
Не всегда бандиты умирали от пуль и ножей
В контексте лихих 90-х принято вспоминать о криминальных авторитетах, которые делили между собой прибыль с нелегальной деятельности: продажи наркотиков, оружия, «крышевания» и прочих темных дел. Порешать вопросики без мнения и одобрения того или иного вора в законе было нельзя, и если миром договориться не выходило, в ход шло оружие. Но порой причиной гибели «положенцев» становились и более тривиальные причины. Как и отчего умирали кузбасские воры в законе — в регулярной рубрике NGS42.RU «Криминальный вторник».
Первые упоминания в архивах о смерти криминальных авторитетов датируются еще 50-ми годами прошлого века. Информации о преступниках тех лет довольно мало, порой даже неизвестно, когда человек родился и что стало причиной смерти.
Одним из самых известных авторитетов первой половины 20 века в Кузбассе можно считать Николая Ли. Уроженец Владивостока, кореец по национальности, он получил первую судимость в 16 лет за кражу в Гурьевске. После этого он отбывал наказания за грабежи, хулиганство, участие в ОПГ.
В 1947 году во время этапирования на пароме он с другими осужденными устроил бойню, несколько человек тогда были забиты насмерть железными прутьями, над другими издевались за то, что они сотрудничали с внутренними органами. Примерно через полгода, когда Ли находился в изоляторе, он по тем же причинам лишил жизни других зэков, нанеся им около 40 ранений металлическими кольями.
Свою смерть вор нашел в Мариинском Сиблаге в 1954 году, где отбывал 25-летний срок за свои преступления. На тот момент ему было всего 24 года.

Первым умершим «коронованным», то есть вором в законе, был Вахтанг Бенелиани по кличке Вахтанг. Свой титул он получил в 1951 году в возрасте 27 лет, к тому времени уже будучи неоднократно судимым.
В 1974 году он в очередной раз отбывал наказание в новокузнецком Абагуре, где и умер от ножевых ранений 22 июня. Кто и за что убил авторитета — до сих пор неизвестно.
Нож — довольно популярное орудие убийства, но порой авторитетные преступники уходили на тот свет и от других предметов, используемых в быту. Например, Мамед Заря — сын полицейского, получивший первый срок в 12 лет за убийство военнослужащего, с середины 50-х годов практически безвылазно находился в тюрьмах. В 1976 году всё в том же Абагуре вор Володька Бурят зарубил его топором по неизвестным теперь уже причинам.
Были и те, кто умирал сам, от болезней или по собственному желанию. Например, в 1990 году на тот свет отправились воры: уроженец Прокопьевска Сергей Черенов по кличке Молчун, получивший первый срок за убийство на фоне волнения (да, была такая статья) и Арам Чизо Арабян. Первый ушел из жизни в результате суицида за пять дней до 33-летия, второй — от пневмонии.

Молчун неоднократно был судим за тяжкие преступления
Пик смертей пришелся, что неудивительно, на 90-е годы. Одной из отправных точек передела стала смерть 40-летнего Олега Чернышева по кличке Черный. По одной из версий он скончался от туберкулеза, по другой — от передозировки наркотиков.
В 1992 году убивают сразу двух воров: «коронованного» в 23 года Евгения (Сиба) Сибидаша застрелили в Кемерове на улице Нахимова 5 октября, а спустя семь дней в Тайге расстреляли Валерия (Фрол) Фролова.
В 1994 году от пулевых ранений погибают Сергей (Жук) Жуков, его застрелили прямо в горбольнице Топков, и Владимир (Орел) Орлов, которого за два года до гибели «развенчивали» из воров.

Орел (слева) в 1991 году
В 1995 году на бульваре Строителей в Кемерове из «Макарова» убили Юрия (Заяц) Зайчикова, менее чем через год на проспекте Химиков в подъезде дома № 12 расстреляли Павла (Пашкан) Куприянова.
Иногда киллеры выбирали для устранения противников и что-то более серьезное. В 1995 году в районе Тырган возле кафе «Сказка» взорвали авторитетного вора Николая (Шмель) Шмелева и Камиля (Камал) Камалова. Последний отмечал свой 35-й день рождения в заведении, ставший для него и последним. На месте погибли также его жена и один из гостей.
В 1997 году убийцы застрелили воров Александра (Тягун) Тягунова и Евгения (Евсей) Евсеева, в 1998-м — Валерия (Буля) Буланкина, в 1999-м — Михаила (Мишель) Гогличидзе и Игоря (Бурила) Бурилина. Последнего — на кровати в квартире.
И это лишь те, кто носил титул вора, но жертв разборок было гораздо больше, часто страдали рядовые члены группировок, «бригадиры» и мелкие жулики.
С окончанием лихих 90-х убивать воров стали намного реже. Например, в 2001-м зарезали Эдуарда (Волосатый) Зайцева, а в 2002-м Александра (Ница) Ницкевича расстреляли в новокузнецком кафе «Авалон».

Последним умершим в Кузбассе авторитетом считается Геннадий (Ромашка) Романов, который был «коронован» в 1994 году. Смерть настигла его на больничной койке в кемеровской исправительной колонии № 5, где он отбывал очередной срок за хранение оружия, не дожив до 50-летия меньше месяца.