Какой бы тест придумать для SKODA Kodiaq? Тот, что не выдержал в свое время Porsche Panamera. Тогда я ошибся с маршрутом, проложив дорогу по области через печально известное Муслюмово, но дорога оказалась чересчур разбитой для низкого спорткара. Я развернулся на полпути, но идею посетить радиоактивный поселок не оставил. И у «Кодиака» нет оправданий, чтобы развернуться. Радиация, говорите? Столько лет прошло…
Я предполагал, что писать про Kodiaq будет нечего, кроме того, что это как Superb, только высокий. Однако же Kodiaq, даром что сделан на той же платформе MQB, оказался «самой другой Шкодой» из всех, что я тестировал. А в чем-то – самой «шкодной».
С первой же посадки в кресло в нем чувствуется автомобиль на вырост. Я ощущаю себя недорослем, который скользит в кожаном кресле с широкой боковой поддержкой и озирается в непривычно объемистом салоне. Замысел понятен: некогда поджарый владелец Octavia раздался вширь и нарожал столько детей, что маткапитал ему уже не дают, но ему и не надо: накопления позволяют купить автомобиль без компромиссов, полноприводный, универсальный, семиместный…
Кстати, о семиместности. Хотя Kodiaq внушителен на вид и крупнее родственного Tiguan, на деле он не такой уж монструозный, лишь едва длиннее SKODA Octavia, которая бывает строго пятиместной. Поэтому третий ряд сидений у «Кодиака» получился условным: он хорошо отделан, продуман, но тесен. Взрослого сюда лучше сажать в подпитии, ребенка – без кресла. А если двинуть вперед сиденья второго ряда, тесным станет он. Задние места «Кодиака» предназначены, скорее, для неких форс-мажорных ситуаций, когда довезти 5+ человек важнее, чем довезти их с известным комфортом.
Сложить третий ряд мне хочется еще и потому, что он заслоняет прочие достоинства «Кодиака». Ведь сколько здесь места на втором ряду – почти как в Superb, ну только что посадка более вертикальная. А столик с отверстием под стакан, а персональный климат-контроль, а розетки, а возможность регулировать сиденье в продольном направлении и по наклону спинки?
И багажник отличный: большой, хорошо отделанный и с полным набором шкодовских ноу-хау из арсенала Simply Clever. Ух как я люблю всякие эти их сеточки! SKODA не только освоила искусство автомобильного хюгге, но и нашла способ тиражировать его на все классы автомобилей. Kodiaq не стал исключением.
На М-5 забавляюсь с активным круиз-контролем: классная штука, хоть и не «Шкодой» изобретенная. Вам достаточно выследить автомобиль, который едет в нужном темпе, «подстрелить» его и убрать ноги с педалей. Kodiaq будет разгоняться и тормозить синхронно с лидером, а при его исчезновении просто поддерживать заданную скорость. Мягкость работы круиза быстро избавляет от страхов, например, он вполне адекватно реагирует на перестраивающуюся с соседней полосы машину или резкое торможение впереди.
Но главное откровение – на ходу Kodiaq мягкий и почти валкий. Где та подчеркнутая собранность, за которую мы ценили все SKODA, от Fabia до Superb? Я словно еду в американской версии SKODA, если бы такая существовала. Повадки Kodiaq больше напоминают мне пятиметровый кроссовер для Штатов, в который хорошо садиться уже уставшим.
На мою, может быть, чересчур вескую оценку влияет планка, которую задала та же Octavia III. Octavia едет так, что мне жаль использовать ее вне горных серпантинов. А Kodiaq по «ушам» виадуков идет как бы нехотя, накреняясь и смазывая ощущения легким рулем, пусть и густеющим с ростом скорости. Поймите правильно: даже так Kodiaq кажется более точным и интерактивным, чем большинство соразмерных кроссов, но где та бескомпромиссность, которой хозяйственные на вид «Шкоды» подкупали даже молодых? Ах да, машина на вырост… Хватит спать на досках, суставы требуют матраса. И помягче.
Дорога до Муслюмово в самом деле напоминает предсмертную кардиограмму. По тряскости она похожа то на гать, то на грунтовку, при этом формально остается дорогой с твердым покрытием.
Kodiaq смягчает тряску лучше Octavia. Однако подвеска срабатывает с глухими звуками, которые субъективно делают ее жестче. На совсем грубых выбоинах мягкую подвеску прошибает насквозь. Энергоемкости не хватает как на сжатие, так и на отбой – последнее проявляется синхронным залпом задней подвески при спрыгивании с лежачего полицейского. Я не буду цементировать свое мнение, но по первым впечатлениям Kodiaq хорош для спокойных водителей на относительно ровных дорогах. А на плохих он уповает на свой просвет, однако лишен нахальной самоуверенности какого-нибудь местного «Дастера».
