На протяжении почти двух лет мы видим, как жертвами коронавируса только в нашей стране ежедневно становится около 700–900 человек. Кого-то эти цифры пугают, кто-то уже привык, но есть и те, кто понимает, что люди умирали и до пандемии, в том числе погибая насильственной смертью.
Ежедневно в России количество убийц увеличивается на 40–50 человек. Например, за первые 10 месяцев 2020 года в стране в результате преступлений погибли почти 20 тысяч граждан, при этом ранее этот показатель был значительно выше. Расследованием таких преступлений занимаются опытные следователи и криминалисты.
Но откуда они получают свой опыт? С этим вопросом накануне Дня криминалиста мы обратились в СУ СКР по Кемеровской области. Нам не только рассказали, но и показали, как будущих следователей учат работать на месте преступления, на что они должны обращать внимание и как использовать не только оборудование и технику, но и главное «оружие» криминалиста — знания. О том, как выглядит место преступления и собираются улики, — в фоторепортаже NGS42.RU.
По легенде, в Центральном районе города Кемерово, неподалеку от Парка Чудес, прохожие заметили возле открытой машины труп и обратились в правоохранительные органы. Получив вводные данные, следственная группа, взяв с собой всё оборудование, которое может пригодиться, выехала на место преступления.
Первым делом территория происшествия огораживается лентой. Делается это в том числе и для того, чтобы прохожие не затоптали улики или не прихватили с собой на память, например, гильзу, если убийство было совершено огнестрельным оружием. Для поиска металлических предметов, например пуль, патронов или ножей, следователи применяют металлодетекторы и магнитные грабли. Особенно это помогает осенью, когда листва с деревьев засыпает всю землю, или зимой, во время которой снегопад может изменить вид места преступления за считаные минуты, скрыв под толщей снега все улики.
Восстановить картину произошедшего можно, и просто осмотрев место происшествия. Положение тела поможет ответить на вопрос, как был нанесен удар или с какой стороны стрелял нападавший. Встав на место преступника, следователь может предположить, куда после совершения преступления направился убийца, чтобы по маршруту его следования найти новые улики.
Обнаружив гильзы и осмотрев автомобиль, будущие следователи решают перевернуть «тело» жертвы и тут же находят одну из улик — перчатку, предположительно, оставленную нападавшим. Вскоре в траве, в десятке метров от жертвы, найдена еще одна личная вещь убийцы — очки. Их местоположение подтвердило, что следователи идут по правильному следу.
Еще через пару минут найдено оружие — пистолет, который убийца выбросил в мусорный бак. Предполагая, что в стволе может находиться патрон, оружие с максимальной осторожностью разряжается прямо в мусорке и только после этого вынимается. Естественно, что это всё делается в перчатках, чтобы не стереть отпечатки, которые мог оставить преступник.
Поиски нападавшего не ограничиваются только сбором улик поблизости с телом погибшего. Опрашиваются свидетели происшествия и местные жители, ведь они могли сидя дома услышать выстрел и выглянуть в окно. Устанавливаются места расположения камер, которые могли запечатлеть если не само убийство, то хотя бы возможное перемещение жертвы или убийцы. Также выясняется весь круг общения погибшего, в том числе его личные и деловые связи.
Недавно кузбасский следователь-криминалист на примере нескольких преступлений рассказывал NGS42.RU, как именно ищут преступников и каким оборудованием им приходится пользоваться чаще всего.