В первые дни военной операции на Украине ряд иностранных производителей автомобилей сообщили об остановке поставок техники на рынок РФ. В Кемеровской области существует ряд организаций, занимающихся продажей машин крупнейших автогигантов мира. Как изменилась ситуация на авторынке Кузбасса, повлияло ли заявление холдингов на ценовую политику и что стоит ожидать в дальнейшем — в материале NGS42.RU.
Кратко напомним о том, что вообще произошло. С 24 по 26 февраля Land Rover, Jaguar, Chevrolet, Opel, Peugeot, Citroеn, Renault, Mercedes, BMW, Audi, Volkswagen, Skoda и Porsche заявили о полном прекращении поставок автомобилей в Россию. Вдогонку к этому «АвтоВАЗ», который зависит от поставок Renault, сообщил о приостановке работ на всех производствах компании. Суммарно за прошлый год все перечисленные фирмы поставили почти 800 тысяч машин, то есть примерно половину от всего авторынка нашей страны. Японские и корейские производители пока не сообщали о прекращении, но тем же Hyundai, KIA, Nissan, Lexus, Toyota и прочим принадлежат оставшиеся 40% поставок в РФ.
UPD: вскоре после публикации этой статьи стало известно, что Hyundai приостановил работу завода в Санкт-Петербурге с 1 по 5 марта из-за проблем с поставками комплектующих.
Также стало известно, что Skoda вынуждена сократить производство легковых автомобилей из-за критического недостатка комплектующих деталей, поступающих от предприятий-поставщиков с Украины.
Что будет с машинами из Европы и Японии
Для того чтобы понять, как обстоит дело с поставками автомобилей на данный момент, мы связались с официальным дилером Toyota в Кемерове. В автоцентре нам сообщили, что заключить договор сроком на 1 год с внесением предоплаты мы, конечно, сможем, но, когда машина приедет и по какой итоговой цене, пока неизвестно. При этом в наличии сейчас есть, в основном, только внедорожники.
— Camry (одной из самых популярных моделей Toyota. — Прим. ред.), в наличии нет. Есть пара HiLux, несколько Land Cruiser 300, Rav-4 за 4 500 000, — рассказал сотрудник дилерского центра.
В ряде других автокомпаний Кемеровской области, с которыми мы пытались связаться, например, Crystal Motors, «Картель-авто», «Флай моторс», Top Car, «Рено-центр», «Элга-Сибирь», в ответ на вопрос о ситуации с приостановками поставок транспорта нам советовали обратиться в головные центры в Москве и Самаре или обещали перезвонить, но не делали этого. В целом все фирмы работают в прежнем режиме.
— Никто пока не даст комментарий, потому что ситуация не ясна. Возможно, через пару дней что-то известно и будет. Пока что с пятницы ничего нового не произошло, — рассказали корреспонденту NGS42.RU в автоцентре «Славия», который занимается продажей Skoda в Кемерове.
Работник салона «Авто-Пассаж» Руслан прогнозирует ухудшение ситуации на первичном и вторичном авторынках. Напомним, этот автосалон реализует как новые «Лады» и Kia, так и различные машины через Trade In.
— Печально повлияют санкции, это скажется на всех поставках, даже от официальных дилеров. Повышения спроса на автомобили не наблюдается, — добавил собеседник портала.
Переходим на китайский автопром?
Не исключено, что освободившуюся нишу займут китайские производители, в том числе Volvo, Geely, Lifan, Haval, Jac и прочие. На сегодняшний день они занимают около 10% от всего импорта автомобилей в РФ, но из-за дефицита многим придется пересмотреть свои взгляды на азиатский транспорт. Тем более, что никаких санкций они, похоже, вводить не хотят.
— Официального ответа (о приостановке поставок машин. — Прим. ред.) от Москвы нет. Проблем с отгрузками новых запчастей тоже нет. Повышения спроса не наблюдается, — рассказали в автоцентре «Томь», занимающемся поставкой Haval и Jac в Кузбасс.
Изменились ли цены из-за санкций
Один из самых крупнейших в РФ порталов по продаже автомобилей — Drom, подсчитал, как изменились цены на вторичном рынке. Согласно их данным, с начала военной операции продавцы подняли цены на автомобили в среднем на 30%, за выходные этот показатель плавно снизился.
В настоящий момент средняя цена машины, которая раньше стоила 1,2 миллиона, составляет около 1,450 миллиона рублей. В целом по Сибири количество предложений по продаже сократилось почти на 10%, но вместе с тем наблюдается и спрос. В частности, на 30% выросло число обращений на услугу по проверке отчетов на б/у авто.
Пользователи портала отмечают резкий и порой необоснованный рост цен на машины, который, скорее всего, приведет к стагнации рынка, так как у автолюбителей попросту не будет денег на приобретение автомобилей. Также проблема усугубляется на фоне ожидаемых сложностей с поставкой запчастей, ростом цен на топливо и ГСМ и обслуживание.