С проходимостью по кроссоверным меркам проблем нет: просвет у «Кодиака» среднестатистический, 187 мм, зато некрашеные нижние части бамперов и пороги снижают цену мелких ошибок, а муфта Haldex вкупе с умной ESP обеспечивают добротную тяговую проходимость. По кроссоверным меркам, повторюсь.
В унисон общей концепции старается и двигатель 2.0 TSI (180 л.с.) в паре с новым «роботом» DSG7 (DQ500). Если Octavia со 180-сильным мотором полупрозрачно намекала на версию RS, то Kodiaq при сравнимой длине почти на 400 килограммов тяжелее! Трудно не заметить слона, ну или хотя бы полносорога: 180 л.с. ускоряют Kodiaq уверенно и… и все. Новый робот с двумя мокрыми сцеплениями, созданный на базе довольно живучей коробки DQ250, словно специально настроили так, чтобы беречь ресурс: переключается он, как любой DSG, мгновенно, но вот на резкий газ реагирует с заметной ленцой. Причем по паспорту Kodiaq 2.0 TSI делает «сотню» за 7,8 секунды, но разгону настолько сгладили углы, что субъективно он кажется более степенным.
Младший мотор 1.4 TSI мощностью 150 л.с., а тем более 125 л.с. (с 2018 года), боюсь, будет работать на пределе, если нагрузить Kodiaq под завязку. А такую машину хотя бы несколько раз в год нужно нагружать, иначе для чего она? Поэтому тем, кто думает ждать «Кодиаков» российской сборки со 125-сильным мотором и передним приводом, я бы настойчиво рекомендовал рассмотреть Octavia или Octavia Combi. Ну разве что вы в самом деле очень спокойный водитель.
Для России предложили и турбодизель мощностью 150 л.с., причем по цене такая машина даже чуть дешевле версии 2.0 TSI, хотя и уступает ей в динамике.
В целом концепции Kodiaq нельзя отказать в единстве замысла. Он остается абсолютной SKODA в смысле организации салона, эргономики, продуманности в мелочах. Но если Octavia и Superb искали деликатный баланс между интересами человека за рулем и интересами его семейства, то Kodiaq похож на взрослого мужчину, который вопрошает: «Кому и что я должен доказывать? Я уже все доказал». Так, гитарист «Металлики» Кирк Хэммет после записи альбоа Re-Load признался, что устал от вычурных соляков и саморекламы и захотел играть что-то простое.
По беззаботности управления Kodiaq чем-то напомнил мне Audi Q5: в обоих случаях технологии работают на то, чтобы понизить ваш пульс до уровня медленной фазы сна. И я думаю, что для семейного автомобиля концепция верна.
Почему же между строк читается некое мое разочарование? Потому что прежде SKODA поразительным образом умудрялась выполнить обязательную программу, а потом поразить в необязательной. Octavia, например, до сих пор действует на меня, как молодильные яблоки: хочется гонять, веселиться, звать друзей… Kodiaq оставил эти рубежи и сказал: достаточно обязательной программы. А еще вернее, высокий автомобиль – это всегда некий компромисс ездовых качеств (касается даже BMW X6 и Porsche Cayenne Turbo), поэтому в вопросе баланса комфорта и управляемости SKODA стала заложницей концепции кроссовера. Хотя… Хотя Yeti рулился очень даже вдохновенно.
В компенсацию владелец получит обширный список умных решений, которые скрасят его быт. Как вам, например, специальная планка, выезжающая на торец двери, чтобы не повредить его о соседнюю машину? Или лобовое стекло с невидимым пленочным подогревом? Трехступенчатый попогрей на заднем ряду? Бесконтактная зарядка для смартфона? Бардачки, ниши, подполы? Хочу, хочу, хочу. Надо оно или нет – не знаю, но обыватель во мне требует. Пусть будет. Пользоваться не буду – хоть родственников удивлю.
Стоимость Kodiaq 1.4 TSI с шестиступенчатым «роботом» и полным приводом начинается от 1,999 млн рублей, c 2-литровым дизелем – от 2,309 млн, с мотором 2.0 TSI – от 2,349 млн. Базовая комплектация включает уже АБС, ESP, шесть подушек безопасности, кондиционер, аудиосистему, датчики дождя и света, подогрев сидений и руля, легкосплавные диски и т.д. С 2018 года начнется местная сборка Kodiaq и появятся более доступные версии, включая 125-сильную с передним приводом и механической коробкой передач по цене от 1,5 млн рублей. Таким автомобилем будет приятно владеть. Приятно будет, устроившись в кресле, читать его инструкцию, которая откроет всю масштабность замысла. Но мне, чтобы оценить Kodiaq полностью, нужно три вещи: раздобреть, стать спокойнее и завести еще трех детей. Иначе мой однозначный выбор – Octavia. Ведь она тоже практична, но оставляет простор для мечтаний о серпантинах. А что, а вдруг?
Благодарим компанию «Легион Моторс» за помощь в подготовке материала.
Фото: Фото автора и производителя