В Кузбассе наблюдается снижение темпов отгрузки угля, об этом свидетельствуют данные об итогах работы угольной отрасли за март 2022 года, которые опубликованы на сайте регионального Минугля.
Согласно этим данным, с начала 2022 года по март предприятия региона отгрузили железнодорожным транспортом 50,8 млн тонн угля. Это на 2,4 млн тонн меньше, чем за аналогичный период 2021 года.
В восточном направлении было отгружено 14,1 млн тонн, что на 0,6 млн тонн больше показателей 2021 года. В местном сообщении показатель отгрузки остался неизменным — 12,8 млн тонн. А вот в западном направлении произошло падение на 3,1 млн тонн по сравнению с 2021 годом — отгружено 23,9 млн тонн угля.
Конкретно в марте показатель отгрузки просел на 1,5 млн тонн по отношению к 2021 году и составил 17,5 млн тонн. При этом произошло снижение среднесуточной отгрузки угля по всем направлениям.
Как пишет «Коммерсант» со ссылкой на директора департамента угольной промышленности Минэнерго Петра Бобылева, объемы экспортируемого из России угля снизились на 9% с начала года. А по концу марта и апреля цифра еще более существенная — более 20%.
Это в том числе связано с пятым пакетом санкций ЕС, которые предусматривают эмбарго на поставки российского угля с августа 2022 года.
О том, что будет с Кемеровской областью, если ограничение на экспорт сохранится, рассказала во время открытой дискуссии президента АРБ, академика РАН Гарегина Тосуняна профессор МГУ, регионовед Наталья Зубаревич. В ходе своего выступления она отметила, что текущая экономическая ситуация в России несет огромный набор рисков для экономик регионов. Главными, по ее мнению, являются уход зарубежных компаний, санкции на поставки продукции, снижение спроса на российское сырье, рост безработицы и другие причины.
Наталья Зубаревич в 1976 году окончила кафедру экономической географии СССР географического факультета МГУ. Доктор географических наук, специалист в области социально-экономического развития регионов, социальной и политической географии. Работает на кафедре экономической и социальной географии России географического факультета МГУ.
Эксперт отметила, что объем угля, который Кузбасс поставлял в Европу, невозможно перенаправить на азиатский рынок из-за ограниченной пропускной способности Транссиба.
— Что будет делать Кемеровская область — большой вопрос. Четверть экспорта шло на Европу, на Восток не перенаправишь, летать невозможно — самолетами уголь не возят, а соответственно, Транссиб забит полностью. Значит, будет снижение объемов производства. Потому что мы крупный, третий в мире экспортер угля. На Восток всё не перенаправишь, логистический затык. Снижение производства означает сжатие занятости. Масштабы будем смотреть, но они для этого региона, а это 56% всего производства угля в стране, они будут достаточно сильные, — сказала Наталья Зубаревич.
Эксперт также обозначила, что проблемы могут возникнуть с экспортом нефти и нефтепродуктов, из-за чего часть низкодебетных скважин в регионах России может быть законсервирована. Кроме этого, есть риски в строительстве жилья (сокращение ввода многоэтажного жилья) и на рынке труда (снижение занятости на крупных и средних предприятиях, рост занятости вне организаций).
Эксперт отметила, что принимаемые государством меры поддержки населения, бизнеса и регионов могут снизить негативные последствия санкций. В частности, она отметила, что увеличение числа и размера пособий для семей с детьми может дать особенно сильный эффект в республиках Северного Кавказа и на юге Сибири.
Ранее NGS42.RU поинтересовался у властей Кузбасса, как введенные санкции могут сказаться на экономике Кузбасса, а также повлияет ли возможный отказ стран Европы от угля на снижение доходов в региональный бюджет. В ответ в департаменте информационной политики администрации правительства Кузбасса сообщили со ссылкой на региональный Минфин, что по состоянию на начало марта было сложно дать обоснованную оценку.
Вместе с тем власти отметили, что сейчас цены на уголь на мировом рынке на 80–100% выше среднего уровня 2021 года.
— Высокие цены на уголь и рост курса иностранной валюты могут — при прочих равных условиях — компенсировать дополнительные издержки и снижение выручки угольной отрасли Кузбасса, связанные с возможным введением санкций в отношении отдельных российских компаний и банков, — сказано в ответе департамента от 4 марта на запрос NGS42.RU.