В этом году кемеровскому Театру кукол им. Гайдара на улице Весенней исполняется 80 лет. Мы не могли пропустить такое знаковое событие и пришли в гости к сказочным персонажам и тем, кто ими управляет, чтобы рассказать, кто создает куклы, как они уходят на пенсию и легко ли быть кукольником.
Уже на подходе к театру становится очевидно, что это место знает много сказок и историй для людей всех возрастов. Стены фасада здания украшают всем знакомые фигуры: Колобок, который ушел от бабки с дедкой, Емеля с щукой, старик со старухой у разбитого корыта, Белоснежка с гномами, Петрушка и многие другие. Они же встречаются и на сцене — в репертуаре театра несколько десятков спектаклей. И в большинстве из них герои — давно всем знакомые персонажи. Что же скрывается за кулисами театра в его коридорах и мастерских?
И стар и млад
Многие ошибочно полагают, что театр на Весенней — это что-то детское, но на афише, которая встречает гостей на входе, помимо спектаклей с пометкой 0+, есть и постановки для взрослых: «Доктор Фауст» и «Поднимите мне веки» по гоголевскому «Вию». Есть и подростковые представления — всем известный «Маленький принц» или сатирический «Хлам искусств», который пояснит, почему театр — цитадель обмана. Но, безусловно, чаще всего в Театр кукол приходят именно дети, в том числе и те, кому нет и двух лет. Для них в фойе театра проходят «малышковые» спектакли, которые по времени и сюжету рассчитываются так, чтобы самые маленькие зрители не потеряли интерес к происходящему или попросту устали.
— Мы воспитываем зрителя для других театров, — отмечает директор Роман Кузнецов.
Также приходится учитывать и непостоянство детей. Бывает, что малыши пугаются световых или звуковых эффектов, героев и декораций или просто со входа без каких-то оснований начинают плакать. Если ребенок не успокаивается, то родителям предлагают прийти в другой раз, при этом пройти можно будет по уже купленному билету и новый приобретать не придется.
Дети постарше, которые умеют уже справляться с эмоциями и досматривают спектакли до конца, часто благодарят актеров за их труд, оставляя неровным почерком записи в книге отзывов.
Как создаются куклы
Многие из тех, кто бывал в Театре им. Гайдара хотя бы раз, но задавались вопросом, откуда берутся куклы, декорации, кто их придумывает и создает. Оказывается, что за разработкой концепции будущего спектакля стоит практически весь коллектив театра, в котором сейчас работает более 50 человек, 17 из которых — актеры.
Режиссер озвучивает свою идею, вместе с художниками по свету, декорациям, конструкции и звуку они продумывают, как должны выглядеть куклы, как будет оформлена сцена, во что одеты актеры и прочие нюансы.
В первую очередь делают кукол, потому что репетировать без них артистам просто невозможно. Но творческий процесс всегда непредсказуем, и случается, что во время репетиций что-то не подходит по цвету, фактуре или просто выглядит не так, как виделось в голове режиссера. В итоге всё приходится переделывать.
Для многих кукла — это что-то тряпичное. Но для производства используется практически всё, что можно купить в строительном и хозяйственном магазине: пиломатериалы, фанера, пенофлекс, папье-маше, поролон, ткань, фольга, пуговицы, мех, картон для шаблонов, перья, блестки, бисер и многое другое. Порой в ход идут и природные материалы — ветки деревьев и камни, но это бывает редко.
— Художник присылает нам рисунки и чертежи, а мы по ним всё делаем. Говорит, например, вот эта деревня хоть и промелькнет в двух моментах, но в постановке она важна, без нее никак. Сложнее всего делать кукол-марионеток, потому что в них много подвижных деталей, ведь они должны ходить, шевелить руками, головой, закрывать и открывать глаза, — рассказывает заведующая производственными мастерскими Елена Опарина.
Еще одна особенность в том, что некоторые куклы необходимо делать в нескольких экземплярах. Например, потому что герой в одной сцене может появляться в нескольких местах одновременно. Соответственно и кукла должна быть точь-в-точь похожа на другую, чтобы зрителю казалось, что она одна.
Впрочем, как и в любом другом деле, в производстве кукол много своих нюансов, понимание о которых приходит с опытом. По словам Елены Опариной, которая отдала театру порядка 20 лет, все сотрудники хотя бы раз, но смотрят спектакли, к созданию которых приложили руку, потому что всегда интересно увидеть итог своей работы.
Кто же такие кукловоды
После того, как куклы готовы, их передают в руки артистам. Но стать кукловодом не так просто, как может показаться на первый взгляд. В вузах управлению куклами-марионетками, тростевыми, перчаточными, пятачковыми, вертепными, мимирующими, планшетными и прочими остальными учат пять лет. При этом как в России, так и за рубежом есть театры, которые специализируются только на куклах определенных систем.
До недавнего времени в Кемерове не обучали на кукольников. Но, по словам директора театра Романа Кузнецова, в строящемся в областной столице филиале Российского государственного института сценических искусств уже сейчас набирают на обучение 12 артистов театра кукол и по шесть режиссеров, художников-постановщиков и художников-технологов.
В среднем актеры-кукловоды работают около 25 лет, после чего уходят на пенсию, так как за эти годы у них появляются болезни спины и рук, ведь приходится по несколько часов в неудобных позах управлять своими компаньонами по сцене. Скорее всего, к моменту первого выпуска из нового кемеровского вуза в театре будут востребованы молодые профессионалы.
Считается, что артист театра кукол должен уметь делать всё то же самое, что и актер театра драмы. Система актерского мастерства у них одна, и есть примеры, когда кукольники переходили на сцену обычного театра или уходили в кино. Например, Валерий Гаркалин, Зиновий Гердт и Сергей Гармаш изначально были кукольниками, но сменили род занятий. Бывает, что и режиссеры любительских театров становятся кукловодами.
Партнеры по сцене
Давно уже прошли те времена, когда актеры прятались за ширмами да декорациями и, оставаясь в тени, управляли куклами. Теперь они на равных делят с ними сцену. Никита Остатнигрош служит в театре уже 13 лет. По образованию он режиссер любительского театра, поэтому учиться управлять куклами ему пришлось с нуля на практике. По его словам, у кукол тоже бывает свое настроение и порой им не очень хочется играть — так же, как и людям.
— В театре в принципе вообще всё живое. Кукла — это ни в коем случае не игрушка и не инвентарь — это партнер. Он всё чувствует и может отомстить, если его обидят. Бывает, что кукла перестает тебя слушаться, в какой-то момент просто вываливается у тебя из рук. А иногда и, наоборот, помогает в чем-то. Как это ни парадоксально, но самые лучшие спектакли получаются, когда работаешь больной или вообще нет желания играть, — говорит Никита.
Артист не только играет в спектаклях, но и проводит экскурсии по театру, во время которых рассказывает, какие бывают куклы и как ими можно управлять. Самой простой в управлении считается тантамареска, у которой голова актера, а всё остальное — кукольное. Гораздо сложнее руководить уже упоминавшейся куклой-марионеткой на нитях, но это опять же зависит от сноровки и опыта. Остатнигрош вспоминает, что как-то раз видел китайский спектакль, где два актера виртуозно управлялись с куклами в 120 нитей.
Никита отмечает, что хоть театр и кукольный, но здесь всё по-взрослому. У любого артиста есть желание чего-то достигнуть, стать узнаваемым и знаменитым. Но и тут кому-то везет на главные роли, а кто-то навсегда остается в статусе лакея с его «Кушать подано!» Поэтому, отмечает артист, прежде чем уезжать куда-то из родного города надо здраво оценивать свои силы, возможности и понимать, что многое зависит не только от мастерства, но и от удачи, трудолюбия и режиссеров, встречающихся на творческом пути.
В конце беседы артист признает, что после закрытия того или иного спектакля ему, как и многим другим актерам, сложно прощаться с полюбившимися героями.
— Хорошо сказал Константин Райкин: «Со спектаклем надо расставаться легко, чтобы не говорили: «Ну слава богу, наконец-то сняли!» И как из-за стола надо выходить с чувством легкого голода, так и со спектаклем надо прощаться так, чтобы было немного жалко», — говорит Остатнигрош, добавляя, что забрать куклы на память нельзя — это всё же государственное имущество, на которое были потрачены деньги.
Достойный покой
Куклы, как и актеры, тоже рано или поздно уходят на заслуженный отдых. С годами они изнашиваются, стираются, ломаются. Бывает, что уходят целыми труппами, например, если постановка по каким-либо причинам выбывает из репертуара. Например, так произошло со спектаклем «Красная Шапочка».
— Режиссер в году 2013–2014 поставил спектакль, силы и деньги на него были затрачены, но, к сожалению, [произошла] творческая неудача. Но куклы же хорошие, великолепные, просты и изысканы, чего им пропадать, — рассказывает Роман Кузнецов.
Для таких бывших актеров всегда найдется место на стенах театра, в буквальном смысле этого слова. В помещении кассы они висят на стенах, в буфете стоят в окошечках под прилавком, в коридорах смотрят на посетителей из багетов картин. Тут встречаются герои спектаклей «Пер Гюнт» «Алые паруса», «Перекати поле», «Ночь перед Рождеством», «Евгений Онегин» и другие. Есть и такие куклы, которые хоть и ушли на заслуженных отдых, но всё равно отправляются в гастроли. Например, некоторые из них сейчас выставлены в Кемеровской библиотеке им. А. Береснева на бульваре Строителей, где проходит выставка, приуроченная к 80-летию театра.
Театр в период COVID-19
В мире не осталось такой сферы, на которую не повлияла бы пандемия. Естественно, что ограничения коснулись и театра, например, из-за ряда ограничений зрительский зал, рассчитанный на 117 человек, может быть наполнен только на 70%. Тем не менее планы по празднованию 80-летия театра всё равно есть. В июне по Кемерову пройдет приуроченный к юбилею парад ростовых кукол, в котором смогут принять участие горожане. По окончании театрального сезона наградят лучших сотрудников и выпустят праздничный буклет. А уже осенью театр вновь откроет свои двери для больших и маленьких зрителей, чтобы, как и последние 80 лет, окунать зрителей в мир фантазий и сказок.