиться, — с улыбкой вспоминает путешественник. —Такое облегчение после долгих дней жары.
Прыгать с катамарана в воду не хотелось — опять же из-за соленой воды. К тому же океан таил и другие опасности. Например, к мореплавателям подплывали шестиметровая рыба-меч и касатки.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/ac/ad/a7/acada7a13923f5a0fe5a6e8c365f4238/525x700_1_f778354c22c9ef44acda06ec1760ceee@960x1280_0xMu0wgLTb_1352759703627475463.jpg.webp)
— Занимался ремонтом и неожиданно заметил целое стадо. Сначала думал, что дельфины, размером метра по три-четыре. Но потом они подплыли ближе и оказалось, что это касатки. Они нарезали круги вокруг нас очень долго, удивительное зрелище, — сказал экстремал.
Еда в океане
Капитаном в плавании был Андрей Светашов, а Александр Проваторов решал различные технические вопросы, связанные с мелким ремонтом, и готовил. Каждое утро на завтрак ели яичницу, сыр, бутерброды и кофе, а на обед жарили картошку и варили супы. Спасала газовая плитка.
Чтобы рыбачить, нужно было останавливаться и дрейфовать. Дважды забрасывали леску с приманкой, ее съедал какой-то крупный обитатель океана, поэтому в третий раз пробовать не стали. Часто в пути друзей сопровождали дельфины.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/75/ab/65/75ab652508c658921dcb6323363866db/525x700_1_2f279b0a2ec8dca9f1ded93f2dcf6c08@960x1280_0xn3mbh6Vm_8645776834313392209.jpg.webp)
Для связи с землей использовали спутниковый телефон, а с помощью установленной АИС (автоматической идентификационной системы) перемещение катамарана можно было отслеживать в режиме реального времени. Она же позволяла не сталкиваться с другими лодками. В случае ЧП была возможность подать сигнал SOS, после которого на помощь обязано должны прийти ближайшие суда или спасатели.
Одним из ярчайших впечатлений за время в пути стали Канарские острова, мимо которых проплывали путешественники.
— Канары, конечно, поражают. Это огромное расстояние, около двухсот миль, мы шли вдоль островов сутки. Вечером темнело и становились видны подсвеченные дороги, проезжающие автомобили, всё очень близко. Была возможность где-то отдохнуть, но мы хотели испытать себя и пройти маршрут за минимальное время, поэтому двигались в режиме гонки.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/14/4f/37/144f37567ddfd75301f4d4033f0b17fd/656x492_1_9a21e8bf2753c9ba5a8b78adf8c186e4@1280x960_0x4NqaQzSD_7822848198601146006.jpg.webp)
За время в пути остановку сделали только в гавани африканской страны Кабо-Верде, чтобы пополнить запасы.
— Наш катамаран на фоне других судов был воробушком, на который многие приходили поглазеть, — отмечает Александр Проваторов. — Кто-то улыбался, а кто-то крутил у виска. Рядом стояли фешенебельные океанские лодки за пару миллионов долларов. Чувствовали себя там немножко некомфортно.
Экстремальное похудение
За время в пути друзья сбросили по 10 килограммов каждый. Иногда во время сильного шторма было не до еды.
— Это была мощнейшая встряска для организма, но мы не болели, потому что просто не было времени, постоянно нужно было нести вахту, поэтому мобилизовали все силы, — поделился Александр Алексеевич.
Путь из Марокко в Бразилию под парусом занял 23 дня, позади остались 3 тысячи миль или более 5 тысяч километров. Путешествие с учетом перелета, еды и доставки катамарана на двоих обошлось в 3 миллиона рублей, из которых более 200 тысяч стоил лодочный мотор.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/ce/ce/e5/cecee5855974cfec34dd3389d8730070/656x492_1_13f225db07fd65240851a64bc2ce4cfc@1280x960_0xzdjSEuz8_7108085461841685181.jpg.webp)
— Все удивляются, что это очень мало. Нам и самим не верится, — говорит барнаулец. — Мы бизнесмены, поэтому сложностей с деньгами не было. Когда сошли с лодки на берег, то нас первое время всё равно штормило. Вставал, садился и даже ложился, а качка продолжалась. Как поется: «Моряк вразвалочку сошел на берег» — это было про нас. Приехав домой, сказал, что немного передохну. В итоге «прилег» на 21 час. Мы были просто на пределе.
Катамаран друзья оставили в Бразилии, в будущем его планируют продать (уже есть желающие). Александр Проваторов признаётся, что путешествие полностью оправдало его ожидания:
— Находясь в океане, попадаешь в другой мир. Неизведанный, опасный, даже враждебный. Благодаря стихии преодолеваешь все свои страхи. Мне в пути хватило всего, а вот Андрей пожалел, что не взял подушку. В остальном ему тоже всё понравилось, мы опытные мужчины и знали, на что шли.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/af/5b/96/af5b968fe245e1d6d2188365c3752421/656x492_1_facdc9346e6dc40601473f6da7d9099f@1280x960_0xDb2wGixE_3314480549445296793.jpg.webp)
Путешественник посоветовал желающим отправиться в путь ничего не бояться и действовать.
— Прежде всего должно быть желание, а дальше всё приложится — и деньги найдутся, и маршрут хороший будет. Страх всегда остается на берегу, просто начинаешь работать и выживать. И болеть некогда, и ругаться некогда. Вспоминаешь дом и плывешь — настоящий кайф, — резюмировал барнаулец.