Жители нескольких районов Кемерова, в особенности Ленинского, в последние пару лет обратили внимание на огромное количество хищных птиц, кружащих над многоэтажками, детскими и спортивными площадками. Были даже разговоры, что пернатые нападали на мелких домашних животных, например собак мелких пород, но, кроме слухов, никаких подтверждений тому не было. Редакция NGS42 выяснила, действительно ли они несут угрозу, из-за чего популяция становится больше и как это прекратить.
Разобраться в ситуации с птицами нас побудило обращение от нашей читательницы, приводим его полностью:
«Дорогая редакция!
Уже боюсь выглядывать в окно на седьмом этаже. Коршуны уже ничего не боятся и пикируют рядом с балконами. Весной разогнали грачей из гнезд. Теперь охотятся за голубями. Воробьи уже почти исчезли.
И это не только в нашем дворе. Тьма этих хищников по городу. Уже ходят легенды, что они таскают котят и йоркширских терьеров.
Я привыкла, что они есть за городом, друзья на даче подкидывают им курицы для пропитания. Но откуда их столько в городе? Где в Кемерове свалка тухлого мяса?»
Ветеринарный врач центра помощи диким и экзотическим животным Наталия Ивлева рассказала, что никто точно не может сказать, сколько конкретно коршунов и воронов живет в областной столице. Никто не контролирует и не считает их, так как, по сути, действительную угрозу они несут только пилотам самолетов, взлетающих или заходящих на посадку в аэропорту Кемерова.
В пресс-службе мэрии Кемерова эту информацию подтвердили, лаконично ответив на вопрос о подсчете популяции птиц следующим образом:
«Администрация города Кемерово не наделена полномочиями по регулированию численности птиц»
Борются с птицами несколькими способами: используют акустические приборы, нанимают ловчих или ставят ловушки с приманками. Эффективность каждого из этих способов весьма спорная: например, звуковые барьеры не имеют смысла, если вокруг поля, как, собственно, и есть вблизи кемеровского аэропорта. Приманки же бесполезны, если рядом есть свалки, где хищники могут без проблем найти себе пищу. Места сбора отходов также имеются неподалеку от аэрогавани.
По словам Ивлевой, больше всего хищных птиц действительно наблюдается в Ленинском районе. Одна из причин тому — сами люди, которые подкармливают коршунов с воронами.
— На Ленинградском есть точка, где специально кормят, кое-где на пни выкладывают еду. Хобби у людей такое. Одни уток кормят, голубей, а эти — коршунов, — рассказывает Наталия.
К слову, в соседнем Новосибирске есть семья, которая на балконе многоквартирного дома открыла «ресторан» для коршунов, где постоянно кормят хищников, на это они тратят около 5000 рублей в месяц.
Второй фактор, влияющий на рост числа птиц, о котором уже упоминали выше, — отходы, то есть доступность падальщиков, к которым относятся коршуны, к еде. Другими словами, побороть нашествие можно, запретив людям кормить птиц и разобравшись с проблемами по складированию и вывозу мусора, которые периодически возникают в областной столице.
Что касается слухов о попытках нападениях хищных птиц на домашних питомцев, то ветеринар предполагает, что подобные случаи могли быть только с крайне маленькими породами животных.
— Коршун весит около 700 граммов, для пищи ему нужно что-то из его весовой категории: крыса или голубь. Собака или кошка, чтобы ее утащить, должна быть либо новорожденной, либо очень мелкой, но им на улице без присмотра делать нечего, — говорит Ивлева.
Тем не менее она вспомнила про случай нападения птицы на собак. Это происходило в Таштагольском районе несколько лет назад, но агрессором тогда выступал беркут — крупный хищник, вес которого может достигать семи килограммов, а размах крыльев — более двух метров.
— Беркут был у человека, который специально притравливал его на собак. Потом птица от него улетела и начала есть окрестных собак, сидящих во дворах на цепи. Естественно, владельцам это не понравилось, в итоге они его поймали и оставили себе, так как беркут краснокнижный, убивать его нельзя. Да и то он никого не утаскивал, а забивал жертву на месте и ел. Так его, собственно, и смогли поймать, — вспоминает врач.
Ветеринар отмечает, что к ним в центр помощи часто приносят раненых птиц, в том числе коршунов, которых они выхаживают, ворон не берут. Но от года к году этих обращений становится меньше. Так, в 2020 году их было 39, в 2021-м — 25, в прошлом году — 26, а за 7 месяцев текущего — всего 5, да и то 2 привезли из Новосибирска.
Ивлева отмечает, что бороться с птицами нет смысла, так как они в некотором роде приносят пользу городу, пожирая разносчиков заразы — крыс и голубей, обитающих на тех же помойках. На людей коршуны с воронами не нападают, единственное время, когда они могут представлять угрозу, — это весна, когда все пернатые гнездятся, высиживают яйца и взращивают птенцов.
До этого мы выяснили, почему в городе много других пернатых — воронов, которые заполонили районы, из-за чего кемеровчанам кажется, что они живут на кладбище